ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Политические науки
Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве по борьбе с транснациональной организованной преступностью
Пелынович Е. Е. 1

1. ЧУО «БИП - Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

Деятельность международных преступных группировок несёт опасность для гражданского общества и за частую стирает грани между национальной и международной безопасностью. Решение этой проблемы требует совместных скоординированных усилий государств. Эффективность борьбы с этим проявлением зла в современных условиях может быть достигнута только посредством сотрудничества государств, как в рамках международных организаций, так и на основе международных соглашений и национальных законодательств. На территории нашей Республики создана современная нормативно-правовая база, отвечающая всем международным стандартам, интенсивно осуществляется сотрудничество с мировым сообществом по решению этой проблемы.

Ключевые слова: транснациональная преступность, международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью


 

УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Е.Е. Пелынович, студент 6 курса, Гродненский филиал БИП

научный руководитель О.А. Соболевская, к.культ., доцент, Гродненский филиал БИП

В настоящее время самая актуальная угроза для мирового спокойствия и безопасности гражданского общества связана с международным терроризмом и деятельностью организованных преступных групп. Противодействие требует совместных усилий общественности при главенствующей роли ООН. Вопрос состояния границ, а также сотрудничества в области предотвращения транснациональной преступности наиболее актуален в многосторонних отношениях государств и является одним из приоритетных в системе международного сотрудничества.

В Республике Беларусь также существует понимание важности данной проблемы. После распада СССР Беларусь в силу своего геополитического положения и существования «прозрачности» границ между бывшими республиками Советского Союза столкнулась с новыми угрозами. Она превратилась в транзитную территорию для транспортировки оружия, наркотиков, похищенного автотранспорта, перемещения незаконных мигрантов и вынужденных переселенцев. Найти решение данным проблемам в рамках территории РБ и национального законодательства было невозможно, поэтому Правительство и Национальное Собрание начали работу по присоединению Беларуси к соответствующим международным соглашениям. Помимо универсальных международных договоров, направленных против международной преступности, действует ряд соглашений, задача которых – создать международно-правовую базу для борьбы с международной преступностью на отдельных направлениях или в отдельных территориальных пространствах.

Сотрудничество Республики Беларусь в борьбе с международной преступностью и терроризмом сегодня осуществляется в трёх основных формах:

- первая форма (договорно-правовая) включает в себя механизм по разработке и принятию международных универсальных, региональных и двусторонних соглашений, направленных на предупреждение и борьбу с преступностью и актами терроризма;

- вторая форма касается участия представителей РБ в органах международных организаций, занимающихся проблемами борьбы с преступностью;

- третья форма заключается в установлении непосредственных связей и контактов между правоохранительными органами  нашей Республики и других государств [3].

Республика Беларусь является участницей многих двусторонних соглашений в сфере сотрудничества в борьбе с международной преступностью. Расширение механизма сотрудничества отражено в двусторонних соглашениях, подписанных с правительствами соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (1995г.), Федеративной Республики Германия (1995г.), Турецкой Республики (1996г.), государства Израиль (1997г.), Словацкой Республики (2002г.), Республики Молдова (2003г.) и др. В 2003 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и трём дополнительным протоколам к ней.

Важным событием стало подписание Договора между правительствами Республик Беларусь и Польша о сотрудничестве в борьбе с преступностью. Стороны обязались сотрудничать в борьбе с преступностью, в том числе с организованной, а в особенности со следующими преступлениями: 1) против жизни и здоровья; 2) терроризмом; 3) торговлей людьми и незаконным лишением свободы; 4) незаконной торговлей клетками, тканями и органами человека; 5) против половой неприкосновенности или половой свободы; 6) хищениями ядерных и радиоактивных материалов, незаконным оборотом таких материалов, использованием или угрозами использования этих материалов в целях причинения вреда; 7) против природной среды и экологической безопасности; 8) хищениями либо незаконной торговлей оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, а также незаконным их производством; 9) хищениями и незаконной торговлей произведениями искусства, транспортными средствами и их контрабандой; 10) незаконным пересечением государственной границы и организацией незаконной миграции; 11) контрабандой; 12) незаконным производством и оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их контрабандой; 13) незаконным оборотом алкогольной и табачной продукции и табачного сырья; 14) подделкой платежных средств и ценных бумаг, вводом их в обращение, а также других документов с целью их использования; 15) против порядка осуществления экономической деятельности, легализацией доходов, полученных незаконным путем, получением незаконного денежного вознаграждения или иных выгод должностными лицами. Договаривающиеся Стороны также взяли на себя обязательства в части розыска лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений либо уклоняющихся от отбывания наказания за их совершение; розыска без вести пропавших лиц, установления личности неизвестных лиц и идентификации неопознанных трупов; розыска предметов, полученных преступным путем совершения преступлений [1].

Договорно-правовая практика нашей Республики в значительной степени способствовала разработке национального законодательства в сфере борьбы с международной преступностью. Так, 23 мая 2007 года Палатой Представителей Национального Собрания РБ была принята новая редакция Закона «О борьбе с организованной преступностью», разработка которого была обусловлена тем, что положения действовавшего Закона «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» устарели и нуждались в серьёзных изменениях и дополнениях с учётом Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

В последние годы в Беларуси развивается такая форма межведомственного сотрудничества, как обмен профессиональным, техническим и научно-исследовательским опытом. Сотрудники правоохранительных органов нашей Республики регулярно принимают участие в работе различных международных семинаров и курсов по повышению квалификации в различных государствах Европейского Союза и других странах. Подобные встречи проходят и в Беларуси. В 2001 году в Институте Национальной Безопасности Республики Беларусь была проведена международная конференция, посвящённая проблемам обеспечения Национальной безопасности в современных условиях. По её результатам был доработан проект действующей Концепции Национальной Безопасности РБ.

Важными документами в сфере борьбы с международной преступностью в нашей Республике являются также государственные программы по усилению борьбы с преступностью. С помощью этих программ решаются задачи по координированию работы государственных органов и общественных объединений в противодействии любым проявлениям преступной деятельности. Структура данных программ включает  в себя положения по реализации Межгосударственных программ по борьбе с преступностью.

Для противодействия международной преступности мировым сообществом была создана специальная организационная структура – Интерпол. Это Международная организация уголовной полиции. Членами Интерпола являются 187 государств мира, в том числе Республика Беларусь (принята на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи  ООН в октябре 1993г.). В соответствии со статьёй 32 Устава Международной организации уголовной полиции каждая страна, вступившая в Интерпол, должна создать в структуре своей полицейской службы Национальное центральное бюро (НЦБ).  Так Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 10 ноября 1993 года №774 образовано Национальное центральное бюро Интерпола  РБ. Каждое НЦБ стоит на страже интересов, прежде всего, своего государства, но и одновременно является частью организационной структуры Интерпола. НЦБ – это рабочий аппарат, который поддерживает связи, во первых, с различными ведомствами внутри страны; во-вторых, с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом Интерпола, который находится во Франции [2].

Деятельность международных преступных группировок несёт опасность для гражданского общества и за частую стирает грани между национальной и международной безопасностью. Решение этой проблемы требует совместных скоординированных усилий государств. Эффективность борьбы с этим проявлением зла в современных условиях может быть достигнута только посредством сотрудничества государств, как в рамках международных организаций, так и на основе международных соглашений и национальных законодательств. На территории нашей Республики создана современная нормативно-правовая база, отвечающая всем международным стандартам, интенсивно осуществляется сотрудничество с мировым сообществом по решению этой проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Договор между Правительством  Республики Беларусь и  Правительством Республики Польша о сотрудничестве в борьбе с преступностью» [Электрон.ресурс]. – Режим доступа: http://www.busel.org. – Дата доступа 18.03.2016.

2. Национальное Центральное Бюро Интерпола РБ / Министерство внутренних дел РБ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://mvd.gov.by. – Дата доступа доступа: 17.03.2016.

3.  Тихиня, В.Г. Формы сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью (на материалах Республики Беларусь) / В.Г. Тихиня, С.А. Серокурова // Юридический журнал [Электрон. ресурс]. – 2009. – №3. – Режим доступа: http://elibrary.miu.by/journals!/item.uj/issue.19/article.1.html. – Дата доступа: 16.03.2016.

 


Библиографическая ссылка

Пелынович Е. Е. Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве по борьбе с транснациональной организованной преступностью // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-49 (дата обращения: 28.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 388 | За неделю: 388 | Всего: 388


Комментарии (0)