ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Налоговая культура граждан: теоретико-правовые аспекты
Обыденнова А. С. 1

1. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Резюме:

В настоящее время можно ожидать, что ситуация с уплатой налогов гражданами улучшится. Впрочем, не следует забывать и о социальной политике, повышению уровня жизни и благосостояния граждан – достойная жизнь которых играет немаловажную роль в формировании доверия государству, положительному к нему отношению и, как следствие большему пониманию надобности уплаты налогов и повышению уровня налоговой культуры.

Ключевые слова: Налогообложение, налоговая культура


 


НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА ГРАЖДАН: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

 

А.С. Обыденнова, студент 2 курса,

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Научный руководитель: И.А. Калинина,

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права,

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

 

 

Носителями налоговой культуры выступают налогоплательщики и налоговые органы. В свою очередь качество культуры налогоплательщика напрямую определяет объем формирования доходов бюджетов государства от системы налогообложения. Проблема качества налоговой культуры граждан  актуальна для любого государства.

В отличие от стран Западной Европы, где высокая налоговая культура проявляется в том, что уплата налогов считается предметом гордости налогоплательщика, а налоговая культура прививается с детства, в России исторически сложилось крайне неприязненное отношение к налогам, которые ассоциировались в основном с грабежом [1, c. 148]. В нашем обществе проявляются тенденции уклонения населения от уплаты налогов,  негативного отношения к налогообложению в целом; у граждан, не имеющих юридического или экономического образования, зачастую отсутствуют базовые знания в сфере налогообложения. Указанное определяет значимость исследований в сфере механизмов повышения уровня налоговой культуры,  совершенствования системы налогового администрирования и налогового контроля.

Обратимся к анализу содержания понятия налоговой культуры граждан.

С.В. Стельмашенко понимает под налоговой культурой своевременную уплату налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в сроки, устанавливаемые законодательными и нормативными документами. Важным элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина – систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей, возможностей налогоплательщика рассчитываться с бюджетами. Налоговая культура включает в себя не только деятельность налогоплательщика, но и деятельность налогового инспектора. При этом нельзя не отметить влияние налогоплательщика и налогового инспектора друг на друга: как инспектор может оказывать давление на налогоплательщика, так и налогоплательщик на налогового инспектора. По мнению С.В. Стельмашенко, при чрезмерном давлении неизбежно возникает конфликт, который и приводит к неуплате налогов  [10, c. 80]. Соглашаясь с неизбежностью конфликта, отметим всё же, что конфликт не всегда приводит к неуплате налогов. Налогоплательщик может принять и безконфликтную позицию по отношению к налоговым органам, будучи при этом уверенным в неправомерности доначислений. Хотя такие ситуации редки. В большинстве же случаев конфликт налогового органа и налогоплательщика приводит к соответствующим разбирательствам, реализуемым в административном и судебном порядке.

М.Н. Садчиков отличает налоговую культуру общего характера и налоговую культуру частноправового характера. В первом случае предполагается осознание носителем правовой культуры значения налогов, выполнение своей конституционной обязанности по их уплате. Во втором случае имеется в виду знание прав и обязанностей в сфере налогообложения и умения реализации их на практике. Налоговая культура – часть не только правовой культуры, но и социальной. Уровень налоговой культуры может быть низким, средним или высоким. При этом следует различать профессиональный уровень налоговой культуры (уровень культуры юриста, должностного лица налогового органа) и непрофессиональный – уровень налоговой культуры обычных граждан.

М.Н. Садчиков называет ряд факторов, оказывающих влияние на налоговую культуру. Во-первых, это установление налогов, которые при их достаточности для функционирования государства не были бы обременительными для налогоплательщиков. Во-вторых, это эффективное использование  государством своих налоговых доходов. В-третьих, это стабильность, простота, ясность и понятность для всех налогового законодательства. В-четвертых, это правовое убеждение – оно даже в большей мере, чем государственное принуждение способствует развитию взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами [8, c. 80]. Так, в скандинавских странах, в частности в Норвегии, низкий уровень уклонения от уплаты налогов при достаточно высокой налоговой ставке: это объясняется законопослушностью граждан данных государств [5, c. 141].

Д.А. Смирнов среди проблем формирования налоговой культуры выделяет: несовершенство, нестабильность законодательства; недостаточные информирование, консультирование граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование СМИ; неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур; недоверие населения  к налоговым органам; непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров; процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и, как следствие, постоянного поиска хозяйствующими субъектами способов минимизации налоговых платежей [9, c. 207].

Если говорить о путях выхода из проблемы низкой налоговой культуры граждан, то ученые называют несколько способов решения. Так, С.В. Стельмашенко считает, что для того, чтобы добиться повышения налоговой культуры населения, нужно достичь единства  внутреннего состояния налогоплательщика и внешнего его обнаружения. Под внутренней стороной он понимает ориентиры, цели и намерения, а под внешней – конкретные действия. Только пробудив в гражданах ответственность, правовую сознательность, почтительность к налоговым органам можно добиться понижения уровня неуплаты налогов.

Помимо этого аспекта, в качестве решения проблемы низкой налоговой культуры населения С.В. Стельмашенко называет следующие направления: повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах; упрощение налогового законодательства; совершенствование механизма разрешения налоговых споров; повышение качества исполнения налоговых процедур; повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками; пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности; рекламно-информационные мероприятия, использование СМИ; развитие налогового консультирования граждан; проведение просветительской работы с гражданами в целях улучшения правосознания; реформирование налоговой системы, введения прогрессивного налогообложения; ужесточение уголовной ответственности за несоблюдение налогового законодательства; усиление контроля за использованием налоговых поступлений [10, c. 81].

Т.Н. Богословец делает акцент на необходимость создания у граждан целостного представления о сущности, структуре и функциях налоговой культуры, динамике ее формирования в единстве всех ее компонентов, воспитании граждан с высокой налоговой культурой. Большую роль во влиянии на повышение культуры налогоплательщика, по мнению Т.Н. Богословец, играют средства массовой информации [3, c. 196].

В процессе повышения правосознания граждан Д.А. Смирнов, в свою очередь, предлагает решить следующие задачи: объяснить каждому налогоплательщику, для осуществления каких целей нужны налоги – на обеспечение правопорядка, здравоохранения, образования; дать осознать каждому налогоплательщику, что от него также зависит, насколько рационально будут тратиться средства, внесенные им в государственную или муниципальную казну; привить обществу нетерпимость к неуплате налогов. Большое значение, по мнению Д.А.  Смирнова, в этом вопросе должны играть государственные программы по повышению уровня налоговой культуры граждан [9, c. 213].

А.Л. Анисимов [2, c. 95] и Е.А. Бондарь [4, c. 532]  видят одним из решений проблемы налоговой культуры совершенствование и упорядочение налогового законодательства.

Т.В. Зверева отводит важную роль в повышении налоговой культуры граждан службам по связям с общественностью, которые, по ее мнению, смогут сформировать у населения правильное представление о налоговой системе и необходимости уплаты налогов [6, c. 292].

Е.В. Надточий полагает, что направления по повышению налоговой культуры должны опираться на ее поэтапное формирование. На ориентационном этапе формируется налоговое правосознание граждан – в основном благодаря семье и дошкольному образованию, на информативном этапе формирования налоговой грамотности  главная роль отводится образовательным учреждениям и общественным организациям, на деятельностном – налоговым органам [7, c. 19].

Таким образом, при своевременном и продуманном принятии вышеперечисленных мер, можно ожидать, что ситуация с уплатой налогов гражданами улучшится. Впрочем, не следует забывать и о социальной политике, повышению уровня жизни и благосостояния граждан – достойная жизнь которых играет немаловажную роль в формировании доверия  государству, положительному к нему отношению и, как следствие большему пониманию надобности уплаты налогов и повышению уровня налоговой культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                  Абакарова, Р.Ш. Налоговая культура России / Р.Ш. Абакарова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №6. – С.148-150.

2.                  Анисимов, А.Л. Проблема толкования и применения основных принципов налогового законодательства Российской Федерации: экономико-правовой аспект / А.Л. Анисимов // Известия УрГЭУ. – 2014. – №3(53). – С.91-96.

3.                  Богославец, Т.Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций / Т.Н. Богославец // Вестник Омского университета. Серия «Экономика» – 2011. – №1. – С. 193-196.

4.                  Бондарь, Е.А. Правотворческая и правоприменительная техника налогового законодательства в контексте культуры и межкультурных коммуникаций / Е.А. Бондарь // Юридическая техника. – 2016. – №10. – С.530-534.

5.                  Денисенко, В.В. Модель поведения налогоплательщика с учетом уровня правовой культуры / В.В. Денисенко // Известия Алтайского государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 141-142.

6.                  Зверева, Т.В. Использование возможностей «паблик рилейшнз» в обеспечении открытости налоговой службы, приближения ее к интересам граждан / Т.В. Зверева // Инженерный вестник Дона. – 2011. – Т. 16. – №6. – С. 292-303.

7.                  Надточий, Е.В. Налоговая культура общества как основа развития российской налоговой системы / Е.В. Надточий // Стратегия развития экономики. – 2013. – №15(204).  – С. 14-19.

8.                  Садчиков, М.Н. Правовая культура в сфере налогообложения как обязательное условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами / М.Н. Садчиков // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2013. – № 2(20). – С. 80-83.

9.                  Смирнов, Д.А. Вопросы развития налоговой культуры в Российской Федерации / Д.А. Смирнов // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – № 3. – С. 204-214.

10.              Стельмашенко, С.В. Формирование налоговой культуры налогоплательщиков / С.В. Стельмашенко // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. – 2015. – С. 80-83.

 

 

 

 


Библиографическая ссылка

Обыденнова А. С. Налоговая культура граждан: теоретико-правовые аспекты // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-66 (дата обращения: 01.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 357 | За неделю: 357 | Всего: 357


Комментарии (0)