ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Выселение граждан без предоставления другого жилого помещения
Пацук А. И. 1

1. Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы

Резюме:

Автор делает вывод, что при рассмотрении судом споров о выселении из жилого помещения следует учитывать не только интересы собственника жилого помещения, но и право на жилище лица, в отношении которого заявлено требование о выселении без предоставления другого жилья. Во избежание двоякого толкования, предлагается дополнить ЖК следующим положением «другие граждане – это лица, вселенные в жилое помещение до вступления в силу настоящего Кодекса в целях совместного проживания с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков, с которыми наниматель, собственник жилого помещения, член организации застройщиков после вступления в силу Кодекса не заключил письменное соглашение о признании членом семьи, тем самым не признав их таковыми». Кроме того, в целях охраны права на жилище следует закрепить в законодательстве оговорку относительно невозможности выселения без предоставления другого жилого помещения недееспособных указанных субъектов, а также лиц из числа граждан, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в социальной защите.

Ключевые слова: жилищные отношения, выселение


 

Выселение граждан без предоставления другого жилого помещения

 

А.И. Пацук, студент 5 курса

ГрГУ имени Янки Купалы

Научный руководитель:  Н.Е. Бодяк,

старший преподаватель кафедры ГрГУ имени Янки Купалы

 

 

Жилищные отношения, «то есть отношения, связанные с удовлетворением потребности в жилье, всегда имели весьма важное значение в жизни человеческого общества. Жилище – это не только предмет комфорта или удобства, но, прежде всего – предмет, определяющий условия существования человека [1, c. 3].

В соответствии со ст. 48 Конституции Республики Беларусь «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным сомоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья» [2].

В состав конституционного права на жилище входит и особая гарантия неприкосновенности жилища (ст. 29 Конституции). Эта гарантия обеспечивает абсолютное право граждан, проживающих в жилом помещении, которое связано с их имущественным правом, и означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Закрепленное в Конституции Республики Беларусь право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Возведение права граждан на жилье в ранг конституционного права соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров Республики Беларусь, которые, согласно Конституции Республики Беларусь, являются составной частью правовой системы  нашей страны. 

Согласно ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи» [3]. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. в ст. 11 также отмечается, что: «Участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни»[4]. Таким образом, следует отметить, что жилищное право затрагивает интересы каждого гражданина.

Жилище является одним из главных материальных условий жизни любого человека наряду с пищей, одеждой, водой и т.д. Потребность человека в жилье возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, то есть, носит постоянный характер. В нашей стране удовлетворение гражданами своей потребности в жилье традиционно было одной из самых острых и трудно разрешаемых проблем. С переходом к рыночным отношениям жилищная проблема еще более обострилась. Это объясняется множеством причин и, прежде всего, имущественной дифференциацией населения страны и существенным сокращением строительства государственного жилья.

Переход к рыночным отношениям в жилищной сфере обусловил необходимость внесения в законодательство существенных изменений, в том числе и по защите жилищных прав граждан. В связи с этим 28.08.2012 г. был принят новый Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее – ЖК) который вступил в силу 02.03.2013 [5]. Действующий Жилищный кодекс Республики Беларусь является не только нормативным правовым актом, кодифицировавшим основные нормы жилищного права, ранее содержавшиеся во многих нормативных правовых актах различной юридической силы и введенных в действие в разное время, но и существенным шагом на пути использования новых подходов в правовом регулировании жилищных отношений.

 Наиболее остросоциальным всегда являлся вопрос выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений. Тем более данная тема представляется интересной в связи с тем, что реализация норм о выселении всегда осложнена вопросами о применении закона во времени.

Достаточная практика применения действующего законодательства в решении жилищных проблем еще не наработана, поэтому сегодня ощущается потребность в глубоком анализе и обобщении имеющихся прецедентов. Опубликованные ранее исследования по проблеме, касающейся выселения из жилых помещений, устарели, ряд положений и выводов требуют переоценки и дальнейшего развития как в теоретическом, так и практическом аспекте.

Выселению граждан из жилых помещений, как с предоставлением, так и без предоставления другого жилого помещения, посвящена глава 13 ЖК, положения которой применяются не только к нанимателям жилых помещений, но и к иным гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного или частного жилищного фонда, если иное не оговаривается специально.

Анализ положений ЖК, позволяет выделить следующие категории лиц, которые подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения:

1) граждане, самоуправно занявшие жилое помещение;

2) гражданин, которому предоставлено право владения и пользования жилым помещением в качестве опекуна (попечителя), приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, в случае отказа освободить это жилое помещение по прекращении опеки (попечительства);

3) совершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения, проживающие совместно с ним и не имеющие доли в праве общей собственности на занимаемое жилое помещение, наниматель жилого помещения, проживающие совместно с ним члены, бывшие члены его семьи, совершеннолетние члены, бывшие члены семьи гражданина, являющегося членом организации застройщиков, проживающие совместно с ним, или другие проживающие совместно с этими собственником, нанимателем жилогопомещения или гражданином, являющимся членом организации застройщиков, граждане, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, выразившееся в разрушении, порче жилого помещения либо в использовании его не по назначению, или за иные нарушения требований настоящего Кодекса, делающие невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме, были предупреждены собственником о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и в течение года после такого предупреждения привлекались к административной ответственности за аналогичные правонарушения;

4) члены, бывшие члены семьи собственника, нанимателя, поднанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, заключившие письменное соглашение о порядке пользования жилым помещением, в соответствии с условиями которого они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения;

5) граждане в случае обращения взыскания на жилое помещение, находящееся в залоге у банка, его продажи право владения и пользования этим жилым помещением граждан прекращается с момента государственной регистрации перехода права собственности на это жилое помещение;

6) наниматель и (или) члены его семьи, в том числе в случае смерти нанимателя, из жилых помещений социального пользования, жилых помещений коммерческого использования, предоставленных на время исполнения служебных обязанностей, жилых помещений в общежитии, специальных жилых помещений государственного жилищного фонда (91-94 ЖК);

7) бывшие члены семьи собственника, не имеющие доли в праве собственности на занимаемое жилое помещение, по требованию его собственника, если иное не установлено Брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением (п. 2 ст. 95 ЖК).

          Как представляется, особую сложность представляют две категории граждан: бывшие члены семьи и другие граждане. Если с первой категорией более или менее определено –содержание данного термина раскрыто в  п. 3 ст. 1 ЖК (под бывшими членами семьи понимаются бывшие супруги, родители, лишенные родительских прав по отношению к своим детям, а также лица, расторгшие письменное соглашение о признании членом семьи), то вторая категория вызывает определенные вопросы. Сочетание «другие граждане», взятое в отрыве от контекста, означает практически неопределенный круг лиц. Очевидно, что столь расширенное толкование ошибочно, поскольку в этом случае при формулировке нормы п. 2 ст. 95 ЖК сумма содержаний понятия «бывшие члены семьи» и «другие граждане» соответствует содержанию понятия «граждане», то есть неопределенному кругу лиц. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью определить более узкое содержание понятия «другие граждане», употребленного в данной норме, опираясь в первую очередь на контекст п. 2 ст. 95 ЖК, затем на положения ст. 95 ЖК, а также, опираясь на нормы ЖК в целом.

           Учитывая то, что выселение «других граждан» и бывших членов семьи регулируется общей нормой, можно сделать вывод, что правовой статус «других граждан» подобен статусу бывших членов семьи. Обратим внимание, что ст. 95 ЖК регулирует порядок выселения по требованию собственника членов его семьи, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением. То есть, все упомянутые категории лиц – члены семьи, бывшие члены семьи и выделенные отдельно «другие граждане» имеют право владения и пользования жилым помещением. Это отличает их от лиц, которым жилое помещение предоставлено в безвозмездное владение и пользование в соответствии со ст. 69 ЖК (так называемых «временных жильцов», которые обязаны в течение трех суток освободить занимаемое жилое помещение по требованию лица, его предоставившего). Кроме того, ЖК содержит еще ряд норм, регламентирующих порядок выселения различных категорий лиц, вплоть до самых специфических (например, обязанных лиц), в то время как понятие «другие граждане» не включено в отдельную статью, но встроено в норму ст. 95 ЖК вместе с «членами семьи» и «бывшими членами семьи».

Таким образом, под другими гражданами в п. 2 ст. 95 ЖК можно понимать некий круг лиц, проживающих в жилом помещении собственника постоянно, но не являющихся по отношению к собственнику ни членами его семьи, ни бывшими членами семьи, имеющих с собственником правовую связь, результатом которой стало их постоянное проживание в жилом помещении.

Такое определение понятия «другие граждане», на наш взгляд, весьма абстрактно. Конкретным же содержанием понятие «другие граждане», упомянутое в ст. 95 ЖК, наполняется в результате сравнения  определений понятия «члены семьи», существовавшего до 02.03.2013 г., и понятия «члены семьи», введенного п. 62 ст. 1 действующего ЖК с 02.03.2013 г. Так, в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 22.03.1999 № 248-3 (далее – ЖК 1999 г.) к членам семьи относились супруг (супруга), их дети и родители. Другие родственники признавались членами семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации застройщиков, если они проживали совместно с ними и вели общее хозяйство. Иные граждане, проживавшие не менее пяти лет совместно с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков и ведущие с ним общее хозяйство, могли быть признаны в судебном порядке членами семьи.

        Согласно со ст. 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 22.03.1999 к членам семьи относились супруг (супруга), их дети и родители. Другие родственники признавались членами семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации застройщиков, если они проживали совместно с ними и вели общее хозяйство. Иные граждане, проживающие не менее 5 лет совместно с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков и ведущие с ним общее хозяйство, могли быть признаны в судебном порядке членами семьи [6].

 В соответствии с п. 1 ст. 221 ЖК действующий ЖК, применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления его в силу. Однако, по жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу. Так, в силу п. 62 ст. 1 ЖК к безусловным членам семьи нанимателя (собственника и др.) жилого помещения в настоящий момент относятся: супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители). К членам семьи относятся также: родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с нанимателем (собственником и др.) и ведущие с ним общее хозяйство; иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с  с нанимателем (собственником и др.), ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи; иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с  с нанимателем (собственником и др.), ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи.

Соответственно родители, а также дети супруга, не являющиеся детьми нанимателя (собственника и др.) жилого помещения, отнесены к категории свойственники, следовательно, для дальнейшего пользования жилым помещением им надлежит заключить с нанимателем (собственником и др.) жилого помещения письменное соглашение о признании членом семьи. В аналогичные условия поставлены лица, не отнесенные действующим ЖК к категории "родственники", а также свойственники,  нетрудоспособные иждивенцы. Указанные категории граждан, очевидно, не могут быть отнесены к категории "бывшие члены семьи", поскольку события, перечисленные в п. 3 ст. 1 ЖК как прекратившие их семейные отношения, не наступили. Исходя из изложенного, представляется целесообразным отнести этих лиц к категории другие граждане, упомянутой в ст. 95 ЖК.

Таким образом, можно сделать вывод, что при рассмотрении судом споров о выселении из жилого помещения следует учитывать не только интересы собственника жилого помещения, но и право на жилище лица, в отношении которого заявлено требование о выселении без предоставления другого жилья.

Во избежание двоякого толкования, предлагается дополнить ЖК следующим положением «другие граждане – это лица, вселенные в жилое помещение до вступления в силу настоящего Кодекса в целях совместного проживания с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков, с которыми наниматель, собственник жилого помещения, член организации застройщиков после вступления в силу Кодекса не заключил письменное соглашение о признании членом семьи, тем самым не признав их таковыми».

Кроме того, на наш взгляд, в целях охраны права на жилище следует закрепить в законодательстве оговорку относительно невозможности выселения без предоставления другого жилого помещения недееспособных указанных субъектов, а также лиц из числа граждан, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в социальной защите.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Басин, Ю.Г. Вопросы советского жилищного права / Ю.Г. Басин. – Алма-Ата, 1963. – 244 с.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталонный банк данных правовой информацииРесп. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  3. Всеобщая декларация Организации Объединенных Наций «Прав человека»: Совершено г. Нью-Йорк, 10 декабря 1948 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Совершено г. Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  5. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 31 мая 2012 г.: одобр. СоветомРесп. 22 июня 2012 г.  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  6. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 18 декабря 1998 г.: одобр. СоветомРесп. 8 февраля 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центрправовойинформ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

 


Библиографическая ссылка

Пацук А. И. Выселение граждан без предоставления другого жилого помещения // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-62 (дата обращения: 25.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 305 | За неделю: 305 | Всего: 305


Комментарии (0)