ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Понятие коммунальной собственности и ее отличия от муниципальной собственности
Попко Е.О. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Белорусское законодательство вместо понятия «муниципальная собственность», главной отличительной чертой которого является самостоятельность как формы собственности, закрепляет понятие «коммунальная собственность», которое является разновидностью государственной собственности. Коммунальная собственность представляет собой разновидность государственной собственности административно-территориальных единиц и состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы в соответствии с актами законодательства.

Ключевые слова: муниципальная собственность, коммунальная собственность, государственная собственность, формы собственности


 

Понятие коммунальной собственности и ее отличия от муниципальной собственности

Е.О. Попко, студентка 3 курса

ГрГУ им. Я. Купалы

Научный руководитель: О.Н. Евдокименко,

ст. преподаватель, ГрГУ им. Я. Купалы

 

Местное самоуправление в Республике Беларусь является неотъемлемым элементом политической системы государства, имеет фундаментальное значение для демократизации общества и выполняет комплекс функций по территориальному жизнеобеспечению. Оно реализует задачи, определенные Конституцией Республики Беларусь и законодательством, не относящиеся к компетенции иных органов публичной власти, удовлетворяет общие потребности местного населения.

Местное самоуправление может стать по-настоящему эффективным инструментом в решении местных проблем и поставленных задач в случае наличия прочных финансовых и экономических основ функционирования: наличия собственного имущества, финансов и соответствующей инфраструктуры, которые служат материальным обеспечением всех реализуемых на конкретной территории проектов. Данные основы являются одновременно средством улучшения качества жизни населения определенной административно-территориальной единицы и источником повышения эффективности самой экономики данного региона.

Возникновение  и  существование органов местного управления и самоуправления  обусловлено  более  эффективной  реализацией  функций  по благоустройству  совместной  жизни населения на определенной территории. Для этого они наделяются  соответствующими  полномочиями, материально-финансовыми ресурсами.К числу экономических основ местного управления и самоуправления относят: коммунальную собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иную собственность, которая служит удовлетворению  потребностей населения административно-территориальной единицы.

Действующее законодательство закрепляет коммунальную собственность и коммунальное хозяйство как основную предпосылку всего народного хозяйства и жизнеобеспечения населения.

Коммунальная собственность – это собственность административно-территориальных единиц, которая используется в интересах народа соответствующей административно-территориальной единицы.

Коммунальная собственность – одна из составляющих экономической основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь [2, с. 115].

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью определяется соответствующими Советами в пределах, установленных законом. В зависимости от того, в собственности какого Совета находится имущество, различают областную, городскую и районную коммунальную собственность [4].

Закрепленный законодательством перечень объектов коммунальной собственности свидетельствует о ее главном назначении – удовлетворение социальных потребностей на некоммерческой основе. Широкий круг задач местного самоуправления предопределяет разнообразие объектов коммунального имущества по функциональному назначению, правовой принадлежности, по признаку распределения долженствований.

Наряду с понятием «коммунальная собственность» существует понятие «муниципальная собственность». Данное понятие встречается в законодательных актах Российской Федерации, с которой Беларусь в настоящее время в экономическом и политическом плане наиболее интегрирована. Понятие «муниципальная собственность» в некоторой мере тождественно понятию «коммунальной собственности» и представляет собой имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, распоряжение которым осуществляется органами местного самоуправления в рамках их компетенции [1]. 

Однако, в отличие от коммунальной собственности, которая является видом государственной собственности, муниципальная собственность представляет собой самостоятельную форму собственности, имущество муниципальной собственности не включается в состав государственной собственности. Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность – это самостоятельная форма (вид) собственности. Она служит экономической основой для самостоятельной, признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций [3].

Также, в Российской Федерации допускается передача в муниципальную собственность земли и других природных ресурсов, на что в свою очередь ст. 13 Конституции Республики Беларусь устанавливает исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения также находятся в собственности государства. Кодекс Республики Беларусь о земле определяет, что собственность на землю выступает в государственной и частной формах, в связи с чем, административно-территориальная единица Республики Беларусь не может выступать собственником земельных участков [5, с. 30-31].

Правовое положение коммунальной собственности в Беларуси также существенно отличается от статуса аналогичных институтов в Российской Федерации. Так, статья 133 Конституции Российской Федерации содержит следующую гарантию для местного самоуправления: гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в  результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Сравнительный анализ также показывает, что, в отличие от белорусского законодательства, право местного самоуправления на судебную защиту, зафиксировано в законодательстве большинства соседних государств, часто, оно содержится непосредственно в конституционных актах.

Хотя муниципальная собственность и является самостоятельной формой собственности, она также обладает и рядом общих признаков с государством и государственной собственностью. Как и государство, муниципальные образования являются публичными собственниками, поскольку представляют интересы всех людей, проживающих на их территории, и призваны использовать принадлежащее им имущество в интересах большинства.

Таким образом, белорусское законодательство вместо понятия «муниципальная собственность», главной отличительной чертой которого является самостоятельность как формы собственности, закрепляет понятие «коммунальная собственность», которое является разновидностью государственной собственности.

Коммунальная собственность представляет собой разновидность государственной собственности административно-территориальных единиц и состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы в соответствии с актами законодательства.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст. – М.: Юрист, 2005. – 56 с.

2. Лозовик, Н.И. Местное управление и самоуправление: Курс лекций / Н.И. Лозовик – Минск: Академия упр. при ПрезидентеРесп. Беларусь, 2005. – 281с.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон Рос. Федерации, 6 окт. 2003 г., № 131-ФЗ // Консультант Плюс: Россия [Электронный ресурс]. - Москва, 2016.

4. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: ЗаконРесп. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

5. Уваров, А.А. Муниципальная  собственность: проблемы  формирования и управления / А.А. Уваров // Журнал российского права. – 1999. –№ 3-4. – С. 29-37.

 


Библиографическая ссылка

Попко Е.О. Понятие коммунальной собственности и ее отличия от муниципальной собственности // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-292 (дата обращения: 20.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 314 | За неделю: 314 | Всего: 314


Комментарии (0)