ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
К вопросу о развитии ресторанного бизнеса в Беларуси
Рогацевич К. С. 1

1. Барановичский государственный университет

Резюме:

Нашим рестораторам важно поддерживать свой ресторанный бизнес со своими положительными сторонами, но также стараться следовать зарубежным ресторанным тенденциям. Так, например, белорусским рестораторам следует заимствовать такие технологии в ресторанном бизнесе, как: инновационный веб-мониторинг (система обнаружения и регистрации любого несоблюдения санитарных норм и правил безопасности), применение интерактивного меню, on-line бронирование столиков во всех ресторанах.

Ключевые слова: ресторанный бизнес


 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ

К.С. Рогацевич, студентка 4 курса, БарГу

Научный руководитель: А.В. Курач, преподаватель, м.э.н., БарГу

 

 

Предприятия ресторанного бизнеса являются важной составляющей сферы услуг, которая динамично развивается, усиливает свою роль и значение в производстве валового внутреннего продукта страны и в решении социальных проблем общества. Сегодня ресторанный бизнес Беларуси в своем развитии старается следовать мировым тенденциям. При этом существует и своя специфика, сложившаяся в силу различных факторов и характерная лишь для белорусских реалий.

На сегодняшний день в ресторанном бизнесе Беларуси чувствуется оживление: открываются новые предприятия общественного питания, развивается сегмент недорогого питания, представленный ресторанами быстрого обслуживания [1].

Однако существуют постоянные причины, которые тормозят развитие ресторанного бизнеса в Беларуси:

— на рынке предприятий общественного питания Беларуси не разработана жёсткая классификация заведений. В мировой практике существует огромное количество принципов классификации ресторанов: по ассортименту, по целевой аудитории, по ценовому уровню [2, с. 236]. В Беларуси же наиболее распространена простейшая классификация по типу: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная;

— нехватка квалифицированного персонала. В ресторанном бизнесе конкурентоспособность предприятия обеспечивается высоким профессиональным уровнем обслуживающего персонала. В Беларуси найти хороших официантов и поваров достаточно сложно. Зачастую в наших ресторанах работают повара-иностранцы. Профессиональная подготовка в колледжах должна быть более серьёзной. Например, будущий повар должен знать  все тонкости блюд той кухни, с которой он будет работать. Ведь посетители, выбирая ресторан, в первую очередь ориентируются на опыт повара и на кухню — таков результат исследования, которое было проведено несколько лет назад в 52 странах мира;

— медленное вливание ИТ-технологий в сферу ресторанного бизнеса, а также страх по затратам на эти технологии. Ресторанный бизнес в Беларуси не привык к гаджетам, чтобы использовать их в своей ежедневной деятельности. У нас до сих пор многие работают по старинке, официанты в основном пользуются записными книжками, тогда как в Таиланде, Турции, Вьетнаме эти технологии применяются уже давно. Ведь с помощью смартфона, например, официант принимает заказ, который тут же поступает на кухню. Он не тратит время на коммуникацию с коллегами, а работает с гостями. В результате повышается оборачиваемость столов, увеличивается выручка предприятия примерно на 30%, улучшается сервис. Сегодня наши рестораторы боятся, что ИТ-технологии не окупятся;

— низкое качество продуктов. Чтобы выделяться на мировом рынке ресторанного бизнеса, белорусским рестораторам необходимо больше работать с отечественными продуктами. Но, к сожалению, не всегда так получается. Первоначально ресторан предлагает качественные продукты, а потом переходят на импортные продукты. А это уже другие расходы, которые, безусловно, будут сказываться на себестоимости блюда. В то же время ресторанов, которые предлагают настоящие белорусские блюда, приготовленные действительно по белорусским рецептам, к сожалению, очень мало;

— не стоит забывать об общение внутри общепитовского сообщества. У нас вроде бы есть Белорусская ассоциация кулинаров, но, например, последний раз конкурс кулинарного мастерства в Беларуси проходил в 2007 году. Например, в России проходит Кубок Кремля. Реклама об этом кулинарном конкурсе шла на протяжении года во всех специализированных журналах [3, с. 144]. А в Беларуси даже и нет ни одного кулинарного журнала;

— дефицит помещений с приемлемой арендной ставкой. Если заведение находится в центре города, то оно имеет шансы на успешное развитие. И это выгодно всем: ресторану, посетителям, гостям города и местной власти, потому что налоги идут в бюджет. Например, недорогие рестораны присутствуют на центральных улицах всех столиц Европы;

— наличие барьеров входа на ресторанный рынок. Прежде всего, необходимо упрощение процедуры получения разрешений и согласований в различных инстанциях. Эти процедуры занимают очень много времени и сил, и увеличивают затраты инвесторов. Именно этот этап становится непреодолимым для многих компаний. Участники рынка также говорят о сложности адаптации международных технологий к законодательству и нормам [4].

Сегодня ресторанному бизнесу стран СНГ необходимо брать пример с европейской системы построения ресторанного дела. В Европе уже сейчас люди готовы платить большие деньги за чистые продукты, хоть для этого и понадобилось 30 лет подготовки.

Так, например, растущий интерес к здоровой и вкусной еде повлиял на появление нескольких популярных направлений ресторанного бизнеса во всём мире. Набирает популярность формат penkitchen: клиенты хотят видеть, как и из чего для них готовят. Востребовано также такое направление, как slow-food, которое основывается на медленном употреблении вкусной и здоровой пищи, воспитании вкуса у клиентов и возвращении у них уважения к еде. Поэтому при приготовлении используется минимум обработки: клиенты хотят чувствовать вкус продукта, а не многочисленных специй. А в меню — все больше блюд из овощей и фруктов. Овощи в Европе сейчас — самый популярный продукт. В итоге растет количество суп-баров, салат-баров, увеличивается число вегетарианских ресторанов. Республика Беларусь не должна оставаться в стороне [5, с. 59].

Ресторанный бизнес в Беларуси имеет хорошие перспективы для развития, необходимо лишь грамотно подходить к выбору концепции и разработке бизнес-плана.

Нашим рестораторам важно поддерживать свой ресторанный бизнес со своими положительными сторонами, но также стараться следовать зарубежным ресторанным тенденциям. Так, например, белорусским рестораторам следует заимствовать такие технологии в ресторанном бизнесе, как: инновационный веб-мониторинг (система обнаружения и регистрации любого несоблюдения санитарных норм и правил безопасности), применение интерактивного меню, on-line бронирование столиков во всех ресторанах.

В Беларуси используют огромное количество кухонь разных национальностей (например, итальянская, японская, французская), но всё-таки  делать упор следует больше на свою родную белорусскую национальную кухню.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности маркетинговой деятельности в ресторанном бизнесе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stud24.ru/marketing/osobennosti-marketingovoj-deyatelnosti-v-restorannom/252396-745914-page1.html. — Дата доступа: 01.03.2016.

2. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. — Мн.: Новое знание, 2001. — 365 с.

3. Саак, А.Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): учеб. пособие / А.Э. Саак, М.В. Якименко. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

4. Ресторанный бизнес в Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsk1.net/view_news/restorannyj_biznes_belarusi/. — Дата доступа: 01.03.2016.

5. Федцов, В.Г. Культура ресторанного сервиса: учеб. пособие / В.Г. Федцов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 248 с.

 


Библиографическая ссылка

Рогацевич К. С. К вопросу о развитии ресторанного бизнеса в Беларуси // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-85 (дата обращения: 24.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 286 | За неделю: 286 | Всего: 286


Комментарии (0)