ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Совет Безопасности Организации Объединенных Наций: пути реформирования
Саввина А.Ю. 1

1. Липецкий филиал РАНХиГС

Резюме:

Автор делает вывод, что время для реформирования Совета Безопасности ООН, бесспорно, наступило. Новые глобальные проблемы, ставящие под угрозу существующие мир и безопасность, требуют от мирового сообщества компромисса, который приведет к превращению Совбеза в эффективный и результативный орган, способный обеспечить выполнение ведущей цели ООН – поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Ключевые слова: Совет Безопастности ООН


 

Совет Безопасности Организации объединенных наций: пути реформирования

А.ю. Саввина, студентка 3 курса.

Липецкий филиал РАНХиГС

Научный руководитель: А.П. Забайкалов,

к.ю.н., доцент,Липецкий филиал РАНХиГС

 

 

26 июня 2015 года весь мир отмечал семидесятилетие создания ООН. Данная годовщина послужила поводом для оценки того, сумела ли самая крупная международная организация в мире выполнить когда-то поставленные перед собой цели? Ответ на этот вопроснеоднозначный. Бесспорно, главным достижением ООН можно назвать недопущение глобального военного конфликта, напоминающего по масштабам Вторую мировую войну. Кроме того, за время своего существования ООН увеличило число своих членов с 50 до 193 государств, что также подчеркивает авторитет ООН.

Однако, несмотря на все достижения ООН, деятельность данной организации неоднократно подвергалась критике. Особенно ярко это прослеживается в последние годы, когда все чаще слышны мнения о том, что устройство ООН устарело и не отвечает современным реалиям мирового порядка. Наибольшая критика в данной ситуации была направлена в адрес Совета Безопасности ООН – органа, который в соответствие с Уставом отвечает за поддержание международного мира и безопасности. Его считают наиболее неэффективным органом организации, изжившим себя, и не способным обеспечить коллективную безопасность перед лицом растущих угроз. Не меньше вопросов вызывает несправедливая, по мнению многих государств, представительность в Совбезе.  Именно этой проблеме и будет посвящена данная статья.

Совет Безопасности с момента создания ООН и до настоящего времени не подвергался глубоким и сущностным реформам. Так, изначально в его состав входило 5 постоянных (Россия, США, КНР, Франция и Великобритания) и 6 непостоянных членов, избираемых на два года. Постоянные члены обладают также правом вето. Лишь в 1963 г. в Устав ООН резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН были внесены изменения, согласно которым число непостоянных членов Совета Безопасности увеличилось с шести до десяти, избираемых по географическому принципу.

Разговоры о необходимости реформы ООН ведутся, начиная с 1990-х. Однако пик интереса к проблеме пришёлся на 2005 год, когда она обсуждалась в рамках Всемирного Саммита. Тогда Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан предложил два плана, согласно которым предусматривалось расширение состав Совбеза до 24 членов. План A призывал создать шесть новых постоянных членов, плюс трёх новых непостоянных членов. План B призывал создать восемь новых мест в новом классе членов, которые будут переизбираться через четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24. Следует отметить, что в докладе не указывалось, какой из вариантов предпочтительнее и, кроме того, предложенный план, несмотря на многочисленные дискуссии вокруг него, остался все же нереализованным проектом.

Стоит сказать, что вокруг реформы Совета Безопасности не могут договориться два основных лагеря. К первому относятся страны, желающие стать постоянными членами Совета Безопасности в дополнение к пяти уже существующим, и есть страны, которые однозначно выступают против этого.

К первым, прежде всего, следует отнести страны так называемой «Большой четверки» – Германию, Японию, Бразилию и Индию. Свои позиции о необходимости их включения в число постоянных членов Совбеза данные державы обосновывают следующим:  Япония и Германия являются одними из самых развитых промышленных стран мира и ведущими спонсорами ООН; Индия – страна с миллиардным населением и стремительно развивающейся экономикой с высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия выступает как самое крупное государство Латинской Америки.Кроме того, «четверкой» был скорректирован ранее предложенный ими проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет. Тем самым, данные страны мягко, но верно пытаются попасть в состав постоянных членов Совбеза.

Поддержание своих намерений относительно Совбеза  ООН заявила 26 сентября 2015 г. лидер ФРГ Ангела Меркель во время Генассамблеи ООН, которая на встрече с коллегами из Бразилии, Индии и Японии выступила с заявлением необходимости реорганизации этой ключевой международной структуры. «Нужна реформа Совета Безопасности, реформа, которая лучше отразила бы реальное распределение сил в мире», – сказала лидер Германии. [А.А. Полунин Чем опасна для России реформа Совета безопасности ООН?[Электронный ресурс]/ А.А. Полунин //Свободная пресса. – Режим доступа: //http://svpressa.ru/politic/article/132695/. – Дата обращения: 14.12.2015].

Такие страны, как Италия, Пакистан, Канада, Мексика, Аргентина и др. выступают против реформы увеличения числа постоянных членов и в связи с этим приняли даже в 1992 г. совместно с рядом других стран предложение о введении полупостоянных членов.Согласно данному предложению,полупостоянные члены должны избираться на восемь лет с возможностью переизбрания.

Африканская группа, которая включает в себя страны Африки, настаивает на предоставлении им двум постоянных мест в Совбезе. Фаворитами среди претендентов в данной группе являются Египет, Нигерия и ЮАР. Свои претензии коалиция строит на том, что большая часть работы Совета связана с Африкой, но при этом у региона нет постоянного места. Проект африканской группы подразумевает более радикальные изменения, в котором предполагается расширение состава постоянных членов с предоставлением им такихполномочий, как и нынешним, включая право вето. Интересным является тот факт, что за постоянное членство представителей африканских стран выступает президент США Барак Обама, мотивируя свою позицию тем, включение новых государств в Совет Безопасности ООН могло бы отразить изменения, которые произошли в мире со времен создания ООН и Совбеза. Однако позиция США по данному вопросу все же прозрачна, так как включение новых членов из числа относительно слабо развитых стран даст США дополнительные голоса как доминирующей державе.

Таким образом, практически все государства-члены ООН поддерживают необходимость такой реформы, однако проблема реформы кроется не в трудности ее реализации, а в недостижении консенсуса среди стран по этому вопросу. Несмотря на множество предложенныхпроектов и проведенных дискуссий, реформа числа членов Совбеза не проводится уже более двух десятилетий.

Не менее спорным остается и вопрос о праве вето.Связано это, прежде всего, с тем, что любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране – постоянному члену, может быть заблокировано, что неоднократно имело место. В решении вопроса о праве вето также наметилось несколько позиций, радикально отличающихся друг от друга. Так, одни государства настаивают на отмене этого права, другие выступаютзаего расширение на новых постоянных членов при условии введения такой категории, третьи предлагают ограниченное право вето (например, на наделении постоянного члена Совета ½ вето, которое сработает только при одновременном его наложении на проект резолюции двумя и более постоянными членами).

Отношение России к реформе Совбеза была ею неоднократно заявлена за последние годы. Официально Россия не выступает против такой реформы, но призывает с ней не торопиться. Согласно позиции РФ, расширение Совета Безопасности ООН не сделает его более эффективным, так как есть опасения, что в планы США входит его расширение за счет стран, которые станут их марионетками. Вместе с тем, Россия не против увеличения постоянных членов из стран G4, в силу того, что они более экономически и политически независимы, но с оговоркой: без предоставления им права вето. Также, по мнению некоторых политологов, быстрая реформа с включением большого числа стран приведет к снижению удельного веса России как члена Совета Безопасности ООН с правом вето.[Д.В. Андреева. Совбез ООН хотят сделать ручным [Электронный ресурс]/ Д.В. Андреева //Русская планета. – Режим доступа: http://rusplt.ru/policy/sovbez-oon-hotyat-sdelat-ruchnyim-18205.html. – Дата обращения: 14.12. 2015].

России, таким образом, понимает необходимость реформы, но поддерживает умеренные формы ее проведения.

Подводя итог работе, следует подчеркнуть, что время для реформирования Совета Безопасности ООН, бесспорно, наступило. Новые глобальные проблемы, ставящие под угрозу существующие мир и безопасность, требуют от мирового сообщества компромисса, который приведет  к превращению Совбеза в эффективный и результативный орган, способный обеспечить выполнение ведущей цели ООН – поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Щербак, И.Н. О деятельности Совета Безопасности ООН на современном этапе [Текст]/ И.Н Щербак// Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - №6. - С. 9.
  2. А.А. Полунин Чем опасна для России реформа Совета безопасности ООН? [Электронный ресурс]/ А.А. Полунин //Свободная пресса. – Режим доступа: //http://svpressa.ru/politic/article/132695/. – Дата обращения: 14.12.2015.
  3. Д.В. Андреева. Совбез ООН хотят сделать ручным [Электронный ресурс]/ Д.В. Андреева // Русская планета. – Режим доступа: http://rusplt.ru/policy/sovbez-oon-hotyat-sdelat-ruchnyim-18205.html. – Дата обращения: 14.12. 2015.

 

 


Библиографическая ссылка

Саввина А.Ю. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций: пути реформирования // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-97 (дата обращения: 24.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 382 | За неделю: 382 | Всего: 382


Комментарии (0)