ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Методические основы формирования инновационной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
Исмаилян З. А. 1

1. Минский инновационный университет

Резюме:

Стратегия инновационного развития предполагает реализацию инновационных проектов, которые представляют собой комплекс разработок и взаимосвязанных мероприятий по достижению целей развития инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия. Критерием реализации инновационных проектов является повышение конкурентоспособности предприятия и его товаров. Показателями инновационных проектов является эффективность использование кадрового и материально-технического и финансового ресурсов, новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, патентная чистота будущего новшества на предполагаемых рынках и реализация.

Ключевые слова: инновационное развитие, конкурентоспособность предприятия


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

З.А  Исмаилян, студент 4  курса.

Минский инновационный университет

Научный руководитель: А.С. Головачёв,

д.э.н., профессор Минского инновационного университета

В условиях растущей интернационализации рынка конкуренция приобретает особенно острые формы. Чтобы удержать и усилить конкурентные позиции, руководство предприятий должно прилагать усилия для анализа инновационных процессов. Разработка и освоение инновационной деятельности показывает, что для ее интенсификации необходимо, прежде всего, обеспечить максимальное продвижение товаров на рынки, стимулирование факторов, способствующих повышению эффективности производства и прибыли.

В этой связи факторами, способствующими развитию инновационного процесса являются:

- экономические, технологические (наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий; необходимой хозяйственной и технологической инфраструктуры; мотиваций по осуществлению инновационной деятельности);

- правовые - законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций;

- организационно-управленческие - ориентация на потребителей; гибкость организационных структур; демократичный стиль управления; развитие горизонтальных потоков информации; планирование хозяйственной деятельности, допущение корректировок; децентрализация; формирование целевых, проблемных групп исполнителей;

- социально-психологические (моральное поощрение; общественное признание; обеспечение возможностей самореализации; творческий характер труда; благоприятный климат в трудовом коллективе).

В целях инновационного обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо непрерывно совершенствовать существующие и изыскивать новые стратегии развития, формы и методы управления производственной и коммерческой деятельности в направлении быстрого и наиболее полного удовлетворения потребности рынка[1].

         На выбор предприятием стратегии в области инновационной деятельности влияет ряд факторов:

         1. Наличие ресурсов (производственных, технологических, научных) и возможности по их использованию;

         2. Производственно-экономическое состояние предприятия, определяемое финансовыми результатами деятельности, качеством выпускаемой продукции, загруженностью производственных мощностей;

         3. Внешние обстоятельства, обусловленные государственной научно-технической политикой, состоянием рынка особенностями развития соответствующих технологий.        

         При этом стратегия экономического развития предприятия в целом, предусматривающая проникновение в новые сферы бизнеса, на новые рынки сбыта, выбор направлений и средств диверсификации, механизмов стимулирования, кадровой политики, непосредственно смыкается со стратегией инновационной деятельности.

         В целях управления инновационной деятельностью предприятия предлагаем использовать наступательную стратегию, которая предполагает производство новой продукции и новых технологий, что требует крупных и эффективных инвестиций в НИОКР, высококвалифицированного управленческого и научно-технического персонала, готовности к риску, проведения активной маркетинговой политики. Эта стратегия позволяет поддерживать лидирующие позиции на рынках и обеспечивать необходимый уровень конкурентоспособности предприятия.

         Наступательная стратегия связана с осуществлением агрессивной производственной и коммерческой деятельности, направленной на расширение сегментов рынка и завоевание новых рынков сбыта. При этом предприятие использует финансовые, кадровые и организационные инструменты, которые призваны обеспечить лидирующие позиции предприятия в определенных областях конкурентных преимуществ, а также успешное продвижение научно-технических идей (создание корпоративного капитала, рисковых фондов для провидения дорогостоящих НИОКР, покупка лицензий, слияние и приобретение других фирм, организация рисковой деятельности).

            Одной из форм наступающей стратегии является поглощающая стратегия, которая имеет место тогда, когда мелкая инновационная фирма не имеет достаточных финансовых, технологических и производственных возможностей для освоения перспективной инновации. В таких случаях крупная компания, заинтересованная в коммерческом освоении данного новшества, может предпринять действия по приобретению научно-технических результатов у малой инновационной компании – от покупки (поглощения) самой малой фирмы, включая ее в свою финансовую и научно-техническую структуру, до приобретения научно-технических результатов (приобретение лицензии). Для мелкой фирмы ограниченные финансовые ресурсы могут препятствовать полной реализации потенциала крупного нововведения. Продажа лицензии позволяет получить максимальную прибыль без чрезмерного вложения финансовых ресурсов[2].

         Стратегия непосредственного реагирования наиболее широко применяется предприятием, работающим по индивидуальным заказам потребителей. При этом нередко пользователь сам разрабатывает концепцию нововведения. Очевидно, что в этом случае риск и издержки создателей нового товара минимальны. Важным условием, обеспечивающим реализацию данной стратегии, является наличие гибкого и оперативно перестраиваемого производства.

         Приспособленческая стратегия, которая использует инновационную имитацию – стратегия быстрого копирования новшеств, разработанных конкурентами. Она предполагает проведение агрессивной рыночной политики, т.е. захват тех рынков и рыночных сегментов, на которые еще не вышла пионерная фирма – разработчик новой продукции. Такая стратегия требует значительных ресурсов и производственных мощностей, необходимых для массового выпуска скопированного изделия.

Наступательную стратегию целесообразно сочетать со стратегией выжидания, которая направлена на снижение риска в инновационной деятельности. Она используется для того, чтобы удостовериться в устойчивости спроса на то или иное нововведение. Если же потребительский спрос оказывается достаточно высоким и стабильным, фирма быстро разворачивает производство и сбыт нового товара на таком количественном и качественном уровне, который позволяет обойти «конкурентов-пионеров». При осуществлении этой стратегии ключевым фактором успеха является выбор момента начала активных действий по завоеванию рынка – слишком ранее начало имеет высокий риск отсутствия необходимого спроса, позднее начало опасно закреплением конкурентов на рынке. В мировой практике эту стратегию применяют как крупные, так и небольшие компании, в том числе наукоемкие.

         Для достижения лидирующих позиций предприятия в научно-технической и рыночной сферах необходимо использовать агрессивную наступательную инновационную стратегию, которая предполагает проведение интенсивные НИОКР по широкому спектру научно-исследовательских работ с целью удержания позиций в научно-технологической сфере[3].

         В любом случае стратегия инновационного развития предприятия должна быть направлена на повышение его конкурентоспособности путем: а) поддержания конкурентных преимуществ предприятия на рынках сбыта продукции; б) повышения научно-технического уровня производства; в) рационального использования всех видов имеющихся ресурсов; г) обеспечения прибыльности предприятия и стабильного финансового состояния.

         Стратегия инновационного развития предполагает реализацию инновационных проектов, которые представляют собой комплекс разработок и взаимосвязанных мероприятий по достижению целей развития инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия. Критерием реализации инновационных проектов является повышение конкурентоспособности предприятия и его товаров. Показателями инновационных проектов является эффективность использование кадрового и материально-технического и финансового ресурсов, новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, патентная чистота будущего новшества на предполагаемых рынках и реализация.

 

 

Литература

1. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. - Минск. - 2012. 284 с.

2. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. - М.- 2010. - 544с.

3. Олехнович, Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках / Г.И. Олехнович. - М. - 2013. - 256с.

 


Библиографическая ссылка

Исмаилян З. А. Методические основы формирования инновационной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-73 (дата обращения: 04.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 482 | За неделю: 482 | Всего: 482


Комментарии (0)