Правовое регулирование договора франчайзинга в Республике Беларусь и Туркменистане существенно отличается. Гражданский кодекс Республики Беларусь закрепляет не только понятие договора франчайзинга, но также содержит положение об изменении и расторжении договора франчайзинга, положение о комплексной предпринимателтьской сублицензии. В этой связи представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства Туркментстана, в частности, путем закрепления положения, определяющего изменение и расторжение договора франчайзинга.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА) В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ТУРКМЕНИСТАНЕ
А. Д. Акмурадов, магистрант 1 курса.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Научный руководитель: О. А. Ластовская,
к.ю.н., ст. преподаватель,
Гродненский Государственныйуниверситет имени Янки Купалы
Комплексная предпримательская лицензия, или франчайзинг – сравнительно новый для правовой системы Республики Беларусь и Туркменистана договорный инcтитут.
Франчайзинг, как особый вид предпринимательских отношений, активно использующийся в настоящее время во многих странах мира, нашёл свое закрепление в Гражданском кодексе (далее – ГК) Республики Беларусь.
Договор франчайзинга регулируется главой 53 ГК Республики Беларусь, а также нормами таких нормативных правовых актов, как :
- Постановление Совета Министров от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринмательской лицензии (франчайзинга);
- Постановление Государственного комитета по науке и технологиям от 15 апреля 2009 г. № 6 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринмательской лицензии (франчайзинга)».
В ГК Республики Беларусь франчайзинг определен как самостоятельный вид договора. По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя (п. 1 ст. 910 ГК) [1].
Предмет договора определен как лицензионный комплекс, права на использование которого передаются пользователю в соответствии с условиями договора.
Предмет договора франчайзинга является его существенным условием, что прямо следует из содержания норм ст. 402 ГК. Одной из характеристик предмета договора наряду с перечнем исключительных прав, возможность использования которых передается по договору, является объём их использования.
В соответствии со ст. 910¹ ГК договор франчайзинга должень быть заключен в письменной форме. ( п. 2 ст. 404 ГК). Права и обязанности сторон предусмотрены ст. 910³-9104 .
В Туркменистане договор франчайзинга предусмотрен главой 7 ГК Туркменистана, которая включает статьи 629-636 [2]. Так, в силу ст. 629 ГК Туркменистана франчайзинг – долгосрочное обязательственное отношение, которым независимые предприятия взаимно обязуются по мере надобности путем исполнения специфических обязательств способствовать сбыту товара и осуществлению услуг. Кроме того, ГК Туркменистана закрепляет положение о форме договора франчайзинга, положения обязанностях и ответственности сторон договора франчайзинга. Так, в соответствии со ст. 633 для действительности договора франчайзинга необходима письменная форма. Кроме четкого указания двусторонних обязательств, продолжительности договора, условий расторжения или продления срока и других существенных элементов, стороны должны внести в текст договора полное описание программы франчайзинга. В главе 7 ГК Туркменистана отсутствует положение о регистрации договора франчайзинга.
Таким образом, правовое регулирование договора франчайзинга в Республике Беларусь и Туркменистане существенно отличается. Гражданский кодекс Республики Беларусь закрепляет не только понятие договора франчайзинга, но также содержит положение об изменении и расторжении договора франчайзинга, положение о комплексной предпринимателтьской сублицензии. В этой связи представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства Туркментстана, в частности, путем закрепления положения, определяющего изменение и расторжение договора франчайзинга.
ЛИТЕРАТУРА
Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 26.01.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
Акмурадов А. Д. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь и Туркменистане. // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-282 (дата обращения:
22.01.2025).