Дальнейшая разработка нормативной базы Российской Федерации и стремление к созданию наднационального института ГЧП в рамках Таможенного союза позволят обеспечить стабильное развитие экономики государств - членов союза, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Также, будет иметь место всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, что безусловно является благоприятной тенденцией.
Государственно - частное партнерство (далее – ГЧП) - юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, целью которого является привлечение частных инвестиций в непроизводственные сферы экономики, повышение качества предоставляемых услуг в определенной области. Так, ГЧП с одной стороны позволяет решить социально-экономические задачи государства, а с другой является основой для стимулирования предпринимательской активности.
С 1 января 2016 года в силу вступил Федеральный Закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[1] Следует учитывать, что нормативно-правовые акты на уровне субъектов существовали и ранее, впервые механизм ГЧП в России был опробирован в Санкт – Петербурге, после чего специальные акты принимались в различных субъектах РФ, однако единства в правовом регулировании данной сферы не наблюдалось. [2] С принятием указанного закона, стало возможным закрепление ключевых положений, в том числе легального определения государственного и муниципально – частного партнерства.
Структура ГЧП предполагает наличие публичного партнера (как правило, органа государственной власти) и частного партнера (субъекта, специализирующегося на том или ином виде предпринимательской деятельности). Взаимодействие осуществляется за счет использования публичных финансов, предоставляемых в форме субсидий в порядке, установленном бюджетным законодательством (иногда публичной собственности), так и частных инвестиций в рамках гражданско-правового договора. Как правило, характер данного соглашения зависит от объекта ГЧП, а также от конкретных задач, которые ставят перед собой партнеры.
Стоит отметить, что 2016 году были приняты национальные законодательные акты в Российской Федерации (далее – РФ), в Республике Казахстан (далее – РК) и Республике Беларусь (далее – РБ).[3],[4] Уже сейчас находятся в стадии реализации следующие проекты ГЧП:
в РФ: федеральный проект «Автомобильная дорога М-«Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 517 – км 544 (обход н. п. Н. Усмань и Рогачевка)»; «Развитие производственной инфраструктуры в сфере травматологии, ортопедии, нейрохирургии и других сферах медицины путем осуществления реконструкции объекта, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Одоевского, д. 3».[5]
В РК: проект «Исправительное учреждение на 1500 человек а г. Шымкент»; «Строительство и эксплуатация детской городской больницы в г. Семей».[7]
Законодатели указанных государств выработали общий подход к ГЧП – на данный момент сформулированы принципы, обозначены цели и средства такого взаимодействия, однако следует учитывать специфику каждого отдельно взятого государства.
Во – первых, способ территориальной организации РФ предполагает наличие двухуровневой системы государственных органов, что нехарактерно для РБ и РК, так как они являются унитарными государствами. Следовательно, это предопределяет особенности государственного партнера как стороны соглашения. Если в РФ публичным партнером выступает РФ в лице Правительства (иного уполномоченного федерального органа исполнительной власти), субъект РФ (от имени которого выступает высший исполнительный орган субъекта РФ), либо муниципальное образование в лице своих органов, то в РБ И РК государственным партнером являются само государство либо административно-территориальная единица, права которой реализует местный исполнительный и распорядительный орган.
Во – вторых, если частный партнер в РФ – исключительно юридическое лицо, то для РБ и РК он может быть и индивидуальным предпринимателем. Предполагается возможным расширение субъектного состава в РФ, так как законодательно закрепленные требования (к частному партнеру) не устанавливают препятствий для этого. Например, это возможно в рамках муниципально-частного партнерства, так как превалирующее число участников экономических отношений в муниципальных образованиях являются индивидуальные предприниматели.
Также наблюдается отличие в сферах реализации ГЧП. Так, в РФ существует исчерпывающий перечень объектов соглашения о ГЧП. В большинстве своем они относятся к дорожному хозяйству, здравоохранению, образованию, культуре и т.д. Однако необоснованным является невключение в данный состав объектов науки и научно-технической деятельности. В законе РБ обозначены лишь сферы осуществления ГЧП, что предполагает более широкий поход к данному вопросу. При этом, в РК отсутствуют законодательные ограничения для сфер применения ГЧП, между тем существуют дискреционные полномочия президента, позволяющие исключать те или иные объекты из правового регулирования указанного закона.
Необходимо отметить, что в основе ГЧП лежит гражданско-правовой договор, предполагающий проектирование, строительство, создание, реконструкцию, модернизацию и эксплуатацию объекта ГЧП, который находится в публичной собственности, либо впоследствии перейдет в нее. Это характерно для законодательных актов всех рассматриваемых стран. В принципе, таким договором может быть лизинг, концессионное соглашение, «контракт жизненного цикла» , имущественный найм и доверительное управление государственным имуществом.
Несмотря на некоторые признаки гражданско-правовых отношений, особая роль в реализации ГЧП принадлежит органам государственной власти. Так к полномочиям органов общей компетенции относится обеспечение проведения единой государственной политики, разработка основных направлений ГЧП и иное нормативное регулирование в рассматриваемой области. В свою очередь, органы специальной компетенции осуществляют мониторинг реализации соглашений, ведение реестра заключенных соглашений, содействие защите прав и законных интересов публичных партнеров, частных партнеров в процессе реализации соглашения, а также методическое сопровождение их деятельности.
Таким образом, ГЧП – это комплексный институт, правовое регулирование которого осуществляется как публичными (например финансовым, административным), так и частными( гражданским) отраслями права.
Интерес представляет то, что на территории Европейского Экономического Союза (далее – ЕЭС) также существует такая форма сотрудничества, именуемая Public Private Partnership (PPP). В Европейском экономическом союзе существуют специализированные органы - Комиссии ЕЭС в лице генеральных дирекций, которые составляют институциональную основу партнерства. Процедуры заключения публичных договоров на поставку товаров, работ, услуг, в том числе соглашений о ГЧП, урегулированы директивой Европейского парламента и Советом ЕС (Директива 2004/18/ЕС). Отдельная директива касается вопросов заключения публичных договоров в сфере водо-энергоснабжения, а также транспорта и почтовых услуг (Директива 2004/17/ЕС). Также, в ЕС сформирована единая методологическая база в сфере РРР.
Кроме того, финансирование проектов зачастую осуществляется за счет ряда крупных европейских финансовых институтов – к примеру, Европейский инвестиционный банк оказывает помощь малому и среднему бизнесу путем ссуд, выдаваемых через уполномоченные банки на цели регионального и инфраструктурного развития, которые предназначаются для поддержки конкретных проектов. Кроме того, финансированием проектов ГЧП занимаются подразделения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и европейская группа Всемирного банка. [8]
Основная масса проектов, реализуемая посредством РРР, имеет стратегическое значение для европейской промышленности. На данный момент, для ЕЭС наиболее перспективной является сфера инноваций. В 2013 году было заключено 8 проектов, таких как разработка и внедрение сетей 5G или 5G Public Private Partnership (5G PPP), развитие робототехники в рамках The European Robotics Public Private Partnership (PPP) и других. [9], [10] В настоящее время создана программа по научным исследованиям и инновациям 2014-2020 годов Horizon 2020, которая непосредственно отвечает за отбор и заключение выгодных проектов в данной области.[11] Таким образом, это качественно новый уровень взаимодействия государственного и частного партнера, поскольку совместное финансирование позволяет развить более перспективные отрасли со скоростью высшей, чем если бы привлекалось только государственное финансирование стран ЕЭС.
Таким образом, согласованная политика и единообразные регулирования сферы ГЧП позволяют создать условия для углубленного сотрудничества между государствами, обеспечить устойчивый рост деловой активности и повысить уровень жизни населения. Думается, что разработанность нормативных источников и создание специальных институтов в рамках ЕЭС позволяет говорить о существовании партнерства на наднациональном уровне.
Данная практика может быть применена также и в рамках Таможенного союза, поскольку первый шаг для этого уже сделан – существует тесная экономическая связь между РФ, РБ и РК. В дальнейшем, следует сформировать нормативно-правовую и методологическую базу наднационального уровня в сфере государственно-частного партнёрства, которая может быть достигнута путем унификации существующего законодательства и создания наднациональных институтов развития занимающихся поддержкой и сопровождением проектов ГЧП в Таможенный союз.
Кроме того, следует определить и закрепить за международными финансовыми институтами функции по поддержке проектов ГЧП (в частности за Международным Инвестиционным Банком и Евразийским Банком Развития)
Таким образом, дальнейшая разработка нормативной базы Российской Федерации и стремление к созданию наднационального института ГЧП в рамках Таможенного союза позволят обеспечить стабильное развитие экономики государств - членов союза, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Также, будет иметь место всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, что безусловно является благоприятной тенденцией.
Литература
Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015г.) // СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350; 2016. № 1 (часть I). Ст. 11
Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» [Электронный ресурс.] URL: http://gov.spb.ru/law?d&nd=8442332 (дата обращения: 04.04.2016)
Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» от 30 декабря 2015 г. № 345-З [Электронный ресурс.] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=81788 (дата обращения: 04.04.2016)
База проектов единой информационной системы государственно-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс.] URL: http://pppi.ru/projects (дата обращения: 04.04.2016)
Степанов В.Е., Майборода В.П. Теоретические аспекты партнерских отношений в экономике переходного периода. М: Моск. гос. ун-т путей сообщения (МИИТ), 2007. 319 с
The 5G Infrastructure Public Private Partnership [Электронный ресурс.] URL: https://5g-ppp.eu/ (дата обращения: 04.04.2016)