ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Причины и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь
Глушакова Я. И. 1

1. Гомельский филиал международного университета «МИТСО»

Резюме:

Значительное ежегодное количество изменений налогового законодательства создает определенные неудобства для субъектов хозяйствования, в связи с чем, Министерство финансов совместно с Министерством по налогам и сборам будут принимать меры по сведению их к минимуму, с учетом завершения основных налоговых реформ в Республике Беларусь.

Ключевые слова: Налоговая система Республики Беларусь


 

Причины и направления реформирования

налоговой системы Республики Беларусь

 

Я.И. Глушакова, студентка 3 курса.

Гомельский филиал международного университета «МИТСО»

Научный руководитель: И.С. Напреев,

к.т.н., доцент, Гомельский филиал международного университета «МИТСО»

 

 

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Как известно, Республика Беларусь не один год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимала последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставилась задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».

Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.

Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоемкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу.

Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые  нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые нормы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так, например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009.

Третья проблема – высокая периодичность уплаты налогов. Большинство из них уплачивается у нас раз в месяц. Только с этого года налог на прибыль и НДС при определенном размере выручки можно уплачивать раз в квартал. А в ряде государств отчетным периодом по налогам является календарный год.

Четвертая проблема перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остается по-прежнему довольно широк, и не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему

Пятая проблема отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств).

Шестая проблема существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.).

Большой недостаток белорусской налоговой системы заключается в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепочке налоговых нарушений по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям.

Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [1, с. 32].

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, к 2020 году, налоговая нагрузка на экономику должна уменьшиться на 7,5 – 8,5 % [2, с. 138]. Совершенствование налоговой системы последних лет было направлено на:

– введение общепринятых правил налогообложения, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

– сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды, объединение налогов, имущих сходную налоговую базу;

– модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания косвенных налогов.

Совершенствование налоговой системы проходит поэтапно. Свидетельством этого являются ежегодно принимаемые законы о бюджете и другие законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которыми предусматривается снижение ставок и отмена отдельных налогов и сборов.

На сегодняшний день налоговая система Беларуси соответствует налоговым системам стран Таможенного союза, а также стандартам развитых стран.

Положительную динамику налоговых преобразований отражает и прогресс нашей страны в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2014» по показателю «Налогообложение». Согласно данному рейтингу Республика Беларусь занимает 133-е место, улучшив свою позицию по сравнению с оценкой 2012 года на 23 пункта, а по аналогичному показателю 2008 года – на 45 пунктов.

В ходе налоговой реформы значительно снижена налоговая нагрузка на экономику. Так, показатель налоговой нагрузки на экономику (отношение налоговых доходов к ВВП) за последние пять лет снизился на 8,9 процентного пункта. В 2014 году произошло снижение налоговой нагрузки еще на 0,7 процентного пункта.

Сегодня этот показатель сопоставим с налоговой нагрузкой в России и Казахстане. Кроме того, уровень централизации финансовых ресурсов в Беларуси полностью сопоставим со средними параметрами развитых стран.

Таким образом, в настоящее время можно с уверенностью сказать о завершении основной налоговой реформы в Беларуси и стабилизации налогового законодательства.

Что касается ежегодного внесения изменений в Налоговый кодекс, то они обусловлены, прежде всего, необходимостью приведения его отдельных норм в соответствие с требованиями Таможенного союза, изменениями в других отраслях права, с решениями, принимаемыми Президентом, введением новых стимулирующих механизмов налогообложения (например, введение системы возврата иностранным гражданам налога на добавленную стоимость Tax Free, используемых в мировой практике механизмов налогообложения и контроля – перенос убытков, амортизационная премия, трансфертное ценообразование и т. д.), необходимостью индексации ставок налогов, установленных в белорусских рублях. Ряд изменений направлен на решение вопросов, возникающих при практическом применении норм Налогового кодекса [3].

Следует согласиться, что значительное ежегодное количество изменений налогового законодательства создает определенные неудобства для субъектов хозяйствования, в связи с чем, Министерство финансов совместно с Министерством по налогам и сборам будут принимать меры по сведению их к минимуму, с учетом завершения основных налоговых реформ в Республике Беларусь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Попов, Е.М. Налоговое законодательство Республики Беларусь: каким ему быть? / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2009. – № 8. – С. 32–39.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 200 с.

3. Судник, Н. Новации в налоговом законодательстве в 2014 году / Н.Судник // БЕЛТА – Новости Беларуси [Электронный ресурс]. – 2016. Режим доступа: http://www.belta.by/ru/conference/i_380.html. – Дата доступа: 23.03.2016.


Библиографическая ссылка

Глушакова Я. И. Причины и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-98 (дата обращения: 24.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 397 | За неделю: 397 | Всего: 397


Комментарии (0)