ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Внешнеэкономическая деятельность промышленных предприятий Украины в современных условиях хозяйствования
Белякова В. В. 1

1. Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова

Резюме:

Как показало проведенное выше исследование внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Украины, на сегодня в стране в этой сфере существует достаточно нерешенных вопросов. Украинской промышленности на данном этапе необходим сильный толчок для инновационного развития. Таким инерционным рычагом для стимулирования инновационной деятельности на промышленных предприятиях Украины может стать стремление активно интегрироваться в мировое экономическое пространство, попытки страны не только приспособиться к требованиям мирового рынка, но и стать полноценным его участником, стремление получить результаты в долгосрочной перспективе, а не ориентироваться на краткосрочные выгоды. Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности активно использует административные рычаги для достижения баланса экспорта и импорта, такие как специальные таможенные тарифы, политика протекционизма, но это не способствует здоровой конкуренции и развития предприятий. Украинские предприятия часто просто не могут выйти на мировой рынок через жесткие условия конкуренции в каждой нише. Поэтому внимание необходимо сосредоточить именно на построении мощных конкурентных преимуществ, адекватных требованиям мирового рынка. Такие конкурентные преимущества необходимо базировать на прогрессивных, прорывных инновациях, которые не только позволяют получить значительные финансовые результаты, но и будут способствовать оптимизации структуры экспорта нашей страны и, в конечном итоге, получению положительного сальдо внешнеторгового оборота. Именно поэтому есть необходимость дальнейшего исследования и повышения эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Украины на современном этапе развития рыночных отношений.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность предприятий Украины


 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

В.В. Белякова, студентка 3 курса.

Одесский национальный

университет им. И.И. Мечникова

Научный руководитель: Е.И. Масленников,

д.э.н., профессор, Одесский национальный

университет им. И.И. Мечникова

 

Перестройка экономики Украины на рыночных принципах сопровождается все большим вовлечением нашей страны к существующей системы хозяйственных связей. Интеграции экономики Украины в мировое хозяйство, ее участие в различных видах международного предпринимательства повышает роль и значение внешнеэкономической деятельности предприятия [3].

В современных условиях одной из эффективных форм функционирования промышленных предприятий является осуществление рациональной и эффективной внешнеэкономической деятельности. Несмотря на разнообразие видов внешнеэкономической деятельности, ведущую роль среди них играет международная торговля, с помощью которой страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно или невозможно вообще. Экспортная направленность промышленных предприятий национального хозяйства Украины является одним из важнейших путей развития предпринимательства. Поэтому крайне важным и актуальным является вопрос обобщения теоретических основ и определение основных направлений ее осуществления с учетом тенденций отечественной и мировой экономики [3].

Теоретические и практические аспекты управления внешнеэкономической деятельностью нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных экономистов: И. С. Гладков, А. Ю. Пасечная, Л. В. Пельтек, А. П. Подцерковный, В. В. Швед, Л. А. Черная, а так же Д. Аакер, Г. Акофф, И. Ансофф, П. Друкер, Х. Віссєм.

Способность предприятия успешно осуществлять внешнеэкономическую деятельность напрямую зависит от их конкурентоспособности. Учитывая это, острыми остаются вопросы инвестиций, инноваций, недостаточной квалификации персонала и другие. Именно эти вопросы следует решать, прежде чем предприятие начнет разрабатывать стратегию внешнеэкономической деятельности [4]. С учётом вступления Украины в ВТО наиболее актуальным стал вопрос развития внешнеэкономической деятельности предприятия как основного звена внешнеэкономического комплекса страны. В связи с этим появились новые потенциальные рынки сбыта, при выходе на которые предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В данной ситуации предприятие сможет успешно работать при условии использования современных методов управления.

При выходе на международные рынки необходимо учитывать факторы, которые позволяют определить общую структуру составляющих внешнеэкономической деятельности предприятия, а именно:

1. Потенциал зарубежного рынка. Этот фактор, прежде всего, характеризуется объемами возможных продаж предприятиями-экспортерами, а также показателями темпа изменения ёмкости зарубежного рынка.

2. Внешнеэкономическая политика стран-экспортеров и стран-импортеров. Данный фактор характеризуется параметрами экспортно-импортных барьеров, законодательной средой, политическими факторами.

3. Конкурентное преимущество предприятия, которое определяется факторами, сформировавшимися в стране базирования предприятия и отражает продуктивность использования всех видов ресурсов. Продуктивность использования ресурсов прямо связана со снижением издержек производства, с одной стороны, и с увеличением адаптивных качеств функционирования предприятия, с другой стороны.

4. Система, обеспечивающая возможность своевременного и адекватного отражения ситуаций, складывающихся на внешнем рынке. Эта система включает сканирование и мониторинг внешнего рынка, а также прогноз вкладывающихся ситуаций. [2 с. 24] 

Промышленное предприятие в современных условиях хозяйствования, а особенно после вступления Украины в ВТО, является основным звеном осуществления внешнеэкономической деятельности. Формирование и использование потенциала внешнеэкономической деятельности находится в прямой зависимости от уровня его конкурентоспособности, которая характеризует итоги работы всех служб предприятия и способность его незамедлительно реагировать на изменение внешней среды [5].

Согласно данным Госкомстата Украины можно выделить основные группы продукции, экспортируемой отечественными предприятиями: черные и цветные металлы (62,7%), продукция машиностроительного комплекса (30,6%), продовольственные товары (22,5%), сырьё (19%), продукция топливно-энергетического комплекса (17,5%), продукция нефтехимического комплекса (5,8%), изделия из древесины (4,4%) [1].

Полученные данные позволяют выделить долю предприятий, занимающихся определенной спецификой деятельности из общего объёма экспортируемой продукции Украины, из чего видно, что ведущую роль при экспорте продукции занимают черные и цветные металлы. При импорте продукции основная доля приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса.

Крупнейшие страны-покупатели товаров из Украины за 2015 год является: Турция, Китай, Египет, Италия, Польша, Индия, Германия, Нидерланды, Испания. Чаще всего экспортные поставки в европейские страны происходят за счет промышленных изделий, минеральных продуктов, древесины, черных и цветных металлов и изделий из них. Среди регионов мира, со странами которых Украина осуществляет внешнюю торговлю, первое место занимает Европа: 22,8% внешнеторгового оборота, в том числе 22,1% экспорта и 23,4% импорта Украины. Из 40 стран Европы, которые торгуют с Украиной, первое место принадлежит Германии (2,9% экспорта и 6,2% импорта), за ней идут Венгрия, Польша, Италия (соответственно 2,6; 2,5 и 2,4% в экспорте и 1,2; 2,7 и 1,8% в импорте). На европейском континенте превалирует торговля со странами Европейского Союза, на долю которого приходится 12,8% внешнеторгового оборота Украины. Сальдо взаимной торговли со странами ЕС отрицательное. Страны Азии занимают второе место во внешней торговле Украины (18,4%), сальдо торгового баланса с ними положительное. Среди 41 азиатской страны, ведущие торговлю с Украиной, первое место занимает Китай [1].

По данным Государственной службы статистики Украины, за 2015 г. экспорт товаров украинского производства сократился на 34,8%, а импорт на 37,8%, что, соответственно, составляет – 21,680 млрд долл. и 20,268 млрд долл. Коэффициент покрытия импорта экспортом составил 1,07 (в 2014г. – 1,02). Целесообразно отметить, что украинские товаропроизводители осуществляют внешнеторговые операции с 209 странами мира [1].

Основными причинами неудовлетворительной товарной структуры ВЭД является низкая эффективность производства, высокая энерго- и металлоемкость продукции, отсталость технологической базы большинства отраслей экономики. На сегодняшний день экспорт концентрируется в секторах, которые характеризуются преимущественно ценовой конкуренцией, то есть не технологический уровень производства или качественные характеристики товара, а цена выступает ведущим фактором конкурентоспособности. Таким образом, существует настоятельная необходимость кардинального изменения структуры внешней торговли, в частности, увеличение в экспорте удельного веса продукции высокотехнических отраслей экономики. Это невозможно реализовать без применения таких инструментов экономического регулирования, как страхование, кредитование экспорта и предоставление налоговых льгот экспортерам определенных товаров. Прямые иностранные инвестиции в Украину имеют устойчивую тенденцию к росту.

На сегодня внешнеэкономическая деятельность отечественных предприятий требует совершенствования, внедрения новых методов для ее эффективной реализации, поскольку на современном этапе новые проблемы, которые возникают, невозможно решить путями, которые использовались несколько лет назад.  Соответственно, для будущего развития экономики страны необходимым осуществление мероприятий, которые нацелены на долгосрочное использование преимуществ международного разделения труда, наличие условий, которые бы позволяли осуществлять обмен достижениями мировой науки и техники, но на сегодня над такой идеей нужно работать и приложить больших усилий.

Вывод. Проведенный анализ свидетельствует о том, что структура и динамика внешней торговли Украины не соответствуют экспортным возможностям нашего государства. Значительное сдерживающее влияние на украинский экспорт оказывает комплекс эндогенных и экзогенных факторов. Важнейшими среди них являются: низкая конкурентоспособность отечественной продукции; нецелесообразное инновационное развитие промышленных предприятий; тяжелое экономическое положение большинства предприятий обрабатывающей промышленности; недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта в большинстве украинских предпринимателей, слабая скоординированность их деятельности на внешних рынках; нестабильность законодательной базы и недостаточный уровень развития финансового сектора.

Как показало проведенное выше исследование внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Украины, на сегодня в стране в этой сфере существует достаточно нерешенных вопросов. Украинской промышленности на данном этапе необходим сильный толчок для инновационного развития. Таким инерционным рычагом для стимулирования инновационной деятельности на промышленных предприятиях Украины может стать стремление активно интегрироваться в мировое экономическое пространство, попытки страны не только приспособиться к требованиям мирового рынка, но и стать полноценным его участником, стремление получить результаты в долгосрочной перспективе, а не ориентироваться на краткосрочные выгоды. Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности активно использует административные рычаги для достижения баланса экспорта и импорта, такие как специальные таможенные тарифы, политика протекционизма, но это не способствует здоровой конкуренции и развития предприятий. Украинские предприятия часто просто не могут выйти на мировой рынок через жесткие условия конкуренции в каждой нише. Поэтому внимание необходимо сосредоточить именно на построении мощных конкурентных преимуществ, адекватных требованиям мирового рынка. Такие конкурентные преимущества необходимо базировать на прогрессивных, прорывных инновациях, которые не только позволяют получить значительные финансовые результаты, но и будут способствовать оптимизации структуры экспорта нашей страны и, в конечном итоге, получению положительного сальдо внешнеторгового оборота. Именно поэтому есть необходимость дальнейшего исследования и повышения эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Украины на современном этапе развития рыночных отношений.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1.  Государственная служба статистики Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ukrstat.gov.ua
  2. Основы внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие / Н. М. Тюрина, Н. С. Карвацка. [Текст]  – К.: Центр учебной литературы, 2013. – С. 24-28.
  3. Е. В. Талавира, м. Киев.- Современные тенденции регулирования внешнеэкономической детальности предприятий в условиях глобализации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=3355
  4. Д. Л, Малашкина, Ващенко Н.В. Потенциал внешнеэкономической деятельности предприятия как основа реализации приоритетных направлений его развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2009/1565.htm
  5. Зинченко Владимир Анатольевич, Григорова-беренда Лариса Ивановна. Анализ внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий Украины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-promyshlennyh-predpriyatiy-ukrainy


 


Библиографическая ссылка

Белякова В. В. Внешнеэкономическая деятельность промышленных предприятий Украины в современных условиях хозяйствования // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-55 (дата обращения: 19.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 388 | За неделю: 388 | Всего: 388


Комментарии (0)