ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Особенности государственного управления в республике Сингапур
Кучеренко А.В. 1

1. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецкий филиал

Резюме:

Статья посвящена исследованию практики государственного управления на примере Сингапура. Особое внимание уделяется государственному строю, политической системе и принципам государственного управления в республике Сингапур.

Ключевые слова: государственный стрй, политическая система, принципы государственного управления, Сингапур


 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ СИНГАПУР

 

А.В. Кучеренко, магистрант, 1 курса.

Липецкий филиал РАНХиГС

Научный руководитель: Т.В. Щукина,

д.ю.н., доцент, Липецкий филиал РАНХиГС

Рассматривая область государственного управления, как неотъемлемого политического инструмента, мы часто обращаемся к опыту тех стран, которые в этой области добились значительных успехов, чтобы выявить наиболее действенные принципы управления и применить их в собственной государственной системе.

Западная система государственного управления постоянно модернизируется и функционирует с высокой результативностью. Помимо европейских государств существуют страны с не менее сильно развитой системой государственного управления, например, такие как Китай, Япония и Сингапур.

В дальнейшем автор акцентирует свое внимание на особенностях государственного управления республики Сингапур, которая представляет собой особую интересную и успешную страну в этом деле. Она приняла британскую систему парламентского правительства, а после официального обретения суверенитета Сингапуром 9 августа 1965 года его политику возглавила Партия «Народное действие» (People’s Action Party – PAP).

Высшим органом законодательной власти в республике является однопалатный парламент, высшим органом исполнительной власти – кабинет министров, который ответственен перед парламентом и состоит из 13 министров, главой государства избирается президент. Сингапур, находясь под руководством PAP, обладает отдельной политической культурой, а именно: авторитарной, рациональной, прагматичной и юридической.

Мы отметили, что одной из уникальных особенностей парламентского правительства в республике Сингапур является то, что PAP управляет страной в течение пяти десятилетий без какого-либо сильного противодействие со стороны других политических партий, например, Сингапурский демократический альянс и Сингапурская демократическая партия. В результате, несмотря на предоставление многопартийных выборов, политическая система характеризуется так называемой однопартийной доминантной системой. Такая система встречается и в других Азиатские страны, таких как Малайзия и Япония (в отличие от западной модели демократии со случайными изменениями в правительстве). Структура власти Сингапура является высокоцентрализованной и характеризуется стилем управления сверху вниз.

Принципы государственного управления в Сингапуре основаны на стратегии «сингапуризации» общества на базе китайского, малайского и тамильского этносов с целью создания единой нации. Поэтому утвердилась концепция меритократического общества. В связи с этим, в Сингапуре Правительство делает упор на квалификацию, производительность и потенциал, когда на руководящие посты выдвигают наиболее одарённых граждан, отбираемых из всех национальных групп и социальных слоёв. Такое положение закрепляется в ст. 16 Конституции республики Сингапур, где четко прописан запрет на дискриминацию граждан [4].

В подтверждение такого принципа хотелось бы привести высказывания самого отца-основателя современного Сингапура  Ли Куан Ю: «…мы должны придерживаться основных принципов, которые помогли нам преуспеть. Это общественное согласие. Это равные возможности для всех. Это система продвижения по заслугам, при которой лучшее место занимает наиболее достойный» [2], «Сингапур – это общество, основанное на усилиях и заслугах, а не на богатстве или привилегиях, полученных от рождения. Элиты обеспечивают направление, планирование и контроль над использованием возможностей государства в интересах народа…» [3].

В Сингапуре перспективных учеников выявляют еще в раннем возрасте, затем наблюдают и поощряют их на протяжении всей учебы. Наиболее одаренные студенты получают стипендии для поступления в университеты, а некоторых отправляют обучаться за границу. В свою очередь, даровитые ученики обязаны отработать на правительство в течение четырех-шести лет, и могут быть привлечены к работе на постоянной основе.

На наш взгляд, успех сингапурской модели государственного управления, базируется на меритократических принципах, строгой бюрократической иерархии и административной беспристрастности, а также основывается на четырех основных стратегиях:

1) комплексная реформа Сингапура в области гражданской службы;

2) сильные и действенные антикоррупционные меры;

3) децентрализация Комиссии по вопросам государственной службы;

4) выплата конкурентоспособной заработной платы, для привлечения и удержания лучших кадров.

Сингапурским лидерам и лично Ли Куан Ю удалось адаптировать систему управления корпорацией к управлению республикой. Они смогли в отсутствие каких-либо других ресурсов увеличить эффективность человеческого капитала и сделать его основным источником процветания, а слабое авторитарное государство трансформировать в мощную эффективную корпорацию. Поэтому, создание эффективной системы воспроизводства талантов воспринималось лидерами республики как одна из первоосновных задач.

По нашему мнению, не менее интересный аспект в области государственного управления Сингапура вызывает «менторинг», который является обязательным элементом развития государственных служащих. Более того, сам Ли Куан Ю в качестве своей последней деятельности избрал должность министра-ментора, что на личном примере подчеркивает важность наставничества, которой лидеры государства отводят огромную роль при передаче знаний и опыта от старого поколения к новому.

Государственное управление в Сингапуре считается одним из самых эффективных в Азии. Опираясь на данные рейтинга эффективности государственного управления – Worldwide Governance Indicators  (Качество государственного управления) [5], мы проанализировали шесть показателей (учёт мнения населения и подотчетность государственных органов, политическую стабильность и отсутствие насилия, эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и сдерживание коррупции) на примере Сингапура, Китая и России.

Мы отметили, что лидирующее положение по всем показателям принадлежит Сингапуру, на втором месте Китай и самые низкие показатели у России. Более подробно мы рассмотрели индекс эффективности работы правительства, который включает в себя показатели, измеряющие качество государственных услуг, качество функционирования государственного аппарата и работы государственных служащих, их компетенцию, степень их независимости от политического давления, качество разработки и реализации внутренней государственной политики, уровень доверия к внутренней политике, проводимой правительством и так далее. Рейтинг приводится в процентах от 0 до 100. Так в Сингапуре 2013 г. он составил 99,52 %, а в 2014 г. достиг уже 100 % эффективности. Для сравнения в Китае этот показатель в 2013 г. составил 54,07 %, в 2014 г. – 66,35 %. В России в 2013 г. составил 43,06 %, а в 2014 г. – 51,44 % эффективности.

Наиболее тесное сотрудничество, скорее всего, образовалось между Сингапуром и Китаем. Начиная с 1990-х гг. китайские чиновники регулярно посещают Сингапур для обучения, повышения квалификации и обмена опыта с коллегами. В связи с этим мы согласны с мнением некоторых авторов о том, что сейчас мир наблюдает китайский эксперимент с меритократией. В начале 1990-х гг. мало кто мог прогнозировать, что китайская экономика будет расти настолько быстро и, тем более, станет второй по величине в мире. Через двадцать лет мы, вероятно, будем обсуждать, как политическая меритократия китайского типа создала альтернативную модель – а, возможно, даже вызов – западной демократии [1].

Таким образом, проанализировав ряд данных, мы пришли к выводу, что выгодное географическое расположение и четко продуманная стратегия развития позволили Сингапуру стать одним из наиболее развитых государств не только в Юго-Восточной Азии, но и во всем мире. Управляет городом-государством идеальная государственная машина. Сингапур – один из ярчайших пример для подражания того, как микрогосударство без ресурсов может стать экономическим гигантом с самыми современными и передовыми технологиями. На наш взгляд существует положительная взаимосвязь между государственным управлением и  экономическим развитием, Сингапур в этом плане не исключение.

Без сомнения, сингапурская политическая модель управления, институты и ценности не могут незамедлительно быть внедрены в государственное управление какой-либо из стран, однако некоторые аспекты политической системы Сингапура вполне могут быть применимы и под грамотным руководством успешно реализованы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимов, В.С. Политическая меритократия восточная альтернатива западным традициям управления обществом в XXI веке [Текст] / В.С. Герасимов // Вестник МГИМО Университета. - 2015. - № 2 (41). - С. 193-200.

2. Ю, Ли Куан. Из третьего мира – в первый. История Сингапура (1965-2000): пер. с анг. Александра Боня [Текст] / Ли Куан Ю. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 576 с.

3. Kwang, H. F., Fernandez W., Tan S. Lee Kuan Yew. The Man and His Ideas [Текст]/ Han Fook Kwang, Warren Fernandez, Sumiko Tan. // Singapore: Singapore Holdings: Times Ed., 1998. P. 315.

4. Constitution of the Republic of Singapore [Электронный ресурс]. Режим доступа – URL: http://www.asiatour.com/lawarchives/singapore/singapore-constitution-4.htm#8

5. The Worldwide Governance Indicators (WGI) project 1996-2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа – URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.aspx#countryReports

 

 

 

 


Библиографическая ссылка

Кучеренко А.В. Особенности государственного управления в республике Сингапур // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-9 (дата обращения: 29.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 398 | За неделю: 398 | Всего: 398


Комментарии (0)