В период становления гражданского общества и правового государства в Республике Беларусь и мире в целом нормативно-правовой акт не стоит на месте и развивается как понятие, так и как совокупность норм, направленных на регулирование общественных отношений. На данный момент не избежать и трудностей с его развитием. Поэтому дальнейшее исследование данной проблемы будет продолжаться.
Ключевые слова: норамтивно-правовой акт, источник права
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА –
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
М.С.Заневский, студент 1 курса,
ГрГУ им. Я. Купалы
Научный руководитель: О.В. Вербова,
старший преподаватель, ГрГУ им. Я. Купалы
Актуальность темы объясняется важной ролью нормативно правового акта среди источников права в Республике Беларусь, необходимостью правильного понимания определения этой формы права, соотношения ее с другими нормативными источниками для эффективного и непротиворечивого регулирования в правоприменительной деятельности.
Исследованию и изучению нормативно правового акта, а также других нормативных документов и форм права было посвящено множество трудов ученых. Над этой темой трудились, в том числе и дореволюционные ученые. Данная тема рассматривалась в трудах Ф.М. Тарановского, Е.Н. Трубецкого, Н.П.Загоскина, Д.Я. Самоквасова, В.И. Сергеевича. Однако система права, которая существовала на тот момент, не была схожа и не приобрела свойственные черты ныне действующей системы, поэтому многие проблемы, которые актуальны именно сейчас не были рассмотрены в работах этих ученых. Эта тема в последнее время затронула многих практиков, которых интересуют вопросы правотворческой деятельностью законодательных органов, в том числе результатом этой самой деятельности – принятием нормативно правовых актов. Не остаётся без внимания исследователей также рассмотрение отдельных форм права, выявление их признаков, а также их роль в правоприменительной практике. Эту и многие другие темы связанные с различными формами права исследовали Р.Ф. Васильев, В.Д. Зорькин, В.А. Сивицкий, В.В. Тарасова, Ю.А. Тихомиров, Е.А. Юртаева, А.Г. Хабибулин. Отечественные правоведы, такие как Г.А.Василевич, Н.В.Сильченко, С.Г.Дробязко также внесли значительный вклад в изучение данной проблемы. Но многие вопросы так и остались не разрешёнными, несмотря на высокий интерес к этой теме со стороны ученых и исследователей.
Чтобы дать определение нормативного правового акта требуется обратиться к Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», который устанавливает понятие, систему и виды нормативно правового акта. Итак, законодатель дал следующее определение «Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции нормотворческого органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, направленный на установление, изменение или прекращение действия норм права.»[1,cт.1] Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени[2].
Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера. Набор предписаний не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников – это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.[3]
В нормативных правовых актах устанавливаются нормы права, которые представляют собой общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение. Правовые нормы распространяют свое действие на всех субъектов, вступающих в определенные общественные отношения - участников правоотношений или определенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно, применяются многократно при регулировании определенных видов общественных отношений[4]. Причем, содержащиеся в нормативных актах правовые нормы распространяют свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, т.е. адресаты норм персонально не определены, не названы в тексте самой нормы. Эти признаки позволяют характеризовать норму, содержащуюся в данном источнике, как абстрактно сформулированное предписание.
Наличие в актах правовых норм, обладающих указанными характеристиками, позволяет относить их к группе нормативных правовых актов и отделять от них ненормативные правовые акты. К последним относятся акты применения права, содержащие индивидуальные предписания, акты-разъяснения норм права, оперативно-распорядительные акты, содержащие ограниченные во времени конкретные предписания, адресованные определенным субъектам.
Признаки нормативно-правового акта:
1) является правообразующим актом, поскольку устанавливает или закрепляет новые нормы права или изменяет (дополняет, отменяет) действующие; четко формулирует содержание юридических прав, обязанностей, ответственности;
2) является официальным актом - принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (нормотворческим органом) или принимается народом (референдум) в пределах их компетенции;
3) распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение;
4) имеет конкретную форму, которая зависит от органа, который его (акт) выдает. Его форма определена Конституцией, а также законом про нормативно-правовые акты (в случае его принятия);
5) занимает четко определенное место среди других нормативных актов, согласно субординации по юридической силе - не противоречит актам высшей юридической силы, прежде всего Конституции, международным договорам, ратифицированным парламентом т.п.;
6) разрабатывается и принимается с соблюдением установленной законом нормотворческой процедуры (нормотворческая инициатива, разработка, обсуждение, принятие, подписание, регистрация, обнародование, вступление в силу);
7) имеет форму письменного документа, составляется в соответствии с правилами нормотворческой техники, определенную структуру и официальные реквизиты - название акта указывает на орган, который его выдал, вид акта, предмет регулирования, дата и место принятия; подпись (подписи) ответственных должностных лиц;
8) подлежит обязательной государственной регистрации и учета;
9) публикуется в официальных специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности текста официального образца.
Достоинства нормативно-правового акта как источника права:
а) нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.
б) нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.
в) нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники.
Таким образом можно сделать следующий вывод. Определения нормативного правового акта за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.
Этот официальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права... Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности»[5].
Однако в период становления гражданского общества и правового государства в Республике Беларусь и мире в целом нормативно-правовой акт не стоит на месте и развивается как понятие, так и как совокупность норм, направленных на регулирование общественных отношений. На данный момент не избежать и трудностей с его развитием. Поэтому дальнейшее исследование данной проблемы будет продолжаться.
ЛИТЕРАТУРА:
1) ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10 января 2000 г. № 361-З О нормативных правовых актах Республики Беларусь с изм. и доп.
2) Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. / Алексеев С.С. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 560 с.
3) Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты как источники белорусского права: соотношение, действие, утрата юридической силы. // Проблемы управления. 2007. - № 2. – С. 10-24.
4) Сильчанка М.У. Тэорыя крынiц беларускага права: манаграфія / М.У. Сільчанка. – Гродна: ГрДУ, 2012. - 207с.
5) Вишневский,А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. /А.Ф. Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский, под ред. А.Ф. Вишневский. – 2-е изд., Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006г.- с. 362-363
РЕЦЕНЗИЯ
На статью М. С. Заневского
Студента 1 курса, специальности «Правоведение»
на тему:
«НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА –
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ»
Актуальность темы объясняется важной ролью нормативно правового акта среди источников права в Республике Беларусь, необходимостью правильного понимания определения этой формы права, соотношения ее с другими нормативными источниками для эффективного и непротиворечивого регулирования в правоприменительной деятельности.
В период становления гражданского общества и правового государства в Республике Беларусь нормативно-правовой акт не стоит на месте и развивается как понятие, так и как совокупность норм, направленных на регулирование общественных отношений. Данной проблематике посвящается представленная работа.
Данная статья написана по теме дипломного исследования студента. Статья написана на хорошем научном уровне, на актуальную тему. В ней отражаются современные взгляды ученых на данную проблему. Материал изложен логично и последовательно, в заключении сделаны соответствующие выводы. Это дает возможность рекомендовать данную статью к опубликованию.
Научный руководитель:
О.В. Вербова,
старший преподаватель (ГрГУ им. Я.Купалы)
Библиографическая ссылка
Заневский М. С. Нормативный правовой акт как источник права – современный взгляд на проблему // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-131 (дата обращения:
22.01.2025).