ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
О некоторых подходах к пониманию соматических прав человека
Белаш А. В. 1

1. "БИП - Институт правоведения", Гродненский филиал

Резюме:

В статье дан анализ основных подходов к определению соматических прав человека

Ключевые слова: соматические права человека


 

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПОНИМАНИЮ СОМАТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

А. Белаш

Студент 2 курса

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель:

Т.В. Филипчик, ст. преподаватель

Гродненский филиал БИП

 

Соматические права и свободы обозначились в юридической правовой литературе как самостоятельная группа прав и свобод относительно недавно (во 2-й половине XX в.). Их появление обусловлено возросшим вниманием к реализации людьми их права на здоровье и связанные с ним другие права.

Соматические права человека на распоряжение своим телом как собственностью, изменение своей телесной субстанции, являются сложной правовой категорией. В литературе представлены различные подходы и точки зрения в отношении понимания и правового регулирования этой группы прав человека.

Постановка вопроса в юридической науке о данной категории естественным образом породило необходимость его легального определения. Одним из новаторов введения понятия «личностные (соматические) права» является В.И. Крусс, который определяет эти права как «… группу таких прав, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами» [1, с. 46].

Е.А. Лукашева находит личностные права человека категорией, не подвластной государству, и отмечает, что «эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности» [4, с. 58].

А.Б. Мезяев и А.М. Солнцев раскрывают сущность соматических прав через признанную обществом и государством возможность определенного поведения, выражающуюся в полномочиях по распоряжению человеком своим телом [2, с. 16].

В целом определенную теоретическую разработку соматические права получили в рамках конституционного права (В.И. Крусс, М.А. Лаврик), теории права и философии права (А.И. Ковлер, О.Э. Старовойтова). Однако основной уклон в данных исследованиях делался на необходимость признания этой группы прав и проблему реализации отдельных прав по распоряжению телом. Характеристики как элемента системы прав человека соматические права не получили [1, с. 47].

Соматические права напрямую связаны с телом человека (от греч. soma - тело). Их иногда называют также личностными правами человека. Как отмечает О.Э. Старовойтова, «право на тело и его юридическая регламентация как центральная проблема исследования охватывает целый комплекс соматических прав, которые основываются на мировоззренческой уверенности в «праве» человека распоряжаться своим телом и его органами» [4, с. 60].

Соматические права являются современной порождением западного гуманизма, базируемого на первом-третьем поколениях прав человека (конец XVIII-XX вв.), которые породили секулятивного человека, безразличного к нормам морали и религии.

В соответствии с существующей классификацией к соматическим правам человека и гражданина относят следующие права:

- право на смерть (включая эвтаназию);

- права человека относительно его органов и тканей. Это так называемые права человека на свободное распоряжение своим телом и телами близких людей, на клонирование, как всего организма, так и отдельных органов и трансплантацию органов;

- сексуальные права человека (возможность искать, получать и передавать информацию, касающуюся сексуальности, сексуальное образование, выбор партнера, возможность решать, быть человеку сексуально активным или нет, самостоятельно решать вопрос о добровольных сексуальных контактах, вступлении в брак, вопрос о легализации проституции; оборот порнографической продукции и правовое регулирование положения сексуальных меньшинств);

- репродуктивные права человека (позитивного характера: искусственное оплодотворение и негативного характера: аборт, стерилизация, контрацепция);

- право на смену пола и выбор пола ребёнка;

- право на употребление наркотиков и психотропных веществ и другие права, которые, по мнению некоторых учёных, претендуют на закрепление в законодательстве с дальнейшим развитием генетики и медицины.

В научном сообществе соматические права неверно и ошибочно относят к четвёртому поколению прав человека. Четвёртое поколение прав человека - это духовно-нравственные права и свободы человека, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности. Из самого определения четвёртого поколения прав человека следует, что соматические права (права тела) нельзя отнести к духовным правам.

Однако без соматических прав правовой статус современного человека не воспринимается в полном объеме, так как происходит расширение возможностей человека по распоряжению своим телом как объектом собственности. Так, в настоящее время, несмотря на достижения современной медицины, увеличивается количество бесплодных браков. По результатам медицинской статистики в Республике Беларусь каждый четвертый брак бесплоден в силу различных причин. Сегодня в результате развития научных достижений в медицине, применения методов искусственной репродукции стало возможным преодоления бесплодия. В то же время, возможность осуществления медицинской стерилизации как одной из форм планирования семьи в последнее время все чаще рассматривается в случае принудительной стерилизации как нарушение права иметь детей, права на свободный репродуктивный выбор, на невмешательство в личную жизнь, наконец, права на жизнь.

На наш взгляд, можно выделить несколько аспектов в понимании соматических прав человека.

Во-первых, в связи с употреблением понятия прав человека в общегуманитарном смысле возможно использование категории соматических прав человека в самом широком плане для обозначения любых дискуссий относительно телесности человека с позиций прав человека. Подобная ситуация может иметь место в философии, антропологии, антропологии права, других естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплинах.

Во-вторых, соматическими правами человека могут обозначаться различные притязания правового характера человека к обществу относительно самостоятельного распоряжения своей телесностью. Пожалуй, именно в связи с подобным пониманием и была создана теория В.И. Крусса. В будущем так могут именоваться новые притязания соматического характера. Они как бы попадают в определенный буфер, где возможность той или иной формы распоряжения своим телом проходит международно-правовую, конституционно-правовую, этическую, медицинскую, антропологическую экспертизу, анализируется опыт других стран, и в итоге из буфера это притязание либо удаляется, либо признается в качестве субъективного права со всеми вытекающими отсюда последствиями [1, с. 52].

И, наконец, в-третьих, под соматическими правами в узкоюридическом смысле следует понимать признанную обществом и государством возможность определенного поведения, выражающуюся в полномочиях по распоряжению человеком своим телом. То есть это соматические притязания, получившие признание общества и правовое закрепление. Формы правового закрепления и наименования данных прав могут быть различны, возможно установление определенных правовых ограничений на их использование, главное в этом – принципиальное признание права. В этом смысле мы и рассматриваем право на смерть, права в сфере распоряжения своими органами и тканями, сексуальные, репродуктивные права и право на перемену пола.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Крусс, В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека / В.И. Крусс // Государство и право. – 2002. – № 7. – С. 46-53.

2. Мезяев, А.Б. Новое поколение прав человека: соматические права / А.Б. Мезяев // Международная и внутригосударственная защита прав человека / под ред. Р. М. Валеева. – М.: Истра, 2011. – 211 с.

3. Нестерова, Е.М. Понятие и юридико-социальная сущность соматических прав человека / Е.М. Нестерова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 7. – С. 222-226.

4. Старовойтова, О.Э. Соматические права и генетический риск / О.Э. Старовойтова // Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательства: сб. науч. тр. – СПб.: Питер, 2007. – С. 58-62.


 

 

 


Библиографическая ссылка

Белаш А. В. О некоторых подходах к пониманию соматических прав человека // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-99 (дата обращения: 24.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 602 | За неделю: 602 | Всего: 602


Комментарии (0)