Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в Республике Беларусь
1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в Республике Беларусь является эффективным и противоречий в компетенциях государственных органов на разных уровнях отсутствуют. Считаем, что существующая система позволяет в кратчайшие сроки принимать решения имеющие силу законов и в связи с отсутствием большого бюрократического аппарата довести их до конечного пользователя. В тоже время местные исполнительные органы обладают рядом полномочий по принятию и местных актов, которые не должны противоречить актам вышестоящих органов. Все это обеспечивает рациональное использование земли, так и осуществление самой полной ее охраны.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
И.А. Базанов, студент 4 курса
ГрГУ им. Я. Купалы
Научный руководитель: О.Н. Евдокименко,
старший преподаватель, ГрГУ им. Я. Купалы
В настоящее время законодательство об охране и использовании земель для характеристики государственной деятельности в сфере использования и охраны земель использует схожие понятия – государственное управление и государственное регулирование, не делая разграничения между ними. Деятельность уполномоченных государственных органов обозначается обобщенным понятием «государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель [1].
Под государственным управлением земельными ресурсами понимается целенаправленная деятельность государственных органов по организации использования земель и их охране. Система органов государственного управления земельными ресурсами едина для всех категорий земель независимо от формы их использования.
Управление в области использования и охраны земель является составной частью управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Его главной задачей является организация эффективного землепользования и охраны земель.
Действующее земельное законодательство не употребляет понятие «рациональное использование земель» для характеристики целей правового регулирования и содержания управленческих отношений, что не соответствует общим принципам правового регулирования природоресурсных отношений. Рациональное использование земель входит в понятие эффективного использования и должно обеспечиваться в процессе государственного управления в этой области.
Деятельность уполномоченных государственных органов по управлению землями носит организационный характер, и вытекает не из правомочий государства-собственника, а из его публичных полномочий, и основана на принципе разделения властей. Государственные органы непосредственно не осуществляют эксплуатацию земли, ее хозяйственное использование или охрану. Государство осуществляет управление землями через свои органы не как собственник, а как носитель государственной власти.
Государственное управление землями реализуется через двухуровневую систему, которая включает: общее управление землями; специальное управление землями.
Общее государственное управление землями действует по территориальному признаку в пределах Республики Беларусь или административно-территориальных единиц. В соответствии со ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – КоЗ) его осуществляют:
- Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, которые наделены в основном регулирующими полномочиями;
- местные исполнительные комитеты - областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые в соответствии с их компетенцией;
- администрации СЭЗ – при распределении и перераспределении земель.
Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.
На республиканском уровне его осуществляют:
- Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущество), который является республиканским органом управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. На Госкомимущество возлагается проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества и по вопросам имущественных отношений;
- иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, которые в Кодексе о земле не перечислены, но могут выполнять некоторые функции государственного управления (например, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области государственного контроля).
На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляют землеустроительные службы в структуре местных исполнительных комитетов, образованные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 на базе землеустроительных и геодезических служб, являвшихся территориальными органами Госкомимущества, полномочия которых определены названным выше указом [2].
Компетенция общих и специальных органов управления по регулированию земельных отношений разграничивается земельным законодательством. Однако, практически все функции управления землями, составляющие содержание этой деятельности, осуществляются этими органами совместно.
Президент Республики Беларусь:
- определяет единую государственную политику;
- устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков;
- устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;
- осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель.
Совет Министров Республики Беларусь в свою очередь обеспечивает проведение единой государственной политики, утвержденной Президентом Республики Беларусь, и самостоятельно утверждает перечень мер по осуществлению управления таких как:
- устанавливает порядок организации и проведения аукционов;
- устанавливает порядок выкупа земельных участков и изменения их целевого назначения;
- определяет порядок проведения кадастровой оценки земель, земельных участков;
- устанавливает порядок проведения мониторинга земель и использования его данных;
- утверждает типовую форму договора аренды земельного участка;
- в соответствии с решениями или по поручению Президента Республики Беларусь заключает договоры о приобретении земельных участков или принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам
- иные полномочия.
Государственный Комитет по имуществу Республики Беларусь:
- проводит единую государственную политику;
- устанавливает порядок проведения работ по установлению (восстановлению) и закреплению границ земельных участков;
- обеспечивает разработку проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц;
- устанавливает порядок проведения землеустройства, организует его проведение;
- устанавливает порядок информационного обеспечения и автоматизации землеустройства, в том числе средствами земельно-информационной системы;
- обеспечивает проведение мониторинга земель;
- обеспечивает проведение кадастровой оценки земель, земельных участков;
- обеспечивает ведение государственного земельного кадастра;
- устанавливает порядок ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земель, земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь;
- устанавливает содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной, земельно-кадастровой документации;
Таким образом, государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в Республике Беларусь является эффективным и противоречий в компетенциях государственных органов на разных уровнях отсутствуют. Считаем, что существующая система позволяет в кратчайшие сроки принимать решения имеющие силу законов и в связи с отсутствием большого бюрократического аппарата довести их до конечного пользователя. В тоже время местные исполнительные органы обладают рядом полномочий по принятию и местных актов, которые не должны противоречить актам вышестоящих органов. Все это обеспечивает рациональное использование земли, так и осуществление самой полной ее охраны.
1. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр Советом Республики 28 июня 2008г.: текст Кодекса по состоянию на 31 декабря 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
2. О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 дек. 2009 г., № 622 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2016. – 64 с.
4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-3: в ред. Закона Респ. Беларусь, 2 июля 2009 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
Базанов И.А., Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в Республике Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-228 (дата обращения:
22.01.2025).