ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Состояние и перспективы инновационного развития Республики Беларусь
Попова Е. А. 1, Рокач И. А. 2

1. Академия управления при Президенте Республики Беларусь
2. Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Резюме:

Авторы приходят к выводу, что повышению конкурентоспособности белорусского государства будут способствовать создание новых высокотехнологичных наукоёмких предприятий и производств, а также модернизация действующих предприятий и динамичное развитие технологически передовых отраслей производства

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие


 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Попова Е.А., студентка 5 курса.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Рокач И.А., студент 4 курса.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Научный руководитель: Пономарёва Н.А.,

к.э.н., доцент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

 

Одним из главных факторов, которые обусловили развитие Республики Беларусь за последнее время, стало привлечение должного внимания к инновациям. В общем смысле инновации можно определить как новшество, которое не было известно раньше, новое изобретение, открытие или явление. Инновации, непрерывное совершенствование различных сфер деятельности путём использования новых знаний и технологий, являются основным условием структурной перестройки экономики и повышения конкурентоспособности страны – как на внутреннем, так и на внешних рынках..

Инновационная политика любого государства является составной частью государственной социально-экономической политики, и в настоящее время в Республике Беларусь инновационное развитие осуществляется в соответствии с Законом № 425-З от 10.02.2012 г. «О  государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», а также Государственной программой инновационного развития на 2016-2020 гг. В соответствии с указанными  нормативными правовыми актами, основной целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [1].

На сегодняшний день главной научно-инновационной задачей белорусского государства остаётся обеспечение  динамичного развития технологически передовых отраслей производства. Для этого необходимо создавать благоприятные условия для развития высокоэффективных наукоемких технологий, технологического перевооружения и повышения инновационной активности предприятий, ускоренного обновления их основных фондов. Необходимо отметить, что в 2015 г. доля инновационно активных организаций в общем числе организаций составила 40% по сравнению с прогнозируемыми 19%. Объём экспорта высокотехнологичной и наукоёмкой продукции составил 7950,0 млн. дол. США, а доля экспорта высокотехнологичной и наукоёмкой продукции в общем объеме белорусского экспорта составила в среднем 13%, что также выше прогнозируемых показателей [2]. К 2015 г. в белорусском государстве была освоена и выпущена новая продукция по 305 заданиям Государственной научно-технической программы, введены в эксплуатацию 985 объектов, в том числе создано 352 новых производства на действующих предприятиях, модернизировано 502 производства и создано 131 новое предприятие [3].

Однако проведение многих научно-изыскательских работ является неэффективным ввиду их основанности на ранее достигнутых результатах. В Республике Беларусь производится финансирование инновационных проектов уже апробированных технологий при отсутствии внедрения и распространения инноваций.

 Реальный сектор экономики республики слабо восприимчив к внедрению инноваций и устанавливает низкий спрос на инновационную продукцию. Низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий в значительной степени связан с системой управления бизнесом и условиями финансирования внедрения инноваций. Для реализации инновационных проектов оказывается поддержка со стороны государства, однако основным проблемным вопросом остаётся всё же низкий уровень инвестирования в инновационные проекты. Исходя из Закона Республики Беларусь № 225-З от 30.12.2014 г. «О государственном бюджете на 2015 год» [4], процент бюджетного финансирования науки весьма невысок – 0,2-0,3%. В связи с этим происходит невыполнение некоторых мероприятий и снижается эффективность выполнения программы инновационного развития государства.

Основными направлениями государственной инновационной политики республики на 2016-2020 годы должны стать организация разработки и реализации инновационных проектов, имеющих государственное значение; инновационное развитие регионов; развитие инновационного предпринимательства; развитие инновационной инфраструктуры; формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность; развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности; кадровое обеспечение инновационного развития национальной экономики. Одной из наиболее актуальных задач выступает расширение экспорта товаров с большим вкладом интеллектуального труда, а не сырьевых ресурсов [3].

Что касается перспектив инновационного развития, то можно отметить, что главной задачей, которую предстоит решить в рамках инновационного развития Республики Беларусь, является формирование и ускоренное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики: информационно-коммуникационных технологий, нано-технологий, биотехнологий, робототехники, интеллектуальных систем управления, а также закрепление позиций нашего государства на рынках наукоёмкой продукции. Такие сектора экономики позволят повысить конкурентоспособность республики в различных областях. Инновационное развитие Республики Беларусь должно обеспечить достижение индикативных показателей инновационного развития.

Таким образом, повышению конкурентоспособности белорусского государства будут способствовать создание новых высокотехнологичных наукоёмких предприятий и производств, а также модернизация действующих предприятий и динамичное развитие технологически передовых отраслей производства.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012 г., № 425-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  2. Государственная программа инновационного развития [Электронный ресурс] / Государственный комитет по науке и технологиям Респ. Беларусь – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/. – Дата доступа: 21.03.2016.
  3. О концепции государственного инновационного развития Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Минск, 2016 – Государственный комитет по науке и технологиям Респ. Беларусь – Минск, 2016. Режим доступа: www.gknt.gov.by/opencms/export/sites/default/.../GPIR_2016_2020.doc. – Дата доступа: 21.03.2016.
  4.  О республиканском бюджете на 2015 год: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2014 г., № 225-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

 


Библиографическая ссылка

Попова Е. А., Рокач И. А. Состояние и перспективы инновационного развития Республики Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-43 (дата обращения: 20.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 324 | За неделю: 324 | Всего: 324


Комментарии (0)