ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Реклама как особый вид информации: понятие и признаки
Казакевич Т. И. 1

1. ЧУО «БИП – Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

Реклама в Республике Беларусь является особого рода информацией. Чтобы объект признавался рекламой с правовой точки зрения, он должен соответствовать определенным признакам. Анализ дефиниции термина «реклама» позволяет говорить, что в законодательном определении: четко закрепляется режим рекламы как особой разновидности информации; расширено целевое назначение рекламы – направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; введена категория «объект рекламирования», позволяющая сэкономить правовой материал и расширить перечень объектов, реклама которых регулируется законом.

Ключевые слова: информация, реклама


 

РЕКЛАМА КАК ОСОБЫЙ ВИД ИНФОРМАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

 

Т. И. Казакевич, магистрант

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель: Н. В. Мисаревич,

к.ю.н., доцент, Гродненский филиал БИП

 

Одним из весьма распространенных явлений современной жизни является реклама. Реклама рассматривается как особый вид деятельности, который сопровождает человечество на протяжении всей истории его развития. В силу присущих рекламе особенностей она является довольно эффективным инструментом воздействия на рынок через психологию потребителей.

Слово «реклама» произошло от латинского «reclamare», что означает «кричать». Как термин, определяющий конкретный вид деятельности, он появился во второй половине XVIII в. Однозначно определить природу рекламы невозможно. Это происходит потому, что реклама объединяет в себе искусство, со своими специфическими законами, науку, возникшую на стыке психологии, математики, статистики, логики, социологии и ряда других наук, и, конечно, является одним из основных инструментов современного маркетинга. Можно отметить, что реклама по своей природе тройственна.

В белорусской юридической литературе категория «реклама» трактуется в основном исходя из определения, которое было закреплено в Законе Республики Беларусь «О рекламе» от 10 мая 2007 г. В соответствии со ст. 2 Закона под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке [1].

Непосредственным объектом рекламирования являются: продукция; товар, работа или услуга (товар); организация или гражданин; права; охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан; средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров; результаты интеллектуальной деятельности; конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари; явления (мероприятия) социального характера [2, с. 86].

Исходя из легального определения рекламы следует: для того, чтобы объект признавался рекламой с правовой точки зрения, он должен соответствовать признакам, значимым для действующего законодательства. Можно определить следующие существенные элементы рекламы:

  • это должна быть информация;
  • распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  • информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассмотрим более подробно эти признаки. Реклама признается разновидностью информации, что подтверждается Законом Республики Беларусь «О рекламе» от 10 мая 2007 г. Как нам представляется, сегодня рекламу действительно необходимо рассматривать как разновидность информации. Информация – это основной объект информационных правоотношений, являющихся по своей правовой природе комплексными. Соответственно и реклама сегодня, как разновидность информации, является не столько объектом гражданских отношений, сколько объектом комплексных рекламных правоотношений, являющихся разновидностью информационных [3, с. 13].

Информация, признаваемая рекламой, распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Способами распространения рекламы признаются специальные приемы, методы и действия, применяемые в ходе распространения рекламы. В качестве способа распространения рекламы выделяются следующие:

  • распространение рекламы в СМИ (телепрограммы и телепередачи, радиопрограммы и радиопередачи, периодические печатные издания);
  • при кино- и видеообслуживании;
  • по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях.

При этом формой существования рекламы следует признать «внешний облик» предмета как носителя рекламной информации. Средством распространения рекламы считается особая совокупность технических и иных приспособлений, применяемых для распространения рекламной информации. К средствам распространения рекламы относят различные стационарные средства размещения наружной рекламы (рекламные щиты, вывески, растяжки, панно и т.п.); транспортные средства и др.

Адресация рекламы неопределенному кругу лиц многоаспектна. Под понятием «неопределенный круг лиц» понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

Законодательством Республики Беларусь устанавливаются общие требования, которые предъявляются к рекламе:

  • размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами;
  • реклама на территории Республики Беларусь размещается (распространяется) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) на радио, телевидении, в печатных изданиях и на информационных ресурсах национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещающих (распространяющих) информацию исключительно на иностранных языках, рекламу товарных знаков и (или) знаков обслуживания, а также на рекламу, содержащую общепринятые иностранные термины и обозначения, вошедшие в применение в оригинальном написании и (или) не имеющие обозначения на белорусском и (или) русском языках, выполненные на иностранном языке наименования товаров, творческие псевдонимы, оригинальные названия творческих коллективов, произведений, доменные имена сайтов либо приглашения на работу или учебу лиц, свободно владеющих иностранными языками;
  • на рекламу средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний) распространяются все ограничения и запреты, установленные законодательными актами в отношении рекламы этого товара;
  • реклама, содержащая информацию о реализации товара, связанная с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, должна содержать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является гражданин, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - также его фамилию и инициалы [1].

Поскольку реклама рассматривается как особый вид информации, то ее распространение может затронуть интересы отдельных лиц. Поэтому устанавливаются ограничения. В частности, реклама не должна поощрять, пропагандировать культ насилия и жестокости или побуждать к насилию, жестокости, опасным действиям, способным нанести вред здоровью граждан, имуществу государства, организаций или граждан либо угрожающим их безопасности, и иным действиям, нарушающим законодательство; содержать обещание или гарантию будущей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности; содержать указание на лечебные свойства объекта рекламирования, за исключением рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и (или) реализации в соответствии с законодательством, или деятельности, осуществление которой запрещено законодательством;товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, но не имеющих документа об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров в целях незаконного их использования, аналогов наркотических средств, психотропных веществ, информация о которых размещена на официальном сайте Министерства внутренних дел Республики Беларусь в сети Интернет; порнографических материалов, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера; направленная на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, предоставление сексуальных услуг под видом законной деятельности, антиобщественное поведение; прямо или косвенно раскрывающая сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь; услуг сексуального характера, в том числе под видом психологической помощи, общения, релаксации, массажа, приятного времяпрепровождения, иной законной деятельности и др.

Таким образом, реклама в Республике Беларусь является особого рода информацией. Чтобы объект признавался рекламой с правовой точки зрения, он должен соответствовать определенным признакам. Анализ дефиниции термина «реклама» позволяет говорить, что в законодательном определении: четко закрепляется режим рекламы как особой разновидности информации; расширено целевое назначение рекламы – направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; введена категория «объект рекламирования», позволяющая сэкономить правовой материал и расширить перечень объектов, реклама которых регулируется законом.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. (с изм. и доп. от 10.07.2015 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  2. Минбалеев, А. В. Понятие и признаки рекламы / А.В. Минбалеев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2009. – № 28 (161) – С. 86-89.
  3. Горячева, Ю. Ю. Разграничение рекламы и информации нерекламного характера / Ю.Ю. Горячева // Законодательство. – 2000. – № 5. – С. 12 – 16. 

 


Библиографическая ссылка

Казакевич Т. И. Реклама как особый вид информации: понятие и признаки // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-30 (дата обращения: 25.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 679 | За неделю: 679 | Всего: 679


Комментарии (0)