Многообразие культурных типов (видов и подвидов), несмотря на их своеобразие и относительную самостоятельность, позволяют достаточно широко и глубоко уяснить природу правовой культуры в целом, показать ее место и фундаментальное значение в преобразовании всех сторон общественной и личной жизнедеятельности.
Ключевые слова: правовая культура
ТИПЫ, ВИДЫ И ПОДВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
И. А. Сорока, студент 4 курса.
Гродненский филиал БИП
Научный руководитель: Д.Н. Скютте,
старший преподаватель, Гродненский филиал БИП
Формирование правовой государственности Республики Беларусь, укрепление системы государственной власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. Беларуси необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки. Одна из таких проблема – разграничение типов, видов и подвидов правовой культуры.
Типология как метод научного познания предполагает расчленение всех существовавших и существующих правовых культур на отдельные единицы и группировку их с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В рамках практически каждого типа можно выделять отдельные виды и подвиды правовой культуры [1, с. 135].
1. В отечественной литературе в качестве самостоятельных типов обычно выделяют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом.
2. В зависимости от уровня и глубины познания правовых явлений, их использования в правовом поведении правовую культуру личности, в свою очередь, подразделяют на обыденную, профессиональную и теоретическую.
3. По уровню наличия (отсутствия) преимущественно профессиональных (непрофессиональных) элементов в ее содержании и формах правовая культура подразделяется на профессиональный и непрофессиональный типы.
Профессиональная правовая культура включает специальные юридические знания, способности, практические умения, навыки, привычки, нормы, стандарты, мастерство и т.п., которые связаны с конкретной юридической профессией (уровень овладения профессиональной правовой культуры выражается обычно в соответствующем «квалификационном разряде»). Так, в отечественной юридической науке немало работ посвящено правовой культуре судей, сотрудников органов внутренних дел (милиции и т.п.), пенитенциарных учреждений и др. Причем отдельные авторы порою забывают различать, с одной стороны, формальную квалификацию, которая документально отражена в официальных удостоверениях, дипломах, аттестатах, сертификатах и т.д., а с другой – реальную правовую квалификацию, предполагающую не только наличие определенных теоретических и учебно-прикладных знаний и ценностей, правил и моделей юридической деятельности, но и личного профессионального опыта (умения, привычек, мастерства и т.п.), сформированного в ходе конкретной юридической практики (в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и т.п.). Профессиональной правовая культура становится лишь при гармоничном сочетании указанных двух начал.
4. В зависимости от определенного исторического типа (формационный подход) необходимо разграничивать правовую культуру рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического и постиндустриального общества [2, с. 10].
5. Как известно, в относительно самостоятельные типы группируются правовые системы, которым присущи некоторые общие черты в содержании права и формах его выражения, юридической практике (правотворческой, правоприменительной, судебной и т.д.) и правоотношениях, правовой психологии и идеологии. Поэтому можно говорить о романо-германской и англосаксонской, традиционно-религиозных (мусульманской, индусской, иудейской и т.п.) и иных типах правовой культуры.
Особую роль в настоящее время играет международная правовая культура, поскольку разрабатываемые на данном уровне правовые ценности (стандарты, образцы, эталоны, общепризнанные нормы, принципы и т.д.) имеют глобальное и универсальное воздействие на правовые системы многих стран мира. Данный тип правовой культуры можно назвать «культурной суперсистемой».
Нельзя, видимо, забывать и о значимости региональных международно-правовых культур. Например, в Европейском Союзе складываются специфические для данного сообщества правовые ценности, которые, с одной стороны, впитывают все позитивное из национальных правовых культур, а с другой – формируют общее для всех стран, входящих в ЕС, культурно-правовое пространство [3, с. 24].
6. По доминирующей роли в той или иной правовой системе правовых ценностей следует выделять господствующую и подчиненную ей правовую культуру. Так, в течение нескольких столетий в большинстве стран Западной Европы господствующей считалась римская правовая культура, в арабских и некоторых других странах (регионах) с начала VII века н.э. и по настоящее время – мусульманская.
7. Естественно, что следует различать правовую культуру господствующих и эксплуатируемых классов (слоев, социальных групп и т.д.). Здесь уже речь идет о другой по своей сущности типологии правовой культуры.
8. По уровню зрелости правовая культура может быть высокой, средне-достаточной и низкой. Последний тип уже граничит с антикультурой.
9. По типу юридической практики, в которой формируются и осуществляются те или иные правовые ценности, можно говорить о правовой культуре правотворческой и интерпретационной, правосистематизирующей и правореализующей, судебной и следственной, нотариальной и т.п. практики.
10. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой используются правовые ценности, следует выделять правовую культуру в области образования, здравоохранения, торговли и т.д.
11. В любом обществе можно выделить массовую и элитарную правовую культуру. Массовая правовая культура характерна для широких слоев населения и формируется, как правило, средствами массовой информации, архаичными системами юридического образования и правовой пропаганды. Элитарная правовая культура – это совокупность юридических понятий, идей, идеалов, убеждений, установок, навыков, мастерства, грамотного понимания и осуществления юридических предписаний в практической деятельности разнообразных субъектов права, которыми обладают обычно немногие юристы (ученые и практики), государственные, политические и общественные деятели. Носителями элитарной правовой культуры, например, были римские юристы Ульпиан, Гай, Павел, Модестиан и др. Не случайно в Дигестах Юстиниана кодифицированы сочинения тридцати девяти виднейших римских юристов (больше всего заимствований – около 2500 фрагментов – было из трудов Ульпиана) [4, с. 332].
В рамках определенных типов, можно рассматривать и отдельные виды и подвиды правовой культуры. Например, в романо-германском типе правовой культуры относительно самостоятельное место занимают романская и германская виды правовой культуры. В культуре правореализующей практики (тип) можно выделить правовую культуру судебной и следственной практики (виды), правовую культуру конституционных судов и судов общей юрисдикции (подвиды) и т.д. [1, с. 137].
Можно рассматривать, видимо, и другие типы, виды и подвиды правовой культуры: западную и восточную, африканскую и латиноамериканскую, общенациональную и этническую, городскую и сельскую, молодежную и разнообразные смешанные правовые культуры, которые занимают свое особое место в культурно-правовом пространстве [5, с. 68].
Многообразие культурных типов (видов и подвидов), несмотря на их своеобразие и относительную самостоятельность, позволяют достаточно широко и глубоко уяснить природу правовой культуры в целом, показать ее место и фундаментальное значение в преобразовании всех сторон общественной и личной жизнедеятельности.
Литература
Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки / В.Н. Гуляихин // Юридические исследования. – 2013. – № 4. – С. 135-158.
Лейст, О.Э. Три концепции права / О.Э. Лейст // Государство и право. – 1991. – №12. – С. 7-13.
Смоленский, М.Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции / М.Б. Смоленский // Юридический Вестник РГЭУ. – 2003. – № 1. – С. 23-25.
Спекторский, Е.В. Христианство и правовая культура / Е.В. Спекторский // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. – СПб.: Лира, 1997. – С. 331-337.
Молчанов, А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии / А.А. Молчанов // Правоведение. – 1991. – № 1. – С.63-73.
Библиографическая ссылка
Сорока И. А. Типы, виды и подвиды правовой культуры // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-281 (дата обращения:
22.01.2025).