Автор отмечает очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, а так же в области налогообложения субъектов хозяйствования, направлены на улучшение делового климата и развития предпринимательства в Республике Беларусь.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С.Ю.Гресь, студентка магистратуры 1 года обучения
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Научный руководитель: Л.И.Леутина,
к.э.н., доцент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность.
Как показывает опыт развитых стран, предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься бизнесом. Для экономики в целом деятельность индивидуальных предпринимателей оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Поэтому, соответственно реформирование экономики Белоруссии невозможно без развития и совершенствования предпринимательства. В Республике Беларусь к субъектам предпринимательства относятся также и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.
Особое значение предпринимательство имеет в современных условиях хозяйствования. По существу, наряду с приватизацией предпринимательство создает фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Предпринимательство обеспечивает: увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта необратимости реформ; рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии; создание новых рабочих мест; внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств; мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности.
Предпринимательство в странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Поэтому проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики. А данное реформирование не возможно без изменений в системе существующего налогообложения субъектов предпринимательства.
Анализируя развитие предпринимательства в Республике Беларусь в условиях поиска путей совершенствования налогообложения индивидуальных предпринимателей, следует учитывать, что в Беларуси характерной чертой малого предпринимательства является его полутеневой характер - около половины рассматриваемых субъектов совершают операции, не отражаемые в официальной отчётности.
Суть проблемы в основном во внешних условиях деятельности субъектов малого предпринимательства, которая проходила и проходит периоды реформирования, в связи с коренной перестройкой экономики Беларуси, и зачастую далеко не всегда учитывала специфику данных субъектов.
К проблемам воздействия внешней среды на деятельность индивидуального предпринимательства относятся: часто меняющаяся законодательная база, усложненные системы налогообложения физических лиц, занимающихся малым бизнесом, информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, которые непосредственно влияют на деятельность субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в частности [2].
К тому же следует обратить внимание на сложившиеся в Республике Беларусь негативные последствия влияния вышеуказанных факторов:
- наличие нестабильного нормативно-правового поля привело к ориентации большинства субъектов малого предпринимательства на деятельность не в реальном секторе экономики, а в отрасли торговли и общественного питания, которая более быстро адаптируется к изменяющейся внешней среде;
- отсутствие оперативного выявления проблем и негативных тенденций развития субъектов малого предпринимательства, что приводит к медленному и недостаточному поиску способов решения возникающих проблем.
В целях создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития необходимо [3]:
- обеспечить проведение на постоянной основе работы по снижению налоговой нагрузки;
- кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе посредством обеспечения реализации принципа "одно окно";
- обеспечить максимальное расширение сферы применения электронного документооборота;
- максимально приблизить налоговую систему Республики Беларусь с действующими в европейских странах;
- обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- пересмотреть существующую систему административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда;
- снижения минимального и максимального размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности;
- установить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;
- придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу [1].
Все вышеперечисленные очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, а так же в области налогообложения субъектов хозяйствования, направлены на улучшение делового климата и развития предпринимательства в Республике Беларусь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киреева Е.Ф. Основные тенденции в развитии налоговой системы Республики Беларусь // Финансы. Учет. Аудит. 2006. № 9 .
2. Морозова Н.Г. Совершенствование системы налогообложения малого бизнеса. М.: Экономистъ, 2006.
Гресь С. Ю. Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-67 (дата обращения:
22.01.2025).