ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Политическая система Франции и её элементы
Балабченко А.А. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Особенности политической системы континентально-европейского типа связаны с наличием менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. В этом смысле общества такого типа более сегментированы, в них, несмотря на полное верховенство закона, действие мощных традиций гражданских свобод и самоуправления, в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция. Потому и политическая стабильность достигается в них путем более острого и сложного взаимодействия субъектов.

Ключевые слова: политическая система Франции


 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ

 

 

 

А.А. Балабченко  студентка 1 курса

ГрГУ им. Янки Купалы

Научный руководитель: А.Л. Белоусов

к.ю.н, доцент, ГрГУ им. Янки Купалы

 

 

 

 

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века; категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию сущности политического (государственного) режима.

Западные исследователи (М. Ориу, Дж. Бюрдо, М. Прело, С. Романе, М. Дюверже и др.) в рамках институционального подхода отождествляют понятие «политический режим» с понятиями «форма правления» или «форма государственного устройства».[1,p. 165 ]

Демократический характер Французской Республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. В виде принципа Французского государства в Конституции применима формула А.Линкольна (1809-1865) “правление народа по воле народа и для народа”. Способами реализации этого принципа являются всеобщее голосование прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст. 3), возможность существования политических партий и группировок (ст. 4).[2, p. 13—14 ]

Согласно новой норме, включённой в ст. 4 Конституционным законом от 23 июля 2008 г.,закон должен гарантировать плюралистическое выражение мнений и справедливое участие партий и политических объединений в демократической жизни нации.[2,p. 531]

Классификации политических режимов и политических систем вместе с тем взаимосвязаны. Так, демократической политической системе общества соответствует демократический политический режим, авторитарной и тоталитарной политическим системам — соответственно авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Итак, существует множество подходов к типологии политических режимов. Излишняя дробность классификаций в ряде случаев вуалирует наиболее существенные признаки и различия политических режимов. К тому же некоторые классификации не оправдали себя на практике. Все многообразие политических режимов в настоящее время сводится к трем большим разновидностям — тоталитарному, авторитарному и демократическому. Два первых режима, на наш взгляд, входят в единую группу недемократических политических режимов.

Недемократические режимы часто называют антидемократическими. При этом тоталитарный и авторитарный режимы воспринимаются как явления отрицательные, противопоставляемые «хорошей» демократии. Но, во-первых, сама демократия небезупречна. «Как и все остальное, — пишет академик А. Н. Яковлев, — демократия не абсолютное Добро. В руках человека она может быть направлена и на Добро, и на Зло. И чтобы не произошло последнего, надо хорошо отдавать себе отчет во всех недостатках, диктуемых природой этого любимого» явления. Во-вторых, к тоталитарному и авторитарному политическим режимам нельзя относиться абсолютно негативно.

Оценки того или иного политического режима с точки зрения «хорошо — плохо» вряд ли правильны. Вопрос о преимуществах и недостатках того или иного вида политического режима достаточно сложен. Политический режим складывается как результат многих составляющих факторов и обусловливается социально-экономическими и культурными основами общества. Вот почему нельзя говорить о том, что тоталитарный режим всегда плох, а демократический — хорош для любого общества. Любой политический режим является результатом тех или иных предпосылок, существование которых обусловлено объективно сложившимися общественными отношениями самого широкого спектра; предпочтение тому или иному виду режима общество отдает, исходя из приоритета поставленных им задач. Поэтому политический режим должен рассматриваться с точки зрения юридической, социальной целесообразности применительно к конкретной стране. Этим, по нашему мнению, и объясняется обоснованность замены термина «антидемократические политические режимы» на «недемократические политические режимы».

Из трех основных видов политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный) сегодня менее всего изучен авторитарный режим. Он традиционно рассматривался как переходный, промежуточный режим, лишенный специфических свойств и признаков, сочетающий в себе черты, характерные как для тоталитарных, так и для демократических режимов.[3, с. 53]

 По М. Дюверже, классификация политических систем Запада должна базироваться «исключительно на политических критериях».[4,p. 4 ]

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что в одной стране существует множество политических систем, связанных с распределением материальных благ (власти, образования, богатства) между людьми той или иной системы.

В современной западной теории политических систем превалируют два направления: американское, где акцент сделан на функционировании самой политической системы (Д. Истон, Г. Алмонд и др.), и французское, когда она исследуется с конституционно-правовых позиций (Ж. Ведель, Д.-Ж. Лавров, М. Прело, М. Дюверже и др.). В свою очередь ряд ученых рассматривают политический режим в неразрывной связи с сущностью политической системы. Например, при определении политического режима французский политолог А. Ориу исходит из понятий национального и народного суверенитета. Однако он дает более широкое толкование этой категории, тождественное, по существу, с политической системой. Так же широко трактует политический режим французский политолог М. Дюверже, определяющий его как «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой».[5 ]

Во Франции всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был характерен политический плюрализм.

Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и "демократии". На политической арене действует множество политических партий и движений, им свойственна мобильность. Они возникают, приходят в упадок, исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня 1976 г., в котором свобода образования политических партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами Республики". Партии образуются свободно. Единственным условием является подача декларации в административные органы. Особое разрешение для образования любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях такая правоспособность может быть признана судебными органами.

Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько наиболее значительных. Это - Французская социалистическая партия (входит в Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов); Объединение в поддержку Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии; Центр социальных демократов - правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов.

Во Франции партии финансируются частными лицами. Государством финансируются те партии, которые по меньшей мере в 75 избирательных округах выставили своих кандидатов.

В статье 2ныне действующей Конституции Французской Республики 1958 г.  закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.

Ее принципами являются: правление народа, по воле народа и для народа. Эти положения вошли в действующую Конституцию из статей 1 и 2 Основного закона 1946 г. Во Франции республиканская форма правления является традиционной, за исключением двух империй. По-видимому, другая форма правления во Франции не укоренялась, в тексте французской Конституции (ст.89 последний абзац) прямо указано: "Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра". При этом Конституция учреждает смешанную республиканскую форму правления. Это выражается в том, что глава государства (Президент) избирается помимо Парламента, а Премьер-министр назначается Президентом без согласия высшего представительного органа. Таким образом, мы можем определить Французское государство как президентскую республику. Вместе с тем во Франции правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента (Национальным собранием). Это присуще для парламентской формы правления, при которой Президент не может отозвать Премьер-министра. В целом политическая система во Франции характеризуется смешанной республиканской формой правления.

Принцип национальной независимости, территориальной целостности красной нитью проходит через весь текст Конституции (ст.5, 53, 89 и др.). Последний абзац ст.53 этот принцип формулирует так: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения" или: "Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории" (ст.89 последний абзац). Неделимость республики - константа Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами Уголовного Кодекса Франции. Эти действия квалифицируются как преступления против безопасности государств "заинтересованного населения", то в одном из решений Конституционного совета эта часть статьи интерпретировалась как возможность уступки территории иностранному государству, либо на возможность путем выделения части территории Франции и создания на ее базе независимого, государства или присоединения к независимому государству (что можно пронаблюдать на примере Алжира).

Следующим элементом политической системы Франции являются взаимоотношения церкви и государства. Несмотря на сильные католические традиции Франции, официальная религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания. Это означает, что любая религиозная конфессия имеет равное право на существование. И все же утверждение, что государство обеспечивает свободу совести еще не означает, что оно не может иметь каких-либо отношений с церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей с преимущественным проживанием католиков, имелись непосредственные отношения со Святым престолом (Эльзас, Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа отделения церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в соответствие с которой подлежат ответственности священнослужители, совершившие обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.

Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции является "демократическая республика". Этот термин впервые был включен в текст Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3 ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".

Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной". Этой статьей Конституция Франции придает принципиальное значение принципу применения норм международного права - договоры имеют не законодательную силу.

Когда перед Европой встал вопрос об интеграции в Евросоюз, выяснилось, что наиболее приспособленной к ней оказалась Конституция Франции. Этому подтверждение - ряд добровольных передач компетенции на условиях взаимности в ведении Европейских сообществ.

Таким образом, рассматривая в перспективе изменения политической системы Франции за время Пятой республики, можно констатировать постепенную трансформацию политической системы из авторитарного президентского правления, так сказать, президентской "монархии", в демократическую президентскую республику с более сильным влиянием различных политических течений на жизнь страны.

 Особенности политической системы континентально-европейского типа связаны с наличием менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. В этом смысле общества такого типа более сегментированы, в них, несмотря на полное верховенство закона, действие мощных традиций гражданских свобод и самоуправления, в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция. Потому и политическая стабильность достигается в них путем более острого и сложного взаимодействия субъектов.

 

Литература

 

1. Burdeau G. Constitutionnelet institutions politique / G. Burdeau. —Paris, 1974. – 165 p.

 

2.Duverger M. Institutes politiqueset droit Constitutionnel /M .Duverger. — Paris, 1970. – 13–14 p.

 

3.См.: Debbach Ch. et a. Droit constitutionnel et institutions politiques. 4 ed/ P., 2001. – 531 p.

 

4.  Duverger M. La typologie moderns des systemespolitiques// Pap. XIII IPSA World Congress. —Paris, 1985. –   4 p.

 

5. Duverger M. Institutes politiqueset droit constitutionnel.

 

6. Конституция Франции 1791 году (вступительная статья).

 

7.Французская Конституция 1848,4 ноября.

 


Библиографическая ссылка

Балабченко А.А. Политическая система Франции и её элементы // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-290 (дата обращения: 27.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 565 | За неделю: 565 | Всего: 565


Комментарии (0)