ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Роль инвестиций в развитии экономики в Кыргызской Республике
Мукайкызы Айтурган, 1

1. Кыргызская Государственная юридическая академия, г. Бишкек

Резюме:

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования инвестиционного климата в Кыргызстане

Ключевые слова: инвестициии, инвестиционный климат Кыргызстана


РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ КР

Мукайкызы Айтурган, студентка 2 курса

КГЮА ФУП

Научный руководитель: Мусаева В.А.

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики. Это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в ВВП страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП инвестируется в основной капитал для расширения производства.

Инвести́ции(англ. Investments) — размещение капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики.

Инвести́ции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Существуют разные инвестиции:

Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

  • в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции;
  • капитальный ремонт основных фондов;
  • вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау и т. д.;
  • вложения в человеческий капитал (воспитание, образование, наука);
  • приобретение готового бизнеса.

Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

  • ценные бумаги
  • предоставленные кредиты;
  • лизинг (для лизингодателя).

Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

  • валюты;
  • драгоценные и редкоземельные металлы (в виде обезличенных металлических счетов);
  • ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т. п.).

За последние 40 лет прямые иностранные инвестиции  (FDI – ForeignDirectInvestment) сыграли огромную роль в модернизации мировой экономики, росте мирового ВВП и повышении благосостояния населения.

Прямые иностранные инвестиции представляют собой финансовые и нефинансовые вложения иностранного инвестора, если его доля в совместном капитале составляет не менее 10 процентов. Прямые иностранные инвестиции – категория международной инвестиционной деятельности, отражающая стремление хозяйствующей единицы – резидента одной страны участвовать в деятельности предприятия, расположенного в другой стране

Последние два десятилетия наблюдается рост активности инвестирования со стороны предпринимателей из крупных, быстроразвивающихся экономик в страны с меньшими темпами развития. Такие страны как Китай, Индия и Бразилия из стран абсорбирующих огромные объемы инвестиций превратились на сегодняшний день в страны-инвесторы.

FDI – ключевое решение проблемы отставания экономики Кыргызстана от развитых экономик, в особенности в сферах технологий и бизнес-процессов. Отставание экономики КР, в первую очередь, характеризуется отсутствием достаточного количества кадров с современными знаниями и навыками. На сегодняшний день в Кыргызстане нет ресурсов для обучения тысяч молодых граждан в лучших зарубежных университетах. Тем не менее, можно пойти другим путем – создание лучшей правовой среды для FDI. В этом случае ситуация изменится обратным образом, то есть к нам в КР начнут приезжать лучшие специалисты со всего мира для обучения наших граждан. Для развития экономики КР этот путь является наиболее малозатратным, результаты же будут масштабными.

Здесь нужно отличить следующие преимущества: - республика является членом ВТО; - введена частная собственность на землю; - существуют и постепенно совершенствуются дороги, охватывающие всю территорию страны и многое другое. Несмотря на эти преимущества, существуют трудности, которые необходимо устранить для увеличения объема внутренних и иностранных частных инвестиций. Инвестиционная политика правительства должна быть конкретной, отвечающей требованиям рыночной экономики, направленной на оживление инвестиционного процесса. Она должна основываться на организационных мерах. Это подготовка, анализ и отбор высокоэффективных инвестиционных проектов. Основным источником внутренних инвестиций должны стать собственные средства предприятий и организаций государственного и частного секторов, в перспективе необходимо довести их до 50% в общем объеме капитальных вложений, что соответствует уровню развитых стран.

В чем причинаоттока иностранных инвестиций?

1. Высокий уровень коррупции

Кыргызские власти активно зазывают инвесторов вкладывать деньги в местную экономику. Сначала высокопоставленные чиновники обещают максимально комфортные условия работы, быстрое лицензирование, всемерную поддержку и решение проблем на всех уровнях. Главное, чтобы инвестор вложил средства. После того как деньги вложены, возникают проблемы, решить которые можно лишь с помощью "финансовых вложений" в карманы конкретных чиновников.

2. Руководство республики не хочет, либо не может обеспечить беспрепятственную работу инвесторов.

Наличие гарантий, данных на самом высоком уровне в Бишкеке, Кремле, Пекине или Вашингтоне, увы, не гарантирует нормальную работу инвестора в отдаленных районах КР. Начав работу вдалеке от столицы, компании с удивлением обнаруживают, что решать проблемы с местными чиновниками и населением столичные чиновники не хотят.

В результате инвестор вместо непосредственной деятельности тратит время и средства на договоренности на всех уровнях - республиканском, областном, районном. Также надо договариваться с силовиками и криминалитетом. В некоторых районах действует система "единого окна" - функции чиновников, правоохранительных органов и криминала выполняют одни и те же люди.

В результате "неформальных договоренностей" сами проекты работы инвесторов могут запускаться с нарушением экологических норм. Чиновников в столице последствия для экологии в далеком селе не волнуют. С местными жителями инвестору придется разбираться собственными силами.

3. Местное население видит в инвесторе врага и источник наживы

Значительная часть налогов от деятельности добывающих предприятий уходит в республиканскую казну. Жители окрестных сел от работы рудника или горнообогатительного комбината плюсов не ощущают. Поступившие от деятельности инвесторов налоги и прочие отчисления разворовываются на республиканском, областном и районном уровне и до местных жителей почти не доходят. При этом население порой испытывает неудобства от соседства с инвесторами - строительная и добывающая техника наносит вред дорогам, некоторые компании наносят вред экологии.

Местное население либо яростно протестует против любой деятельности инвесторов, либо требует для себя преференций. Одни села требуют от инвесторов построить им новую дорогу, другие - принять на работу жителей села, порой в числе требований постройка инфраструктуры, а также закупка продовольствия у сельчан.

4. Инвестиционные проекты критикуются в политических целях

Критика работы объекта, принадлежащего иностранным гражданам, - это отличный способ набрать политические очки. Местные "пламенные борцы за светлое будущее" регулярно выступают с протестами, обличая "коварных кровопийц и грабителей, разворовывающих народное достояние". Наличие доказательств не обязательно. Для аргументации используются слухи, подтасованные факты, а также данные сомнительных экологических экспертиз.

5. Закон можно нарушать безнаказанно

Митинги, перекрытие дорог, угон техники, нападения на объекты, угрозы и вымогательства - с такими проблемами сталкивались десятки иностранных инвесторов

Вот, например, события, произошедшие в 2012 году вокруг геологоразведочного лагеря "Апрельский": "Толпа численностью примерно 150 человек ворвалась в лагерь, забрала еду, горючее и личные вещи геологов. Еще одно нападение … последовало через несколько дней. Сельчане разгромили лагерь, подожгли два вагончика и баню".

Правоохранительные органы, порой, оказываются удивительно пассивными. Сотрудники милиции не мешают совершать противоправные действия, а позже вместо поимки нарушителей настоятельно рекомендуют предпринимателям договариваться с обидчиками мирно. Попытка защититься собственными силами может привести к худшим последствиям.

6. Чиновники не несут ответственности за провал инвестпроектов

Срыв реализации большей части проектов в КР либо досрочный отъезд инвесторов из страны наносят серьезный вред имиджу и интересам государства. Бюджет не получает отчисления, люди лишаются рабочих мест, современные технологии не попадают в республику.

При этом ни о какой персональной ответственности чиновников за халатность, вымогательство или бездействие нет. Госсистема Кыргызстана не нацелена на эффективную работу, а длительность пребывания в министерском кресле не зависит от количества успешно работающих компаний и объемов привлеченных инвестиций.

7. Высокие риски

Сложные условия работы и вероятность конфликтов с населением и чиновниками, а также высокий уровень коррупции делают риски инвестиционной деятельности в КР высокими. При таких условиях в страну приходят 2 типа инвесторов - мошенники-авантюристы, стремящиеся за счет реализации различных "схем" быстро получить прибыль и покинуть страну, либо серьезные инвесторы, которые компенсируют возможный ущерб в КР, предлагая далеко не самые выгодные для республики условия сотрудничества. Появление первых обычно сопровождается громкими заявлениями о плодотворном сотрудничестве в начале и не менее громкими скандалами в конце.

8. Отсутствие стратегического видения у местных элит

С 1990 года в Кыргызстане произошло две насильственных смены власти и два крупных межэтнических конфликта. С 2010 по 2013 годы в стране ежегодно проходило примерно по тысяче митингов и иных акций протеста. Республика занимает первое место в мире по количеству премьер-министров, сменивших друг друга с 1991 года (их в стране насчитывается 26).

В этих условиях сложно что-либо планировать более чем на 2−3 года. В результате чиновники и иные влиятельные граждане скорее заинтересованы не в процветании страны в далекой перспективе, а в скорейшем получении выгоды из любого финансового источника. Отягощает ситуацию готовность высокопоставленных лиц в любой момент покинуть страну.

Каждый президент КР и каждый премьер обещали улучшить инвестиционную среду и создать "рай для бизнеса". К сожалению, ни один из них не смог добиться серьезного прогресса. Проблема реализации инвестиционных проектов имеет системный характер и не привязана к конкретным личностям.

Кризис вокруг проекта каскада ГЭС и продолжающиеся конфликты вокруг других инвестпроектов не только тормозят развитие страны, но и являются симптомом серьезного дефекта в системе госуправленияКР, выражаемого в трех словах: непрофессионализм, временщичество, безответственность.

Стоит особо подчеркнуть, что ключевыми составляющими иностранных инвестиций являются новые знания, технологии и практики, которые позволят экономике КР производить востребованные товары и услуги для мирового и региональных рынков. На государственном уровне много говорится об улучшении инвестиционного климата, но на практике положение дел не меняется. Эта сфера по-прежнему остается неоправданно зарегулированной и подверженной многим рискам. На постсоветском пространстве наилучшие условия для инвестиций созданы в Эстонии. Для наглядности сравним показатели FDI Эстонии и КР. Согласно данным Всемирного банка, размер FDI в Кыргызстане за период с 2005 по 2010 гг. составил 1,2 млрд. долл. За тот же период размер FDI в Эстонии составил 12,7 млрд. долл. (разница более чем в 10 раз).

Для справки: население Эстонии составляет 1,3 млн. человек с общей площадью территории в 5 раз меньше территории КР. Немаловажную роль играют в этом процессе бюджетное финансирование и банковский кредит. Одним из источников внутренних инвестиций являются сбережения широких слоев населения. Роль сбережений лиц наемного труда, не являющихся одновременно предпринимателями, весьма значительна, и не совпадение процессов сбережения и инвестирования может приводить экономику в состояние, отклоняющее от равновесия. На сегодняшний день источниками внутренних инвестиций в Кыргызской Республике в основном является средства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но для увеличения объемов капиталовложений в республике недостаточно своего капитала. Притока внешних инвестиций можно ожидать из различных источников: - международные финансовые организации; - государство; 3 - компании; - частные лица и другие

Другая проблема, с которой инвесторы часто сталкиваются в своей повседневной деятельности - использование иностранной валюты. Вопрос об использовании иностранной валюты при расчетах между юридическими и физическими лицами на территории КыргызскойРеспублики урегулирован действующим законодательством недостаточно ясно.

В современном мире развитые и быстроразвивающиеся страны интенсивно обмениваются разного рода ресурсами, в том числе интеллектуально-информационными, финансовыми, трудовыми и иными. Важно отметить, что в результате этих добровольных обменов выигрывают все стороны, иначе бы эти обмены не происходили. Если Кыргызстан не сможет вовлечься и стать участником мировых обменных процессов, то лишит себя возможности развиваться в ногу с современным миром. Несмотря на малый размер рынка и негативные события последних лет, при последовательной политике Кыргызстан может стать центральноазиатским инвестиционным центром, откуда компании могли бы расширять свою деятельность на весь регион. На сегодня Европейский банк развития и реконструкции, Всемирный банк, азиатский банк развития, МВФ, Исламский банк развития и другие намерены направить средства на финансирование инвестиционных проектов на развитие телекоммуникации, строительство автодорог, техническое оснащение Бишкекскогохимфармзавода, предприятий Кумтор и Джеруй и другие. В связи с фактической ограниченностью финансовых и материальных ресурсов, не позволяющей обеспечить одновременно поддержку всех отраслей экономики, предполагается осуществить ряд мер по развитию таких отраслей, которые используют в основном местные сырьевые ресурсы. Они не требуют больших вложений и других затрат, а также отраслей, имеющих жизненно важное значение для функционирования экономики республики. Наиболее приоритетными для инвестирования должны стать следующие отрасли экономики: - электроэнергетика, надо уделять особое внимание переводу частного и коммунального сектора на электроотопление; - газовая промышленность, в этом секторе надо завершить прокладку участка газопровода Ташкент-Бишкек-Алматы и начать строительство компрессорной станции в селе Сокулук; - угольная промышленность, предусмотреть дальнейшее развитие малых предприятий по добыче угля открытым образом; - цветная металлургия, продолжить строительство Таш-Кумырского завода полупроводниковых материалов и Сары-Джазского оловорудного предприятия; - сельское хозяйство, надо максимально сосредоточить финансовые ресурсы на строительстве водохозяйственных объектов; - перерабатывающая промышленность, Ачинского плодоперерабатывающего комбинатов; - инфраструктура, направлять капитальные вложения в первую очередь на развитие коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, пассажирского электрического транспорта. В целях продвижения инвестиций должны вноситься необходимые и возможные изменения в налоговое законодательство для повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к иностранным и отечественным инвесторам, а также для стимулирования притока инвестиций в страну.

Что касается научно-технического развития, то правительство в течение 16 лет рыночных реформ постоянно объявляет приоритетной задачей привлечение в страну прямых иностранных инвестиций. Под ними понимается приобретение зарубежными инвесторами пакета акций, достаточного для получения прав собственника акционерной компании. Но нам нельзя забывать, что республика имеет малые масштабы рынка и поэтому любой успешной реализованной инвестиционный проект становится весомым вкладом в развитие всей экономики и дает возможность обеспечения «быстрого эффекта» для инвестора. Рынок Кыргызстана по многим отраслям экономики пока недостаточно освоен инвесторами, поэтому на нем практически отсутствуют конкуренты. Для любого инвестора существует возможность быстрого повышения эффективности производства и сокращения затрат путем замены устаревшей технологии, имеющее место в ключевых сферах экономики. Но дешевая и квалифицированная рабочая сила позволяет обеспечить хорошие прибыли для инвесторов. Быстрая адаптивность кыргызстанцев к переменам дает возможность инвесторам эффективно задействовать человеческие ресурсы страны в использовании современных технологий и новых методов управления. Эти сравнительные преимущества дают для нашей страны большой шанс в достижении инвестиционной привлекательности. За последние годы республика сделала многое, чтобы добиться привлекательного инвестиционного климата.

 

Список литературы:
1. Бузгалин А. Трансформационная эконо-мика России. М., 2006. 530 с.

 2. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. Г.П. Подшиваленко. М.: КНОРУС, 2004. 350 с.

3. Маковецкий М.Ю. Инвестиции как клю-чевой фактор экономического роста // Финансы.


Библиографическая ссылка

Мукайкызы Айтурган, Роль инвестиций в развитии экономики в Кыргызской Республике // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-291 (дата обращения: 28.03.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 517 | За неделю: 517 | Всего: 517


Комментарии (0)