В формировании как национального, так международного права значение прав человека, личности очень велико. В литературе высказано мнение, что права личности играют в процессе становления права в целом главную структурообразующую роль. При этом, однако, справедливо отмечается, что само понимание личности, ее прав имеет конкретно-историческое содержание и развивается в истории. По терминологии документов ООН это положение вдвойне применительно к правам женщин.
Ключевые слова: права человека, права женщин
ПРАВА ЖЕНЩИН В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Э.О.Алиева , студентка 4 курса ,
Гродненский филиал БИП
Научный руководитель Л.В. Луневская ,
преподаватель , Гродненский филиал БИП
Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект является актуальным на данном этапе реформирования государственного устройства и не вызывает сомнения, что определение места и роли женщины в обществе является одним из актуальных и наболевших вопросов современности, а особенно важна сущность и эффективность социально-правовой поддержки женщин. Также актуальность и современное звучание проблемы состоит в том, что при помощи анализа соотношения международного и внутригосударственного права в сфере прав женщин можно выявить общую основу, совпадающие позиции и подходы в решении этих проблем, а результаты исследования могут служить основой для разработки и реализации долгосрочных программ государств в сфере ликвидации дискриминации в отношении женщин, предоставление им равных с мужчинами возможностей в различных сферах общественной жизни.[1, с.105]
И так, права женщин – это часть общих прав человека; права и свободы, обусловленные биологическими особенностями и спецификой социального и семейного статуса женщин. Во вторых половине 20 века права женщин стали объектом международно-правового регулирования.[2]
А в исламском обществе статус женщин во многом определяется традициями, которые складывались на протяжении веков. В связи с этим правительства мусульманских стран осознают несоответствие своего внутреннего законодательства, опирающегося на законы шариата, нормам международного права и прямо заявляют об этом. К примеру, в Иране мусульманское право закреплено на конституционном уровне. Конституция закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. Конституция Судана рассматривает мусульманское право в качестве правового обычая. Рассмотрев вопросы универсализма, в итоговых документах всемирной конференции по правам человека 1993 года провозглашено, международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Однако уважать права человека – значит уважать и культурные различия, поскольку каждый человек существует в рамках своей культуры.
Рассматривая права женщин в контексте прав человека, отметим, что Конституции многих стран, провозглашая равенство мужчины и женщины, указывают на то, что обеспечивается путем предоставления женщинам определенных льгот.
Закономерно возникает вопрос: не являться ли подобное положение нарушением принципа равноправия всех перед законом – одно из фундаментальных основ института прав человека? Отвечая на вопрос, следует обратиться к международным стандартом прав человека, а именно к понятию «позитивной дискриминации».Позитивная дискриминация – это меры, направленные на принятие во внимание пола, расы или этической принадлежности субъекта с целью обеспечения равенства возможностей для представителей групп населения, подвергающихся или подвергавшихся ранее дискриминации.[3, с.4]
В формировании как национального, так международного права значение прав человека, личности очень велико. В литературе высказано мнение, что права личности играют в процессе становления права в целом главную структурообразующую роль. При этом, однако, справедливо отмечается, что само понимание личности, ее прав имеет конкретно-историческое содержание и развивается в истории. По терминологии документов ООН это положение вдвойне применительно к правам женщин. Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но и демократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин. Во Франции женщины получили права голоса через 150 лет после Великой Французской революции, а в США женщины только в 90-х годах ХХ века приобрели по закону право на отпуск по беременности и родам. Было бы ошибочно предполагать, что основания женщинами ущемленности своих политических и гражданских прав пришло одновременно с расширением в мире в начале ХХ веков идей социализма.
Список используемой литературы
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1982. - № 25(2151). – Ст. 464.