Экономические науки
Методические основы формирования и повышения прибыли на предприятии
Смольский В. А. 1
1. Минский инновационный университет
Резюме:
Совершенствование систем оплаты труда должно предполагать ориентацию их на конечные результаты деятельности предприятия и прежде всего на повышение конкурентоспособности, увеличения продаж и рост прибыли
Ключевые слова: источники прибыли, формирование прибыли
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В.А. Смольский студент 4 курса.
Минский инновационный университет
Научный руководитель: А.С. Головачёв,
д.э.н., профессор, Минский инновационный университет
Прибыль сложная и многофакторная экономическая категория. Поэтому её исследование требует особого подхода к принятию организационно-технических и производственно- экономических решений, создания благоприятных условий для реализации мер по наращиванию прибыли, выявлению основных резервов и определению путей воздействия на ее величину. В теоретическом и практическом плане необходимо установить прибылеобразующие факторы и показатели, которые оказывают влияние на прибыль, определить количественные параметры влияния каждого из них на конечный результат деятельности предприятия.
Исследования показывают, что повышение прибыли предприятий включает реализацию следующих трех блоков основных направлений.
1. Направление повышения прибыли, исходящие из возможностей использования материально-технических, организационно-управленческих, социальных и экономических факторов:
- снижение материальных затрат на производство на основе использования прогрессивных и экономичных предметов труда;
-
увеличение объемов производства и (или) повышение цены реализации на основе повышения качества продукции, проведения модернизации и реконструкции предприятия или применения прогрессивного и производительного технологического оборудования;
-
увеличение объемов производства, повышение цены реализации, снижение затрат на производство, осуществление структурных сдвигов в производимой и реализуемой продукции на основе освоения производства новых более совершенных видов продукции и разработки стратегии и тактики деятельности предприятия;
-
увеличение объемов производства, повышение цены реализации и снижение затрат на производстве на основе планирования деятельности предприятия, организации и экономического стимулирования производства;
-
увеличение объемов производства на основе совершенствования организации труда, улучшения условий труда и отдыха, повышения квалификации работников;
-
увеличение объемов производства на основе использования неценовых факторов в области формирования спроса на продукцию (организация рекламы продукции, сервисное обслуживание, создание имиджа предприятия и формирование брендов);
-
увеличение объемов производства, повышение цены реализации, снижение затрат на производства, осуществление структурных сдвигов в производстве на основе использования госзаказа на выпуск продукции, индексации доходов и сбережений, издания положений и постановлений, регламентирующих деятельность предприятия[1,2].
2. Стратегические резервы повышения прибыли, источниками которых являются внешние факторы по отношению к предприятию (рыночно-конъюнктурные, правовые, административно-государственные). Такие резервы характеризуются комплексным характером и включают:
-
резерв увеличения разницы между ценой реализации товара и затратами на его производство и осуществление реализации. Этот резерв имеет место тогда, когда рост цены товара опережает рост затрат на его производство и реализацию, что является следствием разработки и осуществления стратегии развития предприятия, повышения качества продукции, производства новых, более совершенных моделей выпускаемой продукции;
-
резерв увеличения произведения объема производства и прибыли от реализации единицы продукции. Этот резерв заключается в том, что, как правило, рост одного сомножителя этого произведения компенсирует снижение другого сомножителя, но так, чтобы конечный результат возрастал.
Реализация стратегических (комплексных) резервов связана с разработкой стратегических направлений функционирования предприятия. Одна из стратегий заключается в том, что реализация товаров осуществляется по максимально возможным ценам при минимально необходимом уровне объема производства этих товаров. Другая стратегия (полярно противоположна первой стратегии) предполагает установление минимально возможных цен и рост объема производства продукции в связи с увеличением спроса на нее. Третья стратегия золотой середины, когда и цены реализации товаров и объем их производства устанавливается на уровне между двумя рассмотренными стратегиями, т.е. ближе к середине. Могут быть приняты и другие стратегии со смещением цен и объема производства от середины в ту или иную сторону.
Процесс управления прибылью зависит как от использования действующих факторов (внутрипроизводственных и внешних), так и от их последствий. В целях изучения тенденций изменения прибыли в зависимости от динамики ряда факторов-показателей в условиях высокой степени неопределенности рынка и принятия планово-управленческих решений по росту прибыли, представляется целесообразным использовать математическое моделирование.
Особое значение при формировании прибыли имеют следующие показатели, отражающие структурные сдвиги при переходе из базисного в плановый период: изменения объемов реализации; изменения цены реализации продукции; соотношений цены и себестоимости единицы продукции; структуры себестоимости единицы продукции в базисном периоде с учетом переменных и постоянных затрат на единицу продукции QUOTE  |