Автор предлагает ряд практических мер по правовой охране нематериального культурного наследия, реализация которых будет содействовать легализации форм проявления нематериального культурного наследия на территории Республики Беларусь.
ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В.Ю. Голищенко, магистрант 1 курса.
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы
Научный руководитель: И.Э. Мартыненко,
д.ю.н., профессор, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы
В настоящее время в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на гибель, поэтому в современном научном сообществе актуально звучат вопросы определения и сохранения нематериального (духовного) наследия как неотъемлемой составляющей всемирного культурного наследия. Необходимо отметить то, что наиболее ярко культурное разнообразие выражено именно в нематериальном историко-культурном наследии, поскольку именно в нем отражены вековые традиции народов. В условиях глобализации сохранность нематериального культурного наследия играет все большую роль в самоидентификации человека, сохранении его прошлого, поскольку все процессы в жизни взаимосвязаны [1, С.244].
Вопросами правовой охраны нематериального историко-культурного наследия занимались такие исследователи как, И.Э. Мартыненко, М.Н. Сатолина, С.К. Кононович, М.К. Лойко и другие.
Первая попытка дать четкую формулировку понятия нематериального культурного наследия имела место на конференции ЮНЕСКО, прошедшей в марте 2001 года. Нематериальное наследие культуры было определено как «процессы, которым обучились люди, вместе со знаниями, навыками и творчеством, которые наполняются и развиваются ими; результаты, создаваемые людьми, а также ресурсы, пространства и иные аспекты социальной и природной действительности, необходимые для их поддержания; эти процессы формируют у живущих сообществ чувство преемственности и важны для культурной самобытности, также как и для сохранения культурного разнообразия и творчества человечества» [2].
В 2003 г. на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» (далее – Конвенция), участницей которой является и Республика Беларусь [3, с. 63]. В соответствии со ст. 2 указанной Конвенции к нематериальному культурному наследию относятся: обычаи, формы выражения и представления, проявляющиеся в устной традиции, традиционной музыке, танцах, театре, обычаях, обрядах, праздниках, знаниях, относящихся к природе и вселенной; традиционных ремеслах, а также предметы и культурные пространства, которые признаются частью культурного наследия, передаются из поколения в поколение, постоянно воссоздаются, формируют чувство самобытности и преемственности, а также согласуются с международно-правовыми актами по правам человека.
29 ноября 2013 г. Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств приняла модельный закон «Об охране нематериального культурного наследия». В модельном законе нематериальное культурное наследие определяется как совокупность присущих этнической, социальной или конфессиональной группе духовных, интеллектуальных и нравственно-этических ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, включая язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор, технологии изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта и народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения [4, с. 70].
По словам Медведева И.В., наследие человечества включает и нематериальную составляющую, которую можно определить как совокупность культурных и социальных выражений, основанных на традициях и характеризующих исторические особенности различных сообществ людей (народностей, этносов) [5, с. 135].
Прежде всего, необходимо отметить, что сохранение историко-культурного и духовного наследия является одной из обязанностей государства. Так в Республике Беларусь система правовой охраны отношений в сфере охраны и использования нематериального культурного наследия представляет собой недостаточное урегулирование на законодательном уровне. Конституция Республики Беларусь в ст. 15 говорит о том, что «государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь». В ст. 54 Конституции предусмотрена обязанность каждого гражданина беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Данные конституционные положения выступают гарантиями реализации права каждого на участие в культурной жизни, а также обеспечения общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах (ч. 1 ст. 51 Конституции) [6].
Статья 14 Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» от 09.01.2006 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 8 мая 2012 г.) к нематериальным историко-культурным ценностям относит обычаи, традиции, обряды, фольклор (устное народное творчество), язык, его диалекты, содержание геральдических, топонимических объектов и произведений народного искусства (народного декоративно-прикладного искусства), другие нематериальные проявления творчества человека [7].
Гражданский кодекс Республики Беларусь регулирует вопросы собственности на культурные ценности; наследование культурных ценностей; авторское право на произведения искусства; имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, и др.
Однако в Республике Беларусь после ратификации Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия» 2003 г. (далее – Конвенция) появились проблемы правового определения форм нематериального культурного наследия. Так, одним из вопросов является уточнение понятия нематериального культурного наследия. Во-первых, возникает вопрос о соотношении понятий «нематериальное культурное наследие» по Конвенции и «нематериальные историко-культурные ценности» по Закону Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь». В частности, нематериальное культурное наследие должно передаваться от поколения к поколению, постоянно воссоздаваться сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формировать у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Во-вторых, Конвенция предусматривает обеспечение жизнеспособности нематериального культурного наследия, а не только его простую фиксацию и сохранение зафиксированного. В связи с этим возникает вопрос о применимости понятия «аутентичный» в отношении нематериального культурного наследия.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, представляется возможным закрепить на законодательном уровне деление историко-культурных ценностей на материальные и духовные. В этом случае историко-культурные ценности могут подразделяться на следующие виды: материальные историко-культурные ценности, материальное воплощение которых составляет их содержание; духовные (нематериальные) историко-культурные ценности, материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их содержание.
Наряду с этим в Республике Беларусь необходимо начать работу по подготовке Закона «Об охране нематериального историко-культурного наследия», решив вопросы права собственности на нематериальное наследие. Своеобразными собственниками, от имени которых могут подаваться иски, выставляться иные требования, в том числе и материального характера, направленные на сохранение нематериальной ценности, могут выступать: от имени государства – прокуратура при осуществлении общего надзора, инспекция по охране историко-культурного наследия Министерства культуры, сам «собственник» определенной ценности – местный исполнительный (распорядительный) орган власти, общественные объединения, целью которых является охрана наследия, а также граждане, проживающие в определенной местности (как носители данной ценности).
Также необходимо определить, что защите должна подлежать оригинальная зафиксированная и/или воплощенная совокупность последовательности действий и слов при осуществлении определенных обрядов; последовательность в танце в совокупности с народным костюмом той или иной местности, последовательность действий при осуществлении того или иного вида народных промыслов; виды, способы и подбор цветов вышивки, орнамента и прочего при условии привязки их к определенной местности, в пределах которой сложился тот или иной обряд (промысел, танец, сказание и др.), где существуют его социально-бытовая среда (инфрастуктура) и взаимосвязи между всеми этими элементами.
Таким образом, комплексной защите должны подлежать: территория, на которой исторически сложилась и развивается в соответствии с самобытными традициями определенная нематериальная историко-культурная ценность; сама ценность – обычаи, традиции, обряды, фольклор (устное народное творчество), язык, его диалекты, содержание геральдических и топонимических объектов и произведений народного творчества (народного декоративно-прикладного искусства), другие нематериальные проявления творчества человека (в том числе и носители – люди); существующая социально-бытовая инфраструктура и необходимые сырьевые ресурсы (народные промыслы).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реализация мер по правовой охране нематериального культурного наследия, которые предложены в данной статье, будет содействовать легализации форм проявления нематериального культурного наследия на территории Республики Беларусь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирюшина, Ю.В. Нематериальное культурное наследие – актуальное понятие современности // Ю.В. Кирюшина // Философия, социология и культурология. Алтай. – 2011. – № 1. С. 244 –247.
2. Конвенция об охране нематериального культурного наследия: Совершено г.Париж, 17 окт. 2003 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Король, Э.Л. Юридическая терминология в области охраны культурного наследия Республики Беларусь / Э.Л. Король // Вестник ГрГУ. – 2012. – № 4 – С. 59 – 64.
4. Мартыненко, И.Э. Правовой статус, охрана и восстановление историко-культурного наследия / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 343 с.
5. Медведев, И.В. Культурные ценности как предмет государственно-правового регулирования / И.В. Медведев // Проблемы российской государственности: вопросы истории, теории, практики: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации: отв. Ред. Р.Л. Хачатуров. – М., 2004. – С. 128 – 139.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
7. Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 98-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 мая 2012 г. // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
Библиографическая ссылка
Голищенко В.Ю. Проблемы легализации форм проявления нематериального культурного наследия // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-192 (дата обращения:
22.01.2025).