ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Упрощенная система налогообложения: применения и перспективы совершенствования (на примере Липецкой области)
Гуляева Ю.О., Галоян Л.Х. 1

1. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал)

Резюме:

Налоговая система РФ очень молода и каждый год происходит множество изменении, которые должны способствовать уменьшению налогового бремени, и процветанию малого и среднего бизнеса. Рассматриваемый налоговый режим не идеален, существуют свои минус, но и достаточно своих преимуществ, которые с каждым годом увеличиваются. На примере Липецкой области мы видим, что с каждым годом, растет число организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вместе с ними увеличение налоговых поступления в бюджеты.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения


 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

 

Ю.О.Гуляева, студентка 4 курса,

Л.Х. Галоян, студентки 4 курса.

Липецкий филиал РАНХиГС при президенте РФ

Научный руководитель: Ю.А. Солодовник,

к.э.н., доцент, Липецкий филиал РАНХиГС при президенте РФ

 

 

В современных условиях хозяйствования малым организациям и индивидуальным предпринимателям зачастую оказывается крайне сложно вести свою деятельность: условия рыночной экономики предполагают наличие конкурентов, требуют огромных финансовых вложений. Учитывая продолжительную финансовую нестабильность, Россия выбрала курс на всевозможную поддержку субъектов малого бизнеса. В основном, данный курс нашел свое воплощение в создании благоприятных налоговых условий.

Также законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. Указанные выше факты свидетельствуют об актуальности исследования применения и перспектив совершенствования упрощенной системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса.

Итак, федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает комплекс мер, в том числе по снижению налоговой нагрузки, упрощению налогового учета, формированию особого порядка приватизации и аренды государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства [2]. Государство вводит ряд налоговых льгот субъектов малого предпринимательства. В первую очередь таким стимулирующим инструментом является льготное налогообложение.

Согласно действующему законодательству, субъекты малого бизнеса при соблюдении определенных условий имеют право перейти на один из пяти специальных налоговых режимов. Наиболее спорным и интересным режимом является упрощенная система налогообложения. Как известно, упрощенная система налогообложения представляет собой специальный налоговый режим, который подразумевает особый порядок уплаты налогов для организаций и индивидуальных предпринимателей.  

Преимущества применения упрощенной системы налогообложения состоят в следующем: упрощенное ведение бухгалтерского учета; упрощенное ведение налогового учета; отсутствие необходимости предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС; возможность выбрать объект налогообложения (доход 6% или доход минус расход 15%); три налога заменяются на один; налоговым периодом, в соответствии с НК РФ признается календарный год, поэтому декларации подаются всего лишь 1 раз в год; уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету; дополнительный плюс для индивидуальных предпринимателей – освобождение от уплаты НДФЛ, касающегося доходов, полученных от предпринимательской деятельности.  В связи с этим бизнесмены при создании своего бизнеса отдают предпочтение именно упрощенной системе налогообложения. Это подтверждает и статистика.  Так, согласно данным Федеральной налоговой службы по Липецкой области в 2013 г. 12714 малых предприятий являлось плательщиками налога по УСН, в 2014 г. их число возросло и составило – 13266. На 1 января 2016 года 13791 субъект малого предпринимательства состоял на упрощенном режиме налогообложения.

Анализ динамики налоговых поступлений и количество субъектов, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков применяющих специальные налоговые режимы по данным Федеральной налоговой службы показал, что доля налогов, собираемых в соответствии со специальными налоговыми режимами, в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета незначительна и за анализируемый период 2013-2015 гг. не превышает 1,9%. Рост удельного веса упрощенной системы налогообложения в налоговых доходах бюджета в 2015 г. по сравнению с 2013г. составил 0,25%.

Рассмотрим динамику поступлений налога. Проанализировав данные можно сказать, что налоговых поступлений за 2015.г. при объекте «доходы» на 78,7% больше чем при объекте «доходы минус расходы». При объекте «доходы» мы видим, что организаций и индивидуальных предпринимателей зарегистрировано всего на 27% меньше по отношению к объекту «доходы минус расходы». Так же можем сделать вывод, что сумма налоговых поступлений за 2014 год увеличилась на 12,4% по отношению к 2013 году, а в 2015 году налоговые поступления выросли на 27% по отношению к 2014 году.  Сумма налоговых поступлений каждый год растет, как из-за увеличения организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших перейти на УСН, так и из-за процветания и увеличения уже существующих хозсубъектов.

По нашему мнению, снижение ставок послужит мощным стимулом к расширению такого сектора экономики региона как малый бизнес и положительно скажется на уровне занятости населения, его благосостоянии,  развитии экономических связей с другими регионами страны.

Таким образом, создание эффективной системы налогообложения, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития малого предпринимательства, является важной задачей государства. Практика применения специальных налоговых режимов для малого предпринимательства позволила выявить многочисленные нестыковки, их непоследовательность и несбалансированность с общеустановленным порядком налогообложения, а также отсутствие целостности упрощенных режимов и единой методологии определения базовой доходности. Именно эти причины и различного рода проблемы, возникающие при применении режимов, налогообложения сделали очевидной необходимость реформирования действующих специальных режимов.

Исходя из вышесказанного, можно обозначить следующие направления совершенствования упрощенной системы налогообложения:

1) изменить статью допустимых расходов, дополнив ее следующими видами расходов: потери от брака, расходы на сертификацию продукции и услуг, представительские расходы, расходы на услуги банков;

2) разрешить субъектам малого предпринимательства в полном размере учитывать расходы на обязательное пенсионное страхование и пособия по временной нетрудоспособности, что приведет к реальному учету сумм заработных плат и оплате больничных листов работников;

3) дифференцировать критерии оборота, позволяющего применять УСН по видам деятельности (промышленность, строительство);

4) производить индексацию предельных размеров доходов с учетом индексации предыдущих лет, тогда не возникнет вопроса об увеличении предельных размеров доходов;

5) уменьшить ставку налога (для объекта налогообложения «доходы) по опыту стран СНГ, поскольку субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, иногда являются невыгодными партнерами для крупных организаций, уплачивающих НДС и разрешить им уплачивать НДС;

6) уменьшить ставки налога (для обоих объектов налогообложения) для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения в сельских населенных пунктах, а также в поселках городского типа;

7) предусмотреть с учетом опыта стран СНГ введение еще двух систем упрощенного налогообложения: налогообложение на основе разового талона и на основе упрощенной декларации.

Можно сделать вывод, что налоговая система РФ очень молода и каждый год происходит множество изменении, которые должны способствовать уменьшению налогового бремени, и процветанию малого и среднего бизнеса. Рассматриваемый налоговый режим не идеален, существуют свои минус, но и достаточно своих преимуществ, которые с каждым годом увеличиваются. На примере Липецкой области мы видим, что с каждым годом, растет число организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вместе с ними увеличение налоговых поступления в бюджеты.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
  3. Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
  4. Агузарова, Ф.С. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований / Агузарова, Ф.С., Хидирова, Э.А // Тенденция развития налогообложения малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. – 2015. – С. 409-410.
  5. Гайдукова, О.Л. Анализ применения и реформирования вмененного налогообложения в России / О.Л. Гайдукова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 29. С. 131-141.
  6. Доронина, О.И. Совершенствование упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации на современном этапе / О.И. Доронина // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2013. № 3. С. 39-45.
  7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.nalog.ru

 


Библиографическая ссылка

Гуляева Ю.О., Галоян Л.Х. Упрощенная система налогообложения: применения и перспективы совершенствования (на примере Липецкой области) // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-284 (дата обращения: 24.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 880 | За неделю: 880 | Всего: 880


Комментарии (0)