ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Место и роль общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профессиональными союзами в республике беларусь
Ломакина Е. В. 1

1. Гродненский государственный университет имения Янки Купалы

Резюме:

Автор отмечает, что действующим законодательством предусмотрено широкое участие профессиональных союзов в решении вопросов, связанных с трудовыми и социально-экономическими отношениями в трудовом коллективе, в частности нормы, устанавливающие порядок проведения общественного контроля профессиональными союзами. Общественный контроль, осуществляемый профессиональными союзами, несомненно свидетельствует о больших возможностях профессиональных союзов в предупреждении нарушений трудовых и иных прав работников.

Ключевые слова: профессиональные союзы, общественный контроль, трудовые права работников


 

МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Е.В. Ломакина, магистрант 1 курса юридического

факультета ГрГУ им. Я. Купалы

Научный руководитель: В.В. Седельник,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Гродненского государственного университета имени

Янки Купалы, доцент, кандидат юридических наук

 

В последние годы все чаще наряду с государственным контролем за соблюдением  законодательства  о  труде  упоминается  и общественный контроль,  осуществляемый профессиональными союзами (далее – профсоюз).Необходимо заметить, что различие между государственным и общественным контролем заключается, главным образом, в методах осуществления контрольных функций. Органы государственного контроля выступают от имени государства и наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями, в свою очередь, органы общественного контроля выступают от имени общественности и ее организаций.

Следует отметить, что профсоюзы являются базовым социальным институтом общества, а по содержанию основных своих функций выступают в качестве регулятивного института, включенного в систему социально-трудовых отношений. Они являются необходимым институтом демократического общества, центром силы, представляющий интересы наемных работников на рынке труда [8].

Необходимо указать, что к числу основных прав и свобод граждан ст. 41 Конституции Республики Беларусь относит право граждан на объединения в профессиональные союзы. Наделяя граждан вышеназванным правом, Основной Закон тем самым образует фундамент для их деятельности и самореализации [3].

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профессиональный союз понимается как добровольная общественная организация, объединяющая граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов [4].

Что же касается непосредственно общественного контроля, осуществляемого профсоюзами, то данное положение регламентировано статьей 19 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», котораягласит, что правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде и о профсоюзах и требовать устранения выявленных нарушений [4].

При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и о профсоюзах профсоюзы вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства Республики Беларусь, коллективного договора (соглашения).

Профсоюзы вправе по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав и интересов. В этих целях профсоюзы могут создавать профсоюзные юридические службы, другие органы, компетенция которых определяется уставами профсоюзов и актами законодательства Республики Беларусь.

Для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов профсоюзы имеют право создавать службы доверенных врачей, компетенция которых определяется актами законодательства Республики Беларусь [4].

Бородуля В.А. выделяет следующие формы общественного контроля, осуществляемого профсоюзами: проведение проверок; мероприятия по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг); участие в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок и правозащитная деятельность профсоюза. Что же касается правозащитной деятельности профсоюза, то она ведется по следующим направлениям:

– профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства во взаимодействии с различными государственными органами;

– досудебная и судебная защита социально-трудовых и иных прав и профессиональных интересов работников образования;

– бесплатная юридическая помощь по вопросам применения нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при разрешении индивидуальных трудовых споров и самозащите трудовых прав и социальных гарантий;

– участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства;

– участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– информационно-методическая работа по правовым вопросам;

– проведение обучающих семинаров с профактивом [1].

Наряду с этим в сфере трудовых правоотношений осуществляется общественный контроль. В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьей 463 Трудового кодекса Республики Беларусь общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов [7;9].

Порядок осуществления указанного контроля установлен Указом Президента Республики Беларусь «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» от 06.05.2010 г. № 240 (далее – Указ № 240) [6]. Данный указ принят в развитие и во исполнение абзаца четвертого подпункта 25.2 пункта 25 Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16 октября 2009 г. № 510 (далее – Указ № 510) [5].

Согласно пункту 3 Указа № 510 общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять только профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных законодательными актами [5].

Зайцев А.Ф. отмечает, что Указом № 240 предоставлено право и регламентирован порядок осуществления профсоюзами следующих видов общественного контроля, осуществляемого в форме проведения проверок:

– за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда;

– за выполнением коллективного договора (соглашения);

– за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде;

– за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о профсоюзах [2].

В соответствии с Указом № 240 профсоюзам также предоставляется право осуществления общественного контроля за медицинскими пунктами, объектами торговли и общественного питания, расположенными на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также в созданных ими учреждениях дошкольного образования и оздоровительных организациях [6].

Выявив нарушение законодательства о труде, проверяющий может:

– выдать представление об устранении нарушений;

– потребовать от нанимателя (путем выдачи представления) отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, например, не прошедших в установленном порядке проверку знаний, обучение и (или) инструктаж по охране труда либо медицинский осмотр;

– установить факт нарушения нанимателем законодательства о труде или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора (контракта);

– в случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству потребовать от нанимателя в интересах работника изменить условия трудового договора (контракта);

– по просьбе членов профсоюзов подать в суд исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

– предпринять иные предусмотренные законодательством, коллективными договорами и соглашениями действия по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников [8].

Таким образом, следует отметить, что действующим законодательством предусмотрено широкое участие профессиональных союзов в решении вопросов, связанных с трудовыми и социально-экономическими отношениями в трудовом коллективе, в частности нормы, устанавливающие порядок проведения общественного контроля профессиональными союзами. Общественный контроль, осуществляемый профессиональными союзами, несомненно свидетельствует о больших возможностях профессиональных союзов в предупреждении  нарушений трудовых и иных прав работников.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бородуля, В.А. Осуществление профсоюзам общественного контроля: основания, порядок, компетенция // Юридический мир. – 2010. – № 7. – С. 12–14.
  2. Зайцев, А.Ф. Новое в осуществлении общественного контроля // Охрана труда и социальная защита. – 2010. – № 12. – С. 40–42.
  3. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.) // ВедамасціВярхоўнагаСаветаРэспублікі Беларусь. – 1994. – № 9. – ст. 144.
  4. О профессиональных союзах: Закон Респ. Беларусь, 22 апреля 1992 г., № 1605-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.01.2015 г. // ВедамасціВярхоўнагаСаветаРэспублікі Беларусь. – 1992. – № 19. – ст. 300.
  5. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 16.02.2015 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 1/11062.
  6. Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами: Указ Президента Респ. Беларусь, 06.05.2010 г., № 240 : в редакции Указа Президента Респ. Беларусь от 6 мая 2010 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 118. – 1/11626.
  7. Об охране труда: Закон Респ. Беларусь, 23 июня 2008 г., № 356-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 158. – 2/1453.
  8. Общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде // Общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/law/00057827_1.html. – Дата доступа: 11.10.2015.
  9. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 года: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 года: текст Кодекса по состоянию на 1 июля 2014 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. –№ 80. – 2/70.

Библиографическая ссылка

Ломакина Е. В. Место и роль общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профессиональными союзами в республике беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-45 (дата обращения: 01.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 252 | За неделю: 252 | Всего: 252


Комментарии (0)