ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения
Путов И. А. 1

1. ЧУО "БИП - Институт правоведения", Гродненский филиал

Резюме:

в статье исследуются актуальные проблемы легализации полученных преступным путем доходов

Ключевые слова: противодействие легализации доходов, полученных преступным путем


 

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

И.А. ПУТОВ,студент 5 курса.

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель:И.А.Белова

к.ю.н., доцент, Гродненский филиал БИП

 

 

К мерам по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения относятся:

внутренний контроль;

особый контроль;

приостановление перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь с учетом требований, предусмотренных законодательством Таможенного союза;

запрет на информирование участников финансовой операции о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, если иное не предусмотрено настоящим Законом;

иные меры в соответствии с законодательными актами.

Внутренний контроль осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, предполагающего разработку и реализацию лицами, осуществляющими финансовые операции, процедур управления (выявления, оценки, мониторинга, контроля, ограничения (снижения)) рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. Риск-ориентированный подход предполагает применение расширенных мер внутреннего контроля при наличии высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, и применение упрощенных мер внутреннего контроля при наличии низкой степени такого риска в порядке, установленном правилами внутреннего контроля.[1, ст.418]

Правила внутреннего контроля определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом общих требований, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, а банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», лизинговыми организациями – также с учетом требований, определяемых Национальным банком Республики Беларусь.

Правила внутреннего контроля должны включать:

процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;

порядок применения мер внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения с учетом выявленных рисков;

порядок приостановления финансовой операции в случае, определенном абзацем одиннадцатым части первой статьи 6 настоящего Закона;

порядок осуществления мониторинга денежных (банковских, почтовых) переводов в (из) государство (на (с) территорию), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – рекомендации ФАТФ), не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Порядок определения перечня указанных государств (территорий) и его опубликования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;

порядок идентификации участников финансовой операции и обновления (актуализации) сведений о них;

порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю;

порядок осуществления мониторинга финансовых операций лиц и организаций, указанных в абзаце пятнадцатом части первой статьи 6 настоящего Закона;

порядок обеспечения хранения и конфиденциальности информации;

требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц;

критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций. Такие критерии и признаки должны учитывать особенности деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции.

Правила внутреннего контроля для банков дополнительно должны включать:

критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые могут являться основаниями для отказа в осуществлении финансовой операции (за исключением поступления денежных средств), критерии отказа в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания, прекращения или приостановления оказания услуг посредством этой системы. Такие критерии и признаки должны учитывать особенности деятельности банков;

порядок информирования клиента о приостановлении банками финансовой операции и об отказе в ее осуществлении, отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, о прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы, об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме.[2]

Критерии и признаки, указанные в абзаце втором части четвертой настоящей статьи, определяются банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» с учетом особенностей их деятельности из числа критериев и признаков, устанавливаемых Национальным банком Республики Беларусь, а дополнительные критерии и признаки могут определяться ими с предварительным уведомлением Национального банка Республики Беларусь не позднее чем за один месяц до их введения в действие. Национальный банк Республики Беларусь в течение двадцати рабочих дней со дня получения уведомления вправе направить банку, небанковской кредитно-финансовой организации, открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» свои мотивированные возражения. В этом случае критерии и признаки, в отношении которых высказаны возражения, в действие не вводятся.

Контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в пределах своей компетенции осуществляют:

Национальный банк Республики Беларусь – в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», лизинговых организаций;

Министерство финансов Республики Беларусь – в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе фондовых бирж; лиц, осуществляющих торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями; ломбардов, пунктов скупки в части осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями; аудиторских организаций, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающих профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций; страховых организаций и страховых брокеров; организаторов лотерей и электронных интерактивных игр;

Министерство юстиции Республики Беларусь – в отношении нотариусов, организаций, оказывающих риэлтерские услуги и принимающих участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента, организаций и индивидуальных предпринимателей, адвокатов и адвокатских бюро, оказывающих юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций, управлением денежными средствами или иным имуществом;

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь – в отношении операторов почтовой связи;

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь – в отношении организаторов азартных игр;

Министерство торговли Республики Беларусь – в отношении товарных бирж;

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – в отношении организаций, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции:

утверждают типовые правила внутреннего контроля с учетом особенностей деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции, в соответствии с общими требованиями к правилам внутреннего контроля;

осуществляют методическое руководство деятельностью подконтрольных лиц, осуществляющих финансовые операции, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения с учетом выявленных рисков в соответствующей области деятельности;

координируют деятельность подконтрольных лиц, осуществляющих финансовые операции, по организации внутреннего контроля и управлению рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;

разрабатывают рекомендации для подконтрольных лиц, осуществляющих финансовые операции, по критериям выявления и признакам подозрительных финансовых операций, связанных с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, с учетом особенностей деятельности таких лиц;

обобщают практику применения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в соответствующей области деятельности и разрабатывают предложения по его совершенствованию;

проводят мероприятия по предупреждению нарушений законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

применяют в соответствии с законодательными актами меры ответственности к лицам, нарушившим законодательство о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

вправе устанавливать требования по представлению подконтрольными лицами, осуществляющими финансовые операции, отчетности по операциям, подлежащим особому контролю.

Национальный банк Республики Беларусь размещает на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет информацию о привлечении банка, небанковской кредитно-финансовой организации, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» к административной ответственности за неисполнение законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания.

Государственные органы в случае выявления фактов непредставления информации о финансовой операции, подлежащей особому контролю, либо об иных нарушениях законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения в течение пяти рабочих дней со дня подписания соответствующего акта проверки информируют об этом орган финансового мониторинга.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 октября 2000 г., № 441-3: Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года: Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года.

2. О некоторых вопросах развития цифровых банковских технологий:Указ Президента Республики Беларусь 01 декабря 2015 г. № 478. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Библиографическая ссылка

Путов И. А. Предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-61 (дата обращения: 22.01.2025).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 323 | За неделю: 323 | Всего: 323


Комментарии (0)