В статье рассматриваются достоинства и недостатки использования различных организационно-правовых форм для организации туристического предприятия
Ключевые слова: туристическая деятельность, организационно-правовая форма
ОПТИМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
О. А. Красовская, студентка 4 курса.
Ю. И. Бобруйко, студентка 4 курса.
Научный руководитель: А. В. Курач,
преподаватель Барановичский государственный университет
При выборе организационно – правовой формы деятельности нужно определить требуемый уровень и объём возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнёров, существующего в стране законодательства.
По законам Республики Беларусь туристическое предприятие может создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), закрытого (ЗАО) и открытого (ОАО) акционерного общества, частного унитарного предприятия (ЧУП).
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - то учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, учредительный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров и число участников которого ограничено по Закону об обществах с ограниченной ответственностью.
Количество учредителей ООО не может превышать 50 человек, при этом размер уставного фонда может быть любым. Туристическое предприятие данной организационно-правовой формы действует на основании Устава. Правом собственности на имущество обладает общество. УчастникиООО не отвечают по обязательствам общества, однако несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости, внесенных ими в уставный капитал.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - это общество с ограниченной ответственностью, участники которого несут субсидированную ответственность по его обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в соответствии с учредительными документами общества [1].
ОДО отличается от ООО лишь степенью ответственности. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее 50 базовых величин. Несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Закрытое акционерное общество (ЗАО) - это акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.
Количество участников ЗАО не превышает 50 человек, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Уставом. Уставный фонд должен составлять не менее 100 базовых величин. Право собственности на имущество принадлежит обществу. Учредители ее отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество (ОАО) - это акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров [2].
Количество акционеров в ОАО, в отличии от ЗАО, не ограничено. Уставный фонд такого предприятия не менее 400 базовых величин. Вся деятельность организации построена на основании Устава. Ответственность участников ОАО совпадает с ответственностью ЗАО.
Частное унитарное предприятие (ЧУП) - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество [3].
Учредителем может являться только одно лицо: юридическое или физическое лицо, резидент и нерезидент Республики Беларусь. ЧУП действует на основании Устава. Уставный фонд устанавливается в любом размере. Право собственности имуществом принадлежит самому собственнику, который не отвечает по обязательствам предприятия.
Как свидетельствуют данные официальной статистики, 54,6 % малых предприятий республики функционируют в форме частных унитарных предприятий (ЧУП), 27 % - в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), 12,5 % - в форме обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), 2 % - в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО), 0,6 % - в форме открытых акционерных обществ (ОАО) и 3,4 % составляют прочие организации [4].
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что самой простой и оптимальной формой для туристического предприятия является ЧУП. Именно такое предприятие позволяет учредителю не нести ответственность за убытки фирмы и тем самым сохраняет его средства.
В мировой практике также широкое распространение получили такие формы управления как: управление по контракту, аренда и франчайзинг. Поэтому имеет смысл ознакомится с ними, с целью рассмотрения применения зарубежного опыта в практике управления отечественными предприятиями.
Управление по контракту - письменное соглашение, которое заключается между владельцем отеля и компанией или менеджером, специализирующихся в управлении такого типа предприятиями. Компания, осуществляющая управление по контракту, как правило, не получает никаких прав на имущество гостиничного предприятия.
Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными или функционально-операционными компаниями.
Сущность франчайзинга состоит в таком способе ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменного товарного знака. При этом франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты и качество проектов. Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведения рекламной кампании.
Ещё одной формой организации туристического предприятия является договор аренды. Договор аренды предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.Передача предприятия арендатору осуществляется по передаточному акту.Договор аренды предприятия заключается на срок, установленный договором. Если в договоре аренды предприятия срок аренды не установлен, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.Арендатор предприятия обязан своевременно вносить плату за пользование предприятием как имущественным комплексом, порядок, условия и сроки внесения которой устанавливаются договором аренды предприятия [7].
Научная библиотека учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машеров» [Электронный ресурс] / Организация деятельности предприятий индустрии туризма. – Режим доступа: http://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/2803/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%A2.%20%D0%9C..pdf?sequence=3&isAllowed=y. – Дата доступа: 12.03.2016.
Красовская О. А., Бобруйко Ю. И. Оптимальная организационно-правовая форма туристического предприятия // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-82 (дата обращения:
22.01.2025).