Институт экспертизы нормативных правовых актов является важным элементом нормативного правотворчества, средством совершенствования национального законодательства и составной частью системы предупреждения и социально-правового контроля преступности. Проведенный анализ позволяет определить экспертизу нормативных правовых актов как исследование и оценка соответствия принимаемых актов требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам с целью разработки и принятия новых, качественных нормативных правовых актов, соответствующих национальному законодательству.
Ключевые слова: экспертиза нормативных правовых актов, правотворческий процесс
Экспертиза нормативных правовых актов: понятие и классификация
А. А. Вергейчик, студентка 5 курса.
ГГУ им. Ф. Скорины
Научный руководитель: Л.А. Краснобаева,
к.ю.н., доцент, ГГУ им. Ф. Скорины
Проблема совершенствования нормотворческого процесса и повышения эффективности законодательства в настоящее время остаётся актуальной. Так, одним из механизмов совершенствованиязаконодательства выступает экспертиза нормативных правовых актов, которая является элементом нормотворческого процесса. Несмотря на то, что в Республике Беларусь отсутствует нормативное закрепление понятия «экспертиза нормативных правовых актов», этот термин активно используется действующей практикой.
В частности, действующие нормативные правовые акты закрепляют виды экспертизы, случаи и порядок ее проведения, но не раскрывают ее сущность. Например, в Законе Республике Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»указываются виды обязательной экспертизы нормативных правовых актов (юридическая и криминологическая экспертизы)[1], ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов» устанавливает единый подход к порядку осуществления обязательной юридической экспертизы [2].И лишь УказПрезидента Республики Беларусь от 29 мая 2007 года№ 244 «О криминологической экспертизе», которым утверждено Положение о порядке проведения криминологической экспертизы законодательно закрепляет понятие криминологической экспертизы. В соответствии с данным Указом криминологической экспертизой является исследование содержания проекта правового акта (правового акта) в целях выявления в нем норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение криминогенных последствий в различных сферах общественных отношений [3].
В связи с тем, что отсутствует понятие юридической экспертизы нормативных правовых актов, считаем, что под ней следует понимать исследование и оценку содержания проекта правового акта (его проекта) в целях выявления в нем соответствия Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники, а также соответствия международным договорам Республики Беларусь.
Вместе с тем анализ национального законодательства позволяет подразделить экспертизу нормативных правовых актов на следующие виды:
по степени обязательности:
обязательная;
не обязательная;
в зависимости от тематического характера экспертизы:
юридическая;
криминологическая;
финансовая;
экономическая;
экологическая;
иная;
по субъектам проведения экспертизы:
проводимые уполномоченным структурным подразделением Администрации Президента Республики Беларусь;
проводимая Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь;
проводимая Министерством юстиции Республики Беларусь, уполномоченным структурным подразделением Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
проводимаяюридическими службами министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов;
проводимаяНаучно-практическим центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь;
по объектам:
проекты нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь;
проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
проекты законов;
проекты нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления,
проекты правовых актов Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь,
проекты правовых актов местных исполнительных и распорядительных органов,
проекты правовых актов других государственных органов.
Таким образом, институт экспертизы нормативных правовых актов является важным элементом нормативного правотворчества, средством совершенствования национального законодательства и составной частью системы предупреждения и социально-правового контроля преступности. Проведенный анализ позволяет нам определить экспертизу нормативных правовых актов какисследование и оценка соответствия принимаемых актов требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам с целью разработки и принятия новых, качественных нормативных правовых актов, соответствующих национальному законодательству.
ЛИТЕРАТУРА
1. О нормативных правовых Республики Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь, 10 января 2000 г., №361-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009.
2. Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов: постановление Совета МинистровРесп. Беларусь, 23 сентября 2006 г. № 1244: с изм. от 18 апреля 2014 г. № 368 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006.– 5/38737.
3. О криминологической экспертизе: Указ ПрезидентаРесп. Беларусь № 244, 29 мая 2007 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – 1/43579.
Библиографическая ссылка
Вергейчик А. А. Экспертиза нормативных правовых актов: понятие и классификация // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-28 (дата обращения:
22.01.2025).