Авторы приходят к выводу, что повышению конкурентоспособности белорусского государства будут способствовать создание новых высокотехнологичных наукоёмких предприятий и производств, а также модернизация действующих предприятий и динамичное развитие технологически передовых отраслей производства
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Попова Е.А., студентка 5 курса.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Рокач И.А., студент 4 курса.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Научный руководитель: Пономарёва Н.А.,
к.э.н., доцент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Одним из главных факторов, которые обусловили развитие Республики Беларусь за последнее время, стало привлечение должного внимания к инновациям. В общем смысле инновации можно определить как новшество, которое не было известно раньше, новое изобретение, открытие или явление. Инновации, непрерывное совершенствование различных сфер деятельности путём использования новых знаний и технологий, являются основным условием структурной перестройки экономики и повышения конкурентоспособности страны – как на внутреннем, так и на внешних рынках..
Инновационная политика любого государства является составной частью государственной социально-экономической политики, и в настоящее время в Республике Беларусь инновационное развитие осуществляется в соответствии с Законом № 425-З от 10.02.2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», а также Государственной программой инновационного развития на 2016-2020 гг. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, основной целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [1].
На сегодняшний день главной научно-инновационной задачей белорусского государства остаётся обеспечение динамичного развития технологически передовых отраслей производства. Для этого необходимо создавать благоприятные условия для развития высокоэффективных наукоемких технологий, технологического перевооружения и повышения инновационной активности предприятий, ускоренного обновления их основных фондов. Необходимо отметить, что в 2015 г. доля инновационно активных организаций в общем числе организаций составила 40% по сравнению с прогнозируемыми 19%. Объём экспорта высокотехнологичной и наукоёмкой продукции составил 7950,0 млн. дол. США, а доля экспорта высокотехнологичной и наукоёмкой продукции в общем объеме белорусского экспорта составила в среднем 13%, что также выше прогнозируемых показателей [2]. К 2015 г. в белорусском государстве была освоена и выпущена новая продукция по 305 заданиям Государственной научно-технической программы, введены в эксплуатацию 985 объектов, в том числе создано 352 новых производства на действующих предприятиях, модернизировано 502 производства и создано 131 новое предприятие [3].
Однако проведение многих научно-изыскательских работ является неэффективным ввиду их основанности на ранее достигнутых результатах. В Республике Беларусь производится финансирование инновационных проектов уже апробированных технологий при отсутствии внедрения и распространения инноваций.
Реальный сектор экономики республики слабо восприимчив к внедрению инноваций и устанавливает низкий спрос на инновационную продукцию. Низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий в значительной степени связан с системой управления бизнесом и условиями финансирования внедрения инноваций. Для реализации инновационных проектов оказывается поддержка со стороны государства, однако основным проблемным вопросом остаётся всё же низкий уровень инвестирования в инновационные проекты. Исходя из Закона Республики Беларусь № 225-З от 30.12.2014 г. «О государственном бюджете на 2015 год» [4], процент бюджетного финансирования науки весьма невысок – 0,2-0,3%. В связи с этим происходит невыполнение некоторых мероприятий и снижается эффективность выполнения программы инновационного развития государства.
Основными направлениями государственной инновационной политики республики на 2016-2020 годы должны стать организация разработки и реализации инновационных проектов, имеющих государственное значение; инновационное развитие регионов; развитие инновационного предпринимательства; развитие инновационной инфраструктуры; формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность; развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности; кадровое обеспечение инновационного развития национальной экономики. Одной из наиболее актуальных задач выступает расширение экспорта товаров с большим вкладом интеллектуального труда, а не сырьевых ресурсов [3].
Что касается перспектив инновационного развития, то можно отметить, что главной задачей, которую предстоит решить в рамках инновационного развития Республики Беларусь, является формирование и ускоренное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики: информационно-коммуникационных технологий, нано-технологий, биотехнологий, робототехники, интеллектуальных систем управления, а также закрепление позиций нашего государства на рынках наукоёмкой продукции. Такие сектора экономики позволят повысить конкурентоспособность республики в различных областях. Инновационное развитие Республики Беларусь должно обеспечить достижение индикативных показателей инновационного развития.
Таким образом, повышению конкурентоспособности белорусского государства будут способствовать создание новых высокотехнологичных наукоёмких предприятий и производств, а также модернизация действующих предприятий и динамичное развитие технологически передовых отраслей производства.
ЛИТЕРАТУРА:
О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012 г., № 425-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
Государственная программа инновационного развития [Электронный ресурс] / Государственный комитет по науке и технологиям Респ. Беларусь – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/. – Дата доступа: 21.03.2016.
О концепции государственного инновационного развития Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Минск, 2016 – Государственный комитет по науке и технологиям Респ. Беларусь – Минск, 2016. Режим доступа: www.gknt.gov.by/opencms/export/sites/default/.../GPIR_2016_2020.doc. – Дата доступа: 21.03.2016.
О республиканском бюджете на 2015 год: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2014 г., № 225-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
Библиографическая ссылка
Попова Е. А., Рокач И. А. Состояние и перспективы инновационного развития Республики Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-43 (дата обращения:
22.01.2025).