Проведен комплексный анализ макро- и микромаркетинговой среды рынка молока и молочных продуктов, исследованы особенности поведения потребителя на рынке молока и молочных продуктов с помощью анкетирования, разработаны предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Ключевые слова: макро- и микромаркетинговая среда рынка молока и молочных продуктов, поведение потребителя на рынке молока и молочных продуктов, маркетинговая деятельность предприятия
МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Д.О. Любишко, студент магистратуры
Таврический государственный агротехнологический университет
Научный руководитель: Н.А. Шквыря
к.э.н., доцент, Таврический государственный агротехнологический университет
Рыночные условия функционирования, усиление конкуренции на рынках молока и молочной продукции обусловливают необходимость совершенствования систем управления молокоперерабатывающих предприятий с использованием концепции маркетинга. Это позволит им максимально удовлетворить потребности существующих покупателей и привлечь новых, повысить свою конкурентоспособность и эффективность деятельности.
Цели исследования - провести комплексный анализ макро- и микромаркетинговой среды рынка молока и молочных продуктов, исследовать особенности поведения потребителя на рынке молока и молочных продуктов с помощью анкетирования, разработать предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Исследование макросреды рынка молока и молочных продуктов показывает, что существует больше угроз чем возможностей, поэтому предприятиям производителям молочной необходимо внедрять выявленные в результате исследования меры для преодоления угроз и эффективно реализовывать возможности. Наиболее вероятными угрозами являются: снижение государственного контроля за качеством и безопасностью молочных продуктов, дефицит сырья для производства молочной продукции и сокращения доходов потребителей. О возможностях, здесь можно выделить следующие - обеспечение безопасности и качества молока и молочных продуктов для жизни и здоровья населения согласно «Закону о молоке и молочных продуктах», расширение ассортиментной группы товаров для удовлетворения запросов потребителей и совершенствование сбыта продукции.
В результате проведения анализа микромаркетинговой среды рынка молока и молочных продуктов обнаружили преобладание возможностей над угрозами. Наиболее вероятные возможности - это рост требований потребителей к качеству продукции, рост спроса на молочную продукцию, в частности на мировом рынке и наличие постоянных потребителей продукции.
По результатам исследования микро- и макросреды рынка молока и молочных продуктов выявлены следующие альтернативы его эффективного развития: активизация мероприятий коммуникационной деятельности за счет увеличения расходов на рекламу на месте продажи и стимулирования сбыта, совершенствование упаковки продукции, увеличение объемов сбыта за счет расширения ассортимента молочной продукции, обратная интеграция с сельскохозяйственными предприятиями, развитие фирменной торговли.
С помощью анкетирования установлено, что при выборе молочной продукции большинство потребителей в первую очередь обращают внимание на цену, срок годности и вкусовые свойства. Чаще всего покупают молоко, на втором месте - йогурт и кефир, далее - сыр. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют, что на выбор молочной продукции определенной марки в пользу аналогичного продукта больше всего влияют участие в дегустации, активная реклама, более красочная и удобная упаковка и разница цены.
В результате проведенного исследования для ПАО «Юрия», которое специализируется на производстве и реализации молока и молочной продукции, предложены следующие мероприятия:
1) Приспособление товара к нуждам потребителей. Для этого необходимо:
- Проведение дегустаций продукции потребителями;
- Мероприятия по стимулированию сбыта.
2) Совершенствование технического производства товаров, а именно усовершенствовать или заменить оборудование для изготовления продукции в упаковке Ecolean.
3) Расширить штат мерчендайзеров для более качественного обслуживания товара.
Расчетами доказано, что проведение дегустации является экономически эффективным для предприятия, это приведет к увеличению объема продаж йогуртов с наполнителями в среднем на 19% (на 9,5т.), за счет появления новых потребителей и увеличения среднего объема потребления.
Анализ эффективности внедрения оборудования для дополнительного упаковки продукции в упаковке Ecolean свидетельствует о целесообразности и эффективности замены упаковки. По результатам исследования, внедрение новой упаковки приведет к росту объемов продаж в среднем на 10%. В результате прибыль повысится на 73,5%, рентабельность производства и продажи соответственно на 9,3п.п. и на 6,7п.п.
ЛИТЕРАТУРА
Анищенко Н.И., Пахолков Н.А., Неспанова И.В. Управление инвестиционной деятельностью молокоперерабатывающих предприятий [Текст] // Молочная промышленность. – 2007. – № 7. – С. 21-23.
Бєлінська Н. С. Економічна ефективність підприємницької діяльності молокопереробних підприємств та шляхи її підвищення. Монографія / Н.С. Бєлінська – Вінниця: УНІВЕРСУМ–Вінниця, 2005. – 280 с.
Гоєр О.Д. Визначення маркетингової привабливості ринків на основі дослідження факторів зовнішнього середовища / О.Д. Гоєр // Актуальні проблеми міжнародних відносин.- Випуск 32 частина ІІ.- Київ.- 2006.- С.200-213.
Моргун О.В. Напрями розвитку молочної галузі та молокопереробної промисловості / О.В. Моргун // Економіка АПК. – № 7. – 2009. – С. 62-66.
Шубравська О.В., Сокольська Т.В. Розвиток ринку молока і молочної продукцїї: світові тенденцїї і вітчизняні перспективи / О.В. Шубравська, Т.В. Сокольська // Економіка і прогнозування. – № 2. – 2008. – С. 80-94.
Библиографическая ссылка
Любишко Д.О. Маркетинговая ориентация деятельности молокоперерабатывающих предприятий // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-265 (дата обращения:
22.01.2025).