Миграционная проблема в Европейском союзе и на Ближнем Востоке стала важным вызовом для Европейского цивилизованного общества и для Европейского Союза в целом. Миграционный кризис стал мощным вызовом системе международных отношений и международному праву. Все прогрессивное общество должно объединиться за мир в конфликтных регионах и стабилизации международных отношений.
Ключевые слова: миграция, беженцы, Европейский Союз
МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ:
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
А.С. Рябоконь, студент ІІІ курса,
ОНУ имени И.И.Мечникова
Научный руководитель: М.И.Николаева,
канд. полит. наук, доцент
ОНУ имени И.И.Мечникова
Миграционный кризис в Европейском Союзе - это массовая миграция беженцев и мигрантов, которая была вызвана экономической, политической нестабильностью и этно-культурным кризисом в странах Магриба и Ближнего Востока. Рассматривая тему наплыва беженцев в Европейский союз, необходимо проанализировать правовой и политический аспект проблемы. Вопросы, связанные с предоставлением убежища, в последние годы постоянно находились в поле зрения европейских политиков, законодателей, правоохранительных служб, органов международных структур. Это вполне объяснимо на фоне весьма бурных миграционных процессов, в эпицентре которых на рубеже XX и XXI вв. оказалась Европа. В последнее время причинами миграции в ЕС стали вспышки насилия в африканских странах и на Ближнем Востоке, социально-политические потрясения в других регионах планеты. Эти все негативные факторы были вызваны, в том числе, и империалистической политикой США и ЕС. Под империализмом мы понимаем - политику современных экономически развитых государств направленную на экспорт капитала в слаборазвитые страны (кредиты, помощи и т.д.), создание международных экономических, политических и военных союзов для территориального деления мира между собой и провоцирование гражданских войн и цветных революций в странах, для их экономического подчинения. Под понятием беженец рассматривается человек, который покинул свою страну в результате природного или иного бедствия, и которому необходима защита другой страны [1, с. 77]. Под понятием мигрант подразумевается человек, который меняет свое место жительства вследствие экономической, политической или национально-правовой нестабильности.
Характеризуя современный миграционный кризис в ЕС можно отметить, что это самый большой миграционный кризис в Европе после Второй мировой войны. Количество мигрантов в передовых странах ЕС достигает 500000 человек из одной только Сирии. Странами, из которых самый большой поток мигрантов в Европейский союз, являются страны Магриба [2], Северной Африки, Сирия, Ирак и Афганистан. Девиантное поведение беженцев, культурные и религиозные противоречия между мигрантами и местными жителями вызвали кризис мультикультурализма в Европейском Союзе [3]. Необходимо выделить ряд факторов, которые обуславливают возникновение вооруженных конфликтов и являются источниками постоянной нестабильности на Ближнем Востоке и в странах Магриба. Как правило, рассматривают внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам, являющимся причинами нестабильности необходимо отнести, прежде всего, религиозный фактор. Ближний Восток, очень пестрый, в религиозном плане, регион, в котором компактно размещаются мусульмане, христиане, иудеи. Не прекращается конфликт между суннитами и шиитами в Ираке, в активную фазу перешли гонения на христиан и езидов. Шииты и сунниты формируют собственные религиозно-политические движения, одним из ярчайших примеров является шиитская «Хезболла» и суннитская Аль-Каида. Вследствии распада колониальной системы в середине ХХ века почти все страны Ближнего Востока получили независимость, однако границы были определены из принципа удобства и договоренности между империями доминирующими в этом регионе. Это привело к серьезным этнокультурным противоречиям. На территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана проживают курды численностью в 40 миллионов человек, начиная с ХХ века, этот народ борется за свою независимость. Большинство курдов поддерживают Рабочую Партию Курдистана во главе с Абдуллой Оджаланом. Однако курды проживающие на севере Ирака поддерживают Демократическую партию Курдистана во главе с Масудом Барзани, отец которого был основателем этой партии и лидером «Сентябрьского восстания» в 1961 году. Более-менее лояльно к курдам относились в Сирии и Иране. В Турции и Ираке курдам отказывали даже в статусе местной автономии, что приводило к восстаниям и заставило курдов применять метод партизанской войны. Еще одним серьезным этно-культурным кризисом, является проблема езидов, евреев, сирийских туркменов и многочисленных этнических групп в этом регионе. Следует отметить, что вооруженные столкновения имели место не только из-за ряда религиозных и этнокультурных противоречий, но и из-за взаимных территориальных притязаний стран Ближнего Востока. Примерами являются как Ирано-Иракская война (1980 – 1988 гг.), попытка иракской оккупации Кувейта в 1990 году так и израильская аннексия Голанских высот у Сирии в 1967 году.
Необходимо обратить внимание на ряд внешних факторов, которые обеспечивают постоянную нестабильность в странах Ближнего Востока и Магриба. Политика стран ЕС, США и их союзников направленная на установление постоянного контроля за ресурсами в регионе привела к разжиганию войн и конфликтов как внутри этих стран, так и между ними. Западные страны, отстаивая интересы крупнейших транснациональных корпораций используют методы военного запугивания и прямой вооруженной агрессии с последующей оккупацией желаемой страны или ее области. Такие действия наблюдались с 2004 по 2011 год в Ираке, где под предлогом поиска химического и атомного оружия армия США и стран НАТО оккупировала Ирак. В связи с вышеобозначенными и другими факторами, и возникшими из-за них кризисами в странах Ближнего Востока и Магриба, произошло изменение внешней политики стран ЕС и влияние международной политики на миграцию в страны ЕС. Европейский союз признал опасность ИГИЛ для человечества, но не прекратил поддержку других террористических группировок (в частности ССА, «Аль-Нусра» и других группировок вооруженной оппозиции) [4; с.14]. ЕС и США не хотят признавать легитимность президента Башара Асада, что способствует политической нестабильности в регионе. Международными правовыми актами в сфере контроля потока беженцев и мигрантов являются Женевская конвенция, Шенгенское соглашение, Дублинские согласования. Современный миграционный кризис вызвал кризис шенгенской системы и противоречия между странами ЕС (главным образом между экономическими развитыми и членами союза находящимися на границе Еврозоны).
Современные политики предлагают различные способы решения миграционного кризиса в ЕС. Миллиардер и один из богатейших людей Египта Нагиб Савирис предложил купить остров для размещения мигрантов. На острове египетский миллиардер предложил создать для сотен тысяч беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки новое государство и пообещал помочь с предоставлением рабочих мест - ведь все жилье и инфраструктуру придется возводить с нуля. "Таким образом, люди получат временное убежище. Если ситуация в зоне конфликтов улучшится, они смогут вернуться на родину, если того пожелают. С теми, кто ищет убежища, нужно обращаться как с людьми, а пока с ними обращаются как со скотом", - объяснил Савирис [5]. Но этот проект скорее утопия, ибо он противоречит многим нормам международного права, так как речь идет о новом государстве – члене международного сообщества. Недавно, Жан-Клод Юнкер после длительных переговоров с турецкими чиновниками, договорился, что отправка прибывших в Грецию беженцев в Турцию вполне законна. Это связано с двумя факторами: во-первых, ЕС идет на некоторые экономические и внешнеполитические уступки для Турции, в связи с миграционной кризисом, играя на проевропейском курсе турецкого руководства; во-вторых, эти соглашения помогают снизить нагрузку на ЕС и контролировать и ограничивать потоки беженцев. На этом фоне качественно выделяется предложение Коммунистической партии Греции, по преодолению миграционной кризиса и критика империалистической политики передовых стран ЕС. Коммунисты Греции предлагают усилить борьбу с причинами, которые вынуждают миллионы людей покидать свои дома, а также оказывать поддержку эмигрантам и беженцам, живущим в сложных нечеловеческих условиях. Требовать от правительств принятия необходимых мер по приему беженцев, предоставлению им достойных условий проживания, упразднению всех репрессивных механизмов ЕС, в том числе Регламента Дублин III [6].
Автор сторонник несколько другого подхода к решению миграционного кризиса, который направлен не на ликвидацию «симптомов» в виде миграции и бед связанных с ней, а направленных на ликвидацию самой «болезни», то есть причин, которые ведут к миграции.
По мнению автора, для обеспечения мира в Сирии необходимо: чтобы страны ЕС признали правительство Башара Асада легитимным и начали вести диалог с сирийским правительством; активная международная помощь в борьбе с террористами из ИГИЛ, проникающих в ЕС; создание добровольческих вооруженных отрядов из беженцев для борьбы с ИГИЛ; проведение крупномасштабной наземной операции против ИГИЛ; международное регулирование курдского вопроса. В странах Ближнего Востока и Магриба необходимо ввести контроль ООН над границами государств, в которых происходят гражданские войны и вооруженные конфликты.
В сфере экономики в указанных странах необходимо проводить политику: национализации земли, банков, крупных промышленных объектов и нефтедобывающей/нефтеперерабатывающей отрасли экономики; введения прогрессивного налогообложения; конфискация имущества у лиц причастных к финансированию терроризма и к какому-либо участию в террористических организациях и направление изъятых средств в Фонд возвращения граждан; создание Фонда возвращения граждан целью, которого является восстановления жилищно-коммунальной сферы, инфраструктуры и возвращение мигрантов во вновь отстроенные дома.
В социальной и культурной сфере необходимо: отделение церкви от государства, проведение секуляризации церковного имущества; отделение церкви от образования и введение светской программы образования; обеспечение равноправия мужчин и женщин абсолютно во всех сферах производства и общественной жизни.
Миграционная проблема в Европейском союзе и на Ближнем Востоке стала важным вызовом для Европейского цивилизованного общества и для Европейского Союза в целом. Миграционный кризис стал мощным вызовом системе международных отношений и международному праву. Все прогрессивное общество должно объединиться за мир в конфликтных регионах и стабилизации международных отношений.
Список использованной литературы
Балах В. В. Проблемные вопросы миграционных процессов / В. В. Балах // Международные процессы. – 2007. – № 3. – С. 134 –135.
Подцероб А. Б. Ливийская трагедия: причины и последствия [Электронный ресурс] / А. Б. Подцероб. — 2012. – Режим доступа : http://www.iimes.ru/?p=13368. – Название с экрана.
Драгович Ф. Миграция влияет на безопасность. / Ф. Драгович// Сoncordian. – 2012. – № 3. – С. 14.
Лента.ру. Миллиардер из Египта хочет купить остров для мигрантов [Электронный ресурс] / Летна.ру. — 2015. — Режим доступа : https://lenta.ru/news/2015/09/04/refugeers/. — Название с экрана.
Заявление ЦК Коммунистической партии Греции. Позиции КПГ по проблеме мигрантов и беженцев [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа : http://ru.kke.gr/ru/articles/--00541/. – Название с экрана.
Библиографическая ссылка
Рябоконь А. С. Миграционный кризис в европейском союзе: политико-правовой аспект
// . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-88 (дата обращения:
22.01.2025).