Членство в ЕАЭС дает Кыргызстану новые возможности, открываются широкие двери рынка сбыта товаров, работ и услуг. Интеграция в состав организации дает хороший шанс на развитие промышленности и сельского хозяйства Кыргызстана через открытие рынков других стран ЕАЭС (в первую очередь, России и Казахстана),
Особенности налогового регулирования внешней торговли в КыргызскойРеспублике.
Олжобаев Ж.О студент 3 курса
КГЮА, ФУП.
Научный руководитель: Мусаева В.А.
ст. преподаватель КГЮА, ФУП
Внешняя торговля государства, если рассматривать ее в философском смысле, является экономическим лицом страны в мире. Действительно, когда есть необходимость оценки экономического положения страны, к примеру, международными экономическими, финансовыми или иными организациями, то следует изучить и оценить показатели внешней торговли страны. Государственная политика в области внешней торговли находится на начальной стадии формирования.
Внешнеторговая деятельность в Кыргызской Республике регулируется Конституцией, иными правовыми актами республики, а также общепризнанными международными принципами и договорами. Недавно парламентом Кыргызстана принят Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике». В числе основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности определены такие, как[1]:
* единство внешнеторговой политики;
* единство политики экспортного контроля;
* единство таможенной территории;
* защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, их равенство и недискриминация;
* исключение неоправданного вмешательства правительства во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба ее участникам и экономике в целом.
По существу, внешнюю торговлю государства можно определить индикаторомэкономического положениястраны:
- по соотношению объемов экспорта и импорта торговли определяется состояние товарного производства страны, являющейся фундаментальной основой экономики государства;
- по структуре экспорта и импорта определяется состояние (уровень развития) сфер товарного производства страны;
- показатель дефицита во внешней торговле характеризует достаточно приличную часть внешнего долга государства;
- по перечню государств, с которыми осуществляются внешние торговые операции, определяется товарный и торгово-экономический потенциал страны;
- по соотношению импорта товаров и товарному производству государства устанавливается товарная безопасность страны, в особенности продовольственная безопасность;
- в зависимости от качества и потребительских или производственных признаков экспортируемых товаров определяется состояние технологии товарного производства в государстве;
Если посмотреть период советской истории Кыргызстана по вывозу продукции из республики чтобы оценить былые возможности республики по производству и вывозу товаров надо знать, что в условиях советского союза с территории современного Кыргызстана основной экспортной продукцией был живой скот, вывоз которых исчислялся сотнями тысяч голов.
В 1969 – 1973 годах Кыргызстан экспортирует продукцию в 65 стран мира. К середине семидесятых годов республика экспортирует более 90 видов товаров в 68 зарубежных стран, в том числе 20 азиатских государств, 19 европейских, 18 африканских и 3 американских государств. Необходимо выделить три основные формы внешнеторговой деятельности, объективно существующих и проводимых в Кыргызской Республике: торговля (экспортно-импортные операции), международные инвестиции и международное лицензирование (торговля продуктами интеллектуальной собственности)[3].
Следует подчеркнуть особую роль Кыргызского государства, как субъекта внешнеторговой деятельности, так как государство, являясь субъектом ВТД также является субъектом международного экономического права и играет важную роль в правовом регулировании ВТД в частности, путем заключения международных соглашений может создавать международно-правовые нормы, обязательные для всех остальных субъектов ВТД.
Больше всего Кыргызстан экспортирует продукцию сельского хозяйства (фрукты и овощи, хлопок-волокно, табак), пищевой переработки (молочная, мясная), легкой (швейные изделия) и обрабатывающей промышленности (стекло, радиаторы).
Из общего объема экспорта КР 20 процентов овощей и фруктов приходится на Россию. Остальной объем поставляется в Казахстан. РФ также импортирует из Кыргызстана 68,1 процента хлопка-волокна, 12 процентов стекла, 64 процента табака. РК забирает себе 99 процентов молочной продукции, 74 процента живых животных, 98 процентов швейных изделий.
И уже с начала 2015 года объем торговли Кыргызстана со странами ЕАЭС составил $1,6 млрд.
В связи со всем этим, возникает вопрос регулирования, контроля и поддержания внешней торговли.
Например,если взять налоговое регулирование России,которая применяется странам, не входящим в состав ЕАЭС она применяет два вида налога, это налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Они относятся кпара тарифным мерам системы тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Также данныепаратарифныемеры регулирования внешней торговли призваны, с одной стороны, защитить российский внутренний рынок от иностранной конкуренции и поддержать отечественное производство. С другой стороны, таможенные налоги необходимы для регулирования ввоза продукции, которая непроизводится на территории российского государства.
Кроме того, в основном применяется нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый с помощью введения количественных ограничений на ввоз и вывоз определенных товаров.
В отличии от России в Кыргызстане регулирование и контроль внешнеторговой деятельности в основном направлена на стимулирование и поддержание отечественных организаций и предпринимателей, и в связи с этим Кыргызстан cо вступлением вЕАЭС принял меры снижения налогов, для того, чтобы наши отечественные производители могли выйти на новые рынки, на более высокий уровень.
Сейчас государство регулирует данный процесс с помощью налогов, точнее говоря разрабатывает конкурентоспособную налоговую систему страны в условиях членства в ЕАЭС. К ним можно отнести.
1. Отмену обложения налогом с продаж экспорта товаров, работ, услуг которые реализуются вне территории КР.
2. Увеличение в два раза регистрационного порога по НДС, то есть (с 4 млн до 8 млн сом).
3. Налоговая отчетность переведена с ежемесячной на ежеквартальную.
4. Освобождение новых предпринимателей от проверок на 3 года.
5. Кроме того с 1 июля 2016 года в два раза будут снижены ставки единого налога, если сегодня составляют 4 % и 6 % с 1 июля будут составлять 2 % и 3 %.
В КР внешнеторговая деятельность регулируется Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности вКыргызской Республике»и другими законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.Говоря о законе регулирующем внешнюю торговлю можно сказать, что там тоже содержатся статьи которые стимулируют внешнюю торговлю нашей страны. Несколько статей об этом.
Статья 20. Программы развития внешнеторговой деятельности.
В целях стимулирования роста национальной экономики Правительство Кыргызской Республики и органы местного самоуправления способствуют развитию внешнеторговой деятельности.
Статья 22. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.
Деятельности Правительство Кыргызской Республики в рамках своей компетенции и в лице своего уполномоченного органа осуществляет в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики мероприятия, включая необходимое их финансирование, по содействию развития внешнеторговой деятельности[1]:
Исходя из этого можно сделать вывод, что правительство нашей республике принимает разные меры для того, чтобы больше стимулировать, поддержать и вывести наше производство и наших производителей за пределы Кыргызской Республики.
Членство в ЕАЭС дает нам новые возможности, открываются широкие двери рынка сбыта товаров, работ и услуг. Интеграция в состав организации дает хороший шанс на развитие промышленности и сельского хозяйства Кыргызстана через открытие рынков других стран ЕАЭС (в первую очередь, России и Казахстана),
Литература
1.Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике»
2. Налоговый кодекс Кыргызской Республики
3 Э. В. Самигуллин «Внешняя торговля Кыргызстана: история, анализ, оценка»
Олжобаев Ж. О. Особенности налогового регулирования внешней торговли в Кыргызской Республике. // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-56 (дата обращения:
22.01.2025).