Несмотря на принятый договор, о Евразийском экономическом союзе, наблюдается неэффективность реализации соотношения законодательств. Необходимо учесть, что ЕАЭС был создан год назад, а процесс гармонизации и унификации законодательства вначале всегда сопровождается расхождениями по тем или иным вопросам. Следовательно, процесс надо ускорить, проводить мониторинги и экспертизу, о том, как осуществляется унификация национальных законодательств, провести ряд законопроектов, которые бы развивали договор. Страны, в этот период должны постоянно проводить совместные встречи по вопросу гармонизации законодательств. В сфере государственно - частного партнерства у каждой страны есть свои недоработки, но потенциал все равно остается. Конкретные и действенные шаги должны ускорить процесс гармонизации национальных законодательств, если страны будут действовать сообща в этом вопросе.
Сближение национальных законодательств является существенным процессом формирования любого интеграционного объединения. В договоре об учреждении ЕАЭС от 29 мая 2014 года утверждается, что «гармонизация законодательства» – сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного нормативного правового регулирования в отдельных сферах, а также важным является понятие «унификация законодательства» – сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах. Несмотря на правовое предписание договора, на практике национальные законодательства стран ЕАЭС претерпевают несоответствие. Даже, несмотря на то, что договор вступил в силу, необходимо принять ряд законопроектов, которые обеспечат развитие договора.
Необходима унификация национальных законодательств, чтобы они соответствовали нормам международного договора об ЕАЭС. Тогда национальные акты начнут работать. Вследствие отсутствия механизма, в соответствии которым национальные акты, которые будут приниматься в развитии договора о ЕАЭС, будут унифицированы с соответствующими нормативно-правовыми актами партнеров по союзу. Требуется проводить постоянный мониторинг, включая даже обмен законопроектами, чтобы не получилось так, что законодательство стран-членов Евразийского экономического союза расходится или идет параллельными курсами. В переходное время до 2025 необходимо осуществить сближение национальных законодательств. Только в таком случае будет виден синергетический эффект [1, с. 105].
При формировании интеграционных объединений наибольшее внимание уделяется гармонизации и унификации законодательства о косвенных налогах, так как именно эти налоги оказывают наибольшее внимание на формирование цен во взаимной торговле и составляют значительную часть налоговых поступлений в бюджет.
В рамках Таможенного союза, ЕЭП и ЕврАзЭс был заключен ряд соглашений, в которых согласованы основные принципы обложения косвенными налогами.
Среди наиболее значимых достижений евразийской интеграции можно выделить следующее:
- взимание НДС осуществляется по принципу страны назначения, что подразумевает нулевую ставку экспортного НДС и взимание НДС налоговыми органами государства-импортера;
- установлено, что ставки косвенных налогов на импортируемые товары не должны превышать ставки косвенных налогов на аналогичные товары внутреннего производства (один из аспектов принципа недискриминации);
- установлены минимальные ставки акцизы;
- принят ряд мер по гармонизации администрирования систем взимания косвенных налогов, что особенно важно для функционирования Единого экономического пространства, которое предполагает отсутствие таможенных и налоговых барьеров.
Тем не менее, для окончательного устранения подобных барьеров необходимо принять ряд мер, направленных на сближение ставок косвенного налога, порядка формирования налоговой базы и документального подтверждения размера подлежащего уплате налога.
Следовательно, можно выделить следующие аспекты, требующие гармонизации:
- определение и снижение ставок НДС;
- сведение к минимуму льгот по его уплате;
- совершенствование процедуры проведения факта экспорта и организация информационного обмена налоговых и таможенных органов;
- установление перечня экспортируемых и импортируемых работ, услуг, а также унификация порядка их налогообложения.
В отличие от косвенных, прямые налоги не оказывают столь ощутимого влияния на ценообразование и величину торгового оборота между государствами, однако, различие в размере ставок, порядке формирования налоговой базы и перечне применяемых налоговых льгот могут создать неравные условия осуществления экономической деятельности в государствах – членах ЕАЭС, и, как следствие, привести к существенным различиям в инвестиционной привлекательности этих стран.
Следовательно, гармонизация прямых налогов также необходима для создания однородного экономического и правового пространства на территории стран ЕАЭС.
В настоящее время наибольший объем работ направленных на гармонизацию и унификацию, приходится на налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Обусловлено это, по нашему мнению, тем, что иные налоги могут быть тесно связаны с особенностями экономики государства-участника. Так, ставки налога на добычу полезных ископаемых во многом обусловлены тем, какие именно полезные ископаемые залегают на территории государства-участника и в каком количестве, добычу в каких регионах необходимо стимулировать и т.п.
Среди основных способов гармонизации предлагаем следующие:
- унификацию терминологии;
- унификацию методики формирования налоговой базы;
- рассмотрение вопроса об унификации налоговых ставок;
- выработка унифицированного подхода к налогообложению нерезидентов.
Таким образом, дальнейшая цель гармонизации – максимальное сблизить методику формирования годового дохода, перечень расходов (вычетов) и налоговые ставки в целях создания единого правового пространства и равных условий экономической деятельности на территории стран ЕЭП.
В Договоре о ЕАЭС закреплены положения, устанавливающие общие для государств-членов правовые начала в области таможенного регулирования, валютного рынка, транспортных услуг электроэнергетики и т.п. Договор разрабатывался в основном путем кодификации имеющихся соглашений, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП (Единое экономическое пространство).
Проектирование налоговых положений в договоре о ЕАЭС потребовало особого подхода: налоги составляют главный источник формирования доходов государственного бюджета, следовательно, передача полномочий в налоговой сфере органам ЕАЭС целесообразна для государств-членов лишь в той степени, в которой она будет способствовать созданию и (или) функционированию единого экономического пространства и недопущению ограничения конкуренции [2, с. 18].
Кроме того, необходимо было совершенствовать существующие нормы и создавать новые, так как в кодифицируемых были отражены не все важные для сближения законодательств государств-членов положения.
В частности, в Договор ЕАЭС были введены следующие нормы:
1. По аналогии с положением Договора о функционировании Европейского союза 1957 г. (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (далее-Договор о функционировании ЕС) включены нормы о функциональном режиме налогообложения по отношению к товарам, импортируемым из других государств-членов [3, п. 2 ст.71].
Данное изменение сделано с учетом соответствующего опыта стран-членов Европейского союза. В законодательстве ЕС принцип недискриминации отражен в статье 110 Договора о функционировании ЕС, которая содержит следующие положения:
1) Ни одно из государств-сторон не облагает реализацию товаров (работ, услуг), происходящих из других государств-сторон, и доходы от такой реализации налогами (сборами), которыми не облагаются реализация товаров (работ, услуг) внутреннего производства, доходы от такой реализации. Также ни одно из государств-сторон не облагает реализацию товаров (работ, услуг), происходящих из других государств-сторон, и доходы от такой реализации налогами (сборами), которые по своему характеру способны прямо или косвенно защищать другие виды товаров (работ, услуг).
Подобная норма потребовалась в Договоре о ЕАЭС, чтобы избежать установления таких налоговых льгот, которые прямо не предусматривают более тяжелое налоговое бремя для иностранных организаций или товаров иностранного происхождения, однако, фактически приводят к такому результату.
Введенные в законодательство ЕАЭС нормы, изложенные ст.110 данного договора позволили предотвратить конкуренцию, которая могла бы препятствовать формированию Единого экономического пространства.
2) Введена норма о гармонизации налогового законодательства «в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю» (т.е. речь идет, прежде всего, о косвенных налогах), в том числе о сближении ставок акцизов по наиболее чувствительным товарам [3, п. 3 ст.71].
3) Впервые в рамках международного соглашения государства-членов урегулированы вопросы о налогообложении физических лиц (ст.79 Договора о ЕАЭС). Например, добавлена статья, посвященная налогообложению физических лиц от работы по найму: на территории одного государства-члена ставка налога должна быть одинаковой для резидентов всех государств членов с первого дня работы. Эта существенная новелла, учитывая, что Налоговый кодекс, например, Российской Федерации в настоящее время предусматривает ставку для резидентов в размере 13 %, а для неризентов, в том числе из государств-членов, – 30%. Таким образом, реализованы рекомендации, изложенные в упомянутых в настоящей статье рекомендациях Бюро МПА ЕврАзЭс о гармонизации налогового законодательства.
4) Усовершенствована юридическая техника кодифицированных соглашений, конкретизированы обязательства сторон:
- в определении термина «транспортные средства» включены единицы трамвайного подвижного состава (п.1 приложения №18 к Договору о ЕАЭ);
- налоговая база по НДС при вызове предметов лизинга с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена товаров определяется на дату, предусмотренную договором лизинга для уплаты каждого лизингового платежа, а не на дату получения каждого лизингового платежа, как ранее было указано в п.9 ст.1 протокола от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»;
- конкретизирован порядок формирования налоговой базы по НДС и состав представляемых в налоговой орган документов при возврате товаров по причине их надлежащего качества (п.11, 23 приложения № 18 к Договору по ЕАЭС);
5) Так как в государствах-членах электронный документооборот и документы, заверенные электронной (электронно-цифровой) подписью, стали применятся наравне с бумажными, в Договор о ЕАЭС внесены положения позволяющие налогоплательщикам представлять документы в электронном виде.
Таким образом, несмотря на принятый договор, о Евразийском экономическом союзе, наблюдается неэффективность реализации соотношения законодательств. Необходимо учесть, что ЕАЭС был создан год назад, а процесс гармонизации и унификации законодательства вначале всегда сопровождается расхождениями по тем или иным вопросам. Следовательно, процесс надо ускорить, проводить мониторинги и экспертизу, о том, как осуществляется унификация национальных законодательств, провести ряд законопроектов, которые бы развивали договор. Страны, в этот период должны постоянно проводить совместные встречи по вопросу гармонизации законодательств. В сфере государственно - частного партнерства у каждой страны есть свои недоработки, но потенциал все равно остается. Конкретные и действенные шаги должны ускорить процесс гармонизации национальных законодательств, если страны будут действовать сообща в этом вопросе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Винницкий, Д.В. Налоговое право Евразийского экономического сообщества: правовой режим налога на добавочную стоимость. М., 2010. С. 105.
2. Мамбеталиева, А.Н., Макеева Е. А. Прямые налоги в ТС и ЕЭП // Налоговый вестник. 2012. № 5. С. 18.
3. О Евразийском экономическом союзе: Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (в редакции Договора от 08.05.2015 г.)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]./ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.