Изучив мировой опыт создания и функционирования ОЭЗ, можно сказать, что в России при корректном законодательстве и устранении недостатков и недоработок в области ОЭЗ возможно эффективное и результативное функционирование таких территорий. ОЭЗ должны стать одним из путей интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
А.И. Нурдавлятова, студентка 1 курса.
Башкирский государственный университет
Научный руководитель: Н. Г. Вишневская,
к.э.н., доцент, Башкирский государственный университет
Формирование и развитие инновационного сектора экономики – одно из важнейших направлений политики любого государства. Так, одним из способов привлечения не только отечественных, но и иностранных инвестиций, является создание особых экономических зон (далее ОЭЗ).
ОЭЗ – это ограниченная территория с особым юридическим статусом и льготными условиями для предпринимателей. Главная цель создания таких зон – привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства, создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны в качестве посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством. Кроме того, в регионе, на территории которого создаются все условия для успешного развития предприятий, активизируются экономический потенциал, повышается уровень занятости населения и ведется подготовка высококвалифицированных кадров.
Первые шаги по созданию ОЭЗ были приняты в СССР в конце 1980-х годов. А в начале 1990-х их насчитывалось около 8. Однако многие эксперты считают, что они фактически представляли собой участки территорий с режимом, позволяющим легализовать нелегальный бизнес, часто выявлялся уход от налогов и подкуп местного руководства. А все потому, что в стране отсутствовала четкая законодательная база, регламентирующая механизм образования и функционирования таких зон. В связи с этим федеральные власти приняли решение о прекращении действия зональных режимов.
С 2005 года в России вновь создаютсяОЭЗ. Был принят закон «Об особых экономических зонах в РФ» [4], в котором заложена единая правовая основа их создания и функционирования. В соответствии с данным документом резидентам ОЭЗ представился широкий спектр преференций: освобождение от уплаты налога на прибыль, земельного налога, налога на имущество. Иностранные товары, помещенные резидентами в ОЭЗ, попадают под действие режимов свободной таможенной зоны.
Это позволило за последние десять лет привлечь в ОЭЗ России более 400 инвесторов из 29 стран. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Itochu, Sojitz, AirLiquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, GeneralMotors, NokiaSiemens, Network, Ford, Arkray. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 511 миллиардов рублей, создано около 150 тыс. рабочих мест [3].
На сегодняшний день в России зафиксировано 28 ОЭЗ четырех типов: 6 промышленно-производительных, 5 технико-внедренческих, 14 туристско-рекреационных, 3 портовых. Отдельные из них представлены в таблице 1.
Таблица 1. Особые экономические зоны России
Назва-ние
Регион
Осуще-ствлен-ныеинвести-циигосудар-ством
Коли-чество рези-дентов
Направление деятельности компаний
Технико-внедренческие
Зелено-град
Москва
22,6
37
микроэлектроника, энергосберегающие технологии, биотехника, IT,коммуникационные технологии, лазерные и плазменные технологии.
Промышленно-производительные
Липецк
Липец-кая область
7,5
23
энергетическое оборудование, элементы и системы альтернативной энергетики, бытовая техника, медицинское оборудование, строительные материалы, био- нано материалы.
Алабуга
Татар-стан
23
42
автомобилестроение, авто компоненты, приборостроение, нефтехимия, композитные и строительные материалы.
авиастроение и техническое обслуживание воздушных судов, электроника, приборостроение, композиционный материалы, электрооборудования оптовая торговля.
Несмотря на все преимущества ОЭЗ, инвесторы не спешат вкладываться. Основные причины заключаются в следующем.
Во-первых, компания может быть зарегистрирована только на территории муниципального образования, резидент не в праве иметь фирмы и представительства за пределами территории ОЭЗ.
Во-вторых, существуют различные ограничения в отношении вложений. Так, например, для промышленно-производственной деятельности минимальные капиталовложения должны составлять не менее 120 млн. рублей, из которых 40 млн. вкладываются в течении 3-х лет с момента заключения соглашения.
В-третьих, ОЭЗ в основном расположены далеко от крупных городских центров, из-за этого снижается их привлекательность для рабочий силы и для бизнеса.
Помимо этого, существуют и индивидуальные проблемы в каждом типе ОЭЗ.
Промышленно-производственный тип ОЭЗ нуждается в трудовых ресурсах. Россия владеет высокообразованными и имеющими хорошую профессиональную подготовку специалистами, которые гораздо дешевле западных. Однако необходимые условия для исследовательской работы, созданные в развитых странах, более привлекательны для людей. Кроме того, Россию в последние годы в вопросе подготовки кадров, обгоняют азиатские страны, такие как Китай и Индия. Научный потенциал России серьезно ослабляет «утечка мозгов» в другие страны. Руководству следует предложить специалистам более привлекательные условия: заработную плату, превышающие их существующий доход более чем на 30 %, дополнительные бонусные схемы, гарантии и льготы.
Российские ОЭЗ не образуют интегрированной сети: существуют лишь отдельные обособленные инновационно-ориентированные участки экономики. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты вместе в соответствующими государственными учреждениями образуют большую национальную сеть научных организаций. Вместе с тем, в технико-внедренческом типе ОЭЗ существует острый дефицит в практической деятельности по созданию новых продуктов и разработке новых технологий. В России лишь 30 % расходов на научно-технические разработки финансируются бизнесом, тогда как аналогичный показатель в ЕС – 50%, в США – 60 %, в Японии почти 75% [1]. Помимо этого, в таких зонах полностью запрещено производство, возможен лишь выпуск опытных партий продукции.
Туристско-рекреационные зоны расположены в районах с красивой природой. Однако эти зоны находятся в крайней удаленности от административных центров, где отмечается низкое развитие транспортной инфраструктуры. Поэтому более целесообразным направлением зональной политики представляется не сколько созданием новых туристских зон, сколько дальнейшее благоустройство и развитие уже существующих.
Портовые зоны следует размещать в местах, где они когда-нибудь смогут существовать без административных льгот и привилегий. Сейчас такому критерию отвечает лишь морской порт, расположенный вблизи Японии.
В последнее время репутация ОЭЗ у российских работников, бизнесменов улучшилось. Однако потребуется много времени для того, чтобы эти территории смогли приобрести известность за рубежом. Администрации ОЭЗ следует разработать более активную деятельность в создании рекламы и продвижению зоны. Должна существовать доступная информация в открытых источниках обо всех привилегиях ведения бизнеса на данной территории.
Перспективы повышения эффективности ОЭЗ связаны не только с реформированием уже существующих типов, но и созданием абсолютно новых направлений хозяйственно-территориальных образований. Решение о внедрении проекта новых ОЭЗ требует критического подхода, большой подготовленной работы и обдуманных решений федеральных, региональных и местных властей. Необходимо проводить тщательный анализ вновь создающихся и действующих ОЭЗ.
Изучив мировой опыт создания и функционирования ОЭЗ, можно сказать, что в России при корректном законодательстве и устранении недостатков и недоработок в области ОЭЗ возможно эффективное и результативное функционирование таких территорий. ОЭЗ должны стать одним из путей интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
ЛИТЕРАТУРА
Институт экономики и антикризисного управления // Информационно-образовательный портал - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ieay.ru/
Лютова М. Особые экономические зоны в России// Электронная газета. -10.06.15 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vedomosti.ru
Министерство экономического развития РФ//[Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru
Об особых экономических зонах в РФ: федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ (в редакции федеральных законов от 3 июня 2006 г. №76-ФЗ, от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ, от 23 июля 2008 г №160-ФЗ, от 25 декабря 2009 г. №340-ФЗ) // [Электронный ресурс]. –URL: http://www.consultant.ru
Нурдавлятова А. И. Особые экономические зоны Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-75 (дата обращения:
22.01.2025).