Интерес к ретаргетингу в России и дальше будет расти, поскольку удержание заинтересованного потенциального клиента обходится дешевле, чем завоевание нового. И данный фактор крайне важен для предприятий малого и среднего бизнеса, постоянно находящихся в условиях жесткой конкуренции.
Ключевые слова: ретаргетинг, малые предприятия
БУДУЩЕЕ РЕТАРГЕТИНГА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Р.М. Сатаева, студентка 4 курса.
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Научный руководитель: А.Э. Галина,
к.с.н., доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Как показывает мировой опыт развития рыночной экономики, большую роль в социально-экономическом развитии многих стран играет малый бизнес. И если открытие малого предприятия, как правило, не вызывает особых затруднений, то дальнейшее продвижение товаров и привлечение и удержание потенциальных покупателей – задача весьма сложная. И в этом случае на помощь приходит маркетинг. Существуют предприятия, у которых сами руководители занимаются данным вопросом, но некоторым необходима помощь квалифицированных специалистов в этой области.
Одним из главных факторов успешной работы предприятия являются эффективные механизмы удержания клиентов. А поскольку значительная часть компаний сегодня активно используют в своей маркетинговой деятельности Интернет, то для сохранения клиентской базы необходимо проводить анализ поведения пользователей на сайтах и анализ их покупательских намерений. Согласно статистике, лишь 2% пользователей, которые ищут какой-либо товар в Интернете и просматривают предложения различных магазинов, совершают покупку в свой первый визит. Сначала они присматриваются, сравнивают цены, условия оплаты и доставки, читают отзывы и оценивают в целом ситуацию на рынке [5]. Но как заставить потенциального клиента вспомнить о недавно интересовавшим его магазине и совершить покупку именно там, сидя на своем рабочем месте и занимаясь исполнительной документацией? Печальная статистика такова, что более 80 % посетителей сайтов таких магазинов уходят, не совершив ни единого полезного действия. Но, что еще хуже, многие предприниматели считают это нормой [4]. Поэтому маркетологи предлагают обратиться с этим вопросом к ретаргетингу как бюджетному и эффективному способу влияния на выбор потребителя.
Что представляет собой ретаргетинг? Обратимся к похожим по звучанию словам: реконструкция, реорганизация или ремаркетинг. Объединяющей эти слова является, прежде всего, приставка «ре», которая предполагает повтор каких-либо действий или, как в нашем случае, – обновление чего-либо: помещений, процессов, организационно-правовой формы и т.д.
Теперь непосредственно про ретаргетинг. Например, если молодой семье понадобилось узнать о предприятиях в своем городе, которые занимаются установкой окон, они в первую очередь обращаются к Интернету. Но если то, что им нужно, они не находят, на помощь приходит ретаргетинг. Теперь, когда они зайдут на какой-либо другой сайт, то им будет предложено большое количество фирм, работающих в области установки и монтажа окон уже в виде рекламы. А как известно, посетители больше доверяют и покупают товар у тех предприятий, чьи товары или объявления они видели чаще.
Ретаргетинг (ремаркетинг) – это рекламный механизм, позволяющий показывать объявления пользователям, ранее посетившим ваш сайт. Данный инструмент по праву считается одним из наиболее эффективных: посетитель видит предложения ранее интересовавшей его тематики и получает возможность перейти на сайт, который он, возможно, забыл в процессе поиска и изучения информации [1, с. 41]. Ретаргетинг условно можно разделить на два типа: баннерный и текстовый. Отличаются они друг от друга по таким критериям, как формат объявления, место показа, восприятие и эффективность объявлений [5].
До внедрения ретаргетинга в рекламную систему под ремаркетингом понимали «напоминания» различных фирм о себе, проводя рассылку писем с какой-либо информацией на электронную почту. Теперь, когда Google запустил свой продукт для показа объявлений, ретаргетинг и ремаркетинг стали тождественны друг другу. Однако следует иметь в виду, что идея у этих методов одинаковая, но вот способы подачи информации абсолютно разные. В первом случае используются рекламные баннеры, а во втором – письма.
В словаре любого маркетолога можно найти такое понятие, как отложенный спрос. К примеру, что интернет-пользователи во время поиска информации о каком-либо товаре или услуге, часто не готовы прямо «здесь и сейчас» к их приобретению. Но это вовсе не означает, что рекламодатели не должны брать в расчет подобных пользователей – ведь они так же являются потенциальными покупателями.
Пользователи, которые совершают сбор информации в интернете, могут, например, просто добавить понравившийся им сайт и его оффер в закладки. Придет время, когда данные пользователи будут уже вполне готовы совершить покупку, и тогда они уже не будут нуждаться в повторном поисковом маркетинге. Ведь они смогут, не теряя время на повторный поиск нужной информации, просто зайти в сохраненные закладки и «снять» всю эту информацию там [7].
Для работы с отложенным спросом могут помочь следующие инструменты:
прямое обращение к представителям компании (имеется в виду заказ обратного звонка, наличие диалогового окна с консультантом и пр.);
при возврате клиента на страницу компании, выбранные товары сохраняются в корзине;
наличие внутренней рекламы в виде баннеров со скидками, акциями и похожими товарами;
создание личного кабинета клиента, в котором будет сохраняться история покупок и будет предложена выгодная скидка при регистрации;
подписка на рассылку о скидках и персональных предложениях для подписчиков;
наличие напоминающей функции, которая занимается рассылкой на email-адреса в случаях, когда выбранный клиентом товар не был оплачен или, когда он заканчивается на складе. Также это могут быть напоминания об окончании акции, которой когда-то заинтересовался пользователь [1, с. 38].
Наиболее полезным ретаргетинг будет в деятельности малых и средних предприятий, которые работают на каналах сбыта и для конечного потребителя. Однако он сможет принести самый лучший результат в следующих случаях:
Товары и услуги, требующие тщательного предварительного выбора. Это продукты, перед покупкой которых покупатель долго собирает информацию и сравнивает предложения разных компаний (например, техника, мебель, турпутевки, профессиональные услуги и т.п.).
Товары и услуги с расходными материалами и обслуживанием. Любые продукты, которые в процессе использования требуют периодического обслуживания, расходных материалов или нескольких сеансов, а также те, которые потребляются периодически и т.п.
Интернет-магазины. Любые интернет-магазины, вне зависимости от тематики и отрасли.
Сайты с взаимодействием. Любые сайты, которые предназначены для того, чтобы клиент разместил заявку, сделал заказ, задал вопрос, подписался, позвонил или что-либо получил/скачал.
Преимуществами ретаргетинга для таких предприятий будет то, что данную программу сможет установить каждый (на самом деле все рекламные инструменты создаются так, чтобы каждое заинтересованное лицо сумело справиться с настройкой ретаргетинга самостоятельно [4]); он позволяет показать фирме каким именно товаром заинтересовался потенциальный клиент; баннеры высвечиваются только у тех людей, которые заходили на страницы сайта фирмы; товарная марка множество раз напоминает о себе клиенту. Возможность работать над возвращением пользователя на уровне всей конверсионной воронки интернет-проекта – одно из ключевых преимуществ ретаргетинга [3, с.16]. К тому же ретаргетинг – отличный инструмент, чтобы мотивировать покупателей оставить отзыв о вашем магазине [2, с.176].
На сегодняшний день свои услуги в данной сфере предлагают такие крупные сервисы, как Google Adwords, Яндекс.Директ, Facebook Exchange, ВКонтакте, Soloway и др. Также планируется появление новых систем, которые позволят рекламодателю отслеживать поведение клиентов и оперативно предлагать свой товар более эффективно.
Ретаргетинг не работает по четко заданному алгоритму. Чтобы эффективно его применять, нужно вникнуть в механизм его работы и поставить себя на место потенциального клиента. Единственный баннер для всех страниц не принесет желаемого результата – продаж. Нужно пробовать различными способами заново привлечь пользователя и сделать из него постоянного клиента. Эффективность рекламной кампании в современном мире обусловлена не креативностью маркетолога, а мгновенным анализом больших массивов данных, принятием решений и адаптацией логики в реальном времени [6].
Интерес к ретаргетингу в России и дальше будет расти, поскольку удержание заинтересованного потенциального клиента обходится дешевле, чем завоевание нового. И данный фактор крайне важен для предприятий малого и среднего бизнеса, постоянно находящихся в условиях жесткой конкуренции.
ЛИТЕРАТУРА
Маркетинговые стратегии: пошаговые инструкции для рекламы онлайн / Aegitas. – М.: Спроси Ingate, 2016. – 68 с.
Румянцев Д.В. Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Новые практики и технологии: учеб. пособие / Д.В. Румянцев. – СПб: iБизнес, 2015. – 399 с.
Тихонова А. Как вернуть клиента на сайт: ретаргетинг, ремаркетинг, e-mail и не только / А. Тихонова. – М.: Спроси Ingate, 2015. – 48 с.