Автор полагает необходимым закрепление в законодательстве легального понятия и принципов экономической основы местного самоуправления. Под экономической основой местного самоуправления следует понимать совокупность правоотношений, складывающихся в результате деятельности местного населения, органов и должностных лиц местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению коммунальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения.
Ключевые слова: экономическая основа местного самоуправления
Некоторые проблемы законодательного закрепления определения и принципов экономической основы местного самоуправления
Е. С. Макаревич, студентка 2 курса, юридического факультета
Гродненского Государственного Университета имени Янки Купалы
Научный руководитель: О. Н. Евдокименко,
старший преподаватель ГрГУ имени Янки Купалы
Рассматриваются проблемы законодательного определения понятия экономической основы местного самоуправления в Республике Беларусь. Автор предлагает закрепить на законодательном уровне определение экономической основы местного самоуправления и перечень принципов ее формирования.
Одним из важнейших аспектов деятельности местного самоуправления является экономическое обеспечение его функционирования. Именно экономическая база местного самоуправления делает его реальным и во многом обеспечивает его эффективность. В связи с этим особую актуальность имеют проблемы законодательного закрепления определения экономической основы местного самоуправления и принципов ее формирования.
Законодательство Республики Беларусь не содержит четкого легального определения понятия экономической основы местного самоуправления, также в законодательстве отсутствует и перечень ее принципов.
В Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» раскрывается понятие экономической основы местного самоуправления: экономическую основу местного управления и самоуправления составляют коммунальная собственность, доходы от использования природных ресурсов и иные источники получения доходов местного управления и самоуправления в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, гражданским, налоговым, бюджетным законодательством [1, ст.54 ].
Данное определение сводиться исключительно к перечислению компонентов, составляющих экономическую основу местного самоуправления, и не отражает сущности данного явления.
В законодательстве Российской Федерации дано аналогичное определение экономической основы, которое также сводиться к перечислению ее компонентов: экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [2, ст.4].
Различные определения экономической основы местного самоуправления можно найти в трудах ученых-правоведов.
Так, Г. В. Барабашев считает, что экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием, управлением и использованием муниципальной собственности и финансовых средств муниципального образования, а также отношения, возникающие в связи с управлением и пользованием государственными материальными и финансовыми средствами, переданными органам местного самоуправления в соответствии с законом [3, с. 126].
В. Н. Бутов считает, что понятие экономической основы местного самоуправления следует рассматривать в материальном и формальном смысле. В материальном смысле экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность фактически существующих в муниципальном образовании финансовых средств, имущества различных форм собственности, объектов инфраструктуры, использование которых позволяет решать вопросы местного значения и осуществлять переданные органам местного самоуправления государственные полномочия. В формальном смысле экономическая основа местного самоуправления – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования [4, с. 151].
Н. В. Талалаев полагает, что понятие экономической основы местного самоуправления следует определять через совокупность общественных отношений, складывающихся в местном самоуправлении. Он определяет экономическую основу местного самоуправления следующим образом: экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами права отношений, складывающихся в результате деятельности жителей, органов и должностных лиц местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения [5, с.112].
Полагаем, что данное определение наиболее полно раскрывает сущность понятия экономической основы местного самоуправления.
Что касается принципов экономической основы местного самоуправления, то в Республике Беларусь они также законодательно не определены.
В. Н. Бутов считает, что, общими экономическими принципами организации местного самоуправления являются:
1) признание и защита муниципальной собственности наравне с другими формами собственности;
2) самостоятельность управления органами местного самоуправления муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета;
3) наличие у каждого муниципального образования собственного бюджета (местного бюджета);
4) нахождение в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного лишь для решения вопросов, установленных Законом о местном самоуправлении;
5) недопустимость определения органами центральной власти объемов расходов за счет средств местных бюджетов [4, с.154].
Е. Н. Козлова считает, что, при формировании экономических основ местного самоуправления используются следующие принципы:
1) принцип достаточности ресурсов муниципального образования;
2) принцип ограниченности ресурсов территорией муниципального образования;
3) принцип инфраструктурной целостности;
4) принцип сбалансированности местного бюджета;
5) принцип финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления и т. п. [6, с.140].
В Европейской хартии местного самоуправления определены следующие принципы:
1) органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
2) финансовые средства органов должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;
3) часть финансовых средств органов местного самоуправления должны поступать от местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, установленных законом;
4) финансовые системы, на которых основываются средства местного самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими;
5) защита более слабых муниципальных образований, для чего вводятся процедуры финансового выравнивания [7, с.78].
Г. В. Барабашев говорит, что экономические основы местного самоуправления формируются и задаются на основе следующих принципов:
1) принцип самостоятельности в сочетании с принципом единства экономического пространства;
2.) принцип достаточности ресурсов;
3.) принцип использования ресурсов подведомственной органу власти территории;
4) принцип инфраструктурной целостности;
5) принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования муниципальной собственности;
6) принцип содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления [3, с.128].
Таким образом, полагаем необходимым закрепление в законодательстве легального понятия и принципов экономической основы местного самоуправления.
Под экономической основой местного самоуправления следует понимать совокупность правоотношений, складывающихся в результате деятельности местного населения, органов и должностных лиц местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению коммунальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения.
Необходимо закрепить следующие принципы экономической основы местного самоуправления:
1) принцип финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления в сочетании с принципом единства экономического пространства;
2) принцип достаточности ресурсов местного самоуправления;
3) принцип соразмерности финансовых средств органов местного самоуправления предоставляемым им полномочиям;
4) принцип сбалансированности местного бюджета;
5) принцип ограниченности ресурсов территорией муниципального образования;
6) принцип инфраструктурной целостности;
7) принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования коммунальной собственности;
8) принцип содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления.
ЛИТЕРАТУРА
1. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., №108-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2014 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон Российской Федерации, 24 сен. 2003 г., № 131-ФЗ // Консультант Плюс: Россия. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РФ. – Москва, 2016.
3. Барабашев, Г. В. Местное самоуправление / Г. В. Барабашев. – Минск: Норма, 1996. – 168с.
4. Бутов, В. Н. Основы местного самоуправления / В. Н. Бутов, Г. А. Васильева. – Челябинск: Асар, 2007. – 241с.
5. Талалаев, Н. В. Понятие экономической основы местного самоуправления в юридической литературе / Н. В. Талалаев. – Москва: Феникс, 2010. – 134.
6. Козлова, Е. Н. Конституционное право России / Е. Н. Козлова, О. Е. Кутафин. – Москва: Феникс, 1999. – 168с.
7. Европейская хартия местного самоуправления: Совершена г. Страсбург, 15 октября 1985 г. // ГАРАНТ-СЕРВИС: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – 2016. Режим доступа: http//base.garant.ru/2540485/. Дата доступа: 10.03.2016.
Библиографическая ссылка
Макаревич Е. С. Некоторые проблемы законодательного закрепления определения и принципов экономической основы местного самоуправления // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-132 (дата обращения:
22.01.2025).