ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Сравнительно-правовой аспект государственно-частного партнерства на территории Таможенного Союза
Седых И.В. 1, Шкуро В.И. 1

1. Саратовская государственная юридическая академия

Резюме:

Дальнейшая разработка нормативной базы Российской Федерации и стремление к созданию наднационального института ГЧП в рамках Таможенного союза позволят обеспечить стабильное развитие экономики государств - членов союза, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Также, будет иметь место всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, что безусловно является благоприятной тенденцией.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство


 

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

НА ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

И.В. Седых, студентка 3 курса.

В.И. Шкуро, студентка 3 курса

СГЮА

Научный руководитель: Н.А. Киреева,

к.ю.н., доцент, СГЮА

 

Государственно - частное партнерство (далее – ГЧП) - юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, целью которого является привлечение частных инвестиций в непроизводственные сферы экономики, повышение качества предоставляемых услуг в определенной области. Так, ГЧП с одной стороны позволяет решить социально-экономические задачи государства, а с другой является основой для стимулирования предпринимательской активности.

С 1 января 2016 года в силу вступил Федеральный Закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[1] Следует учитывать, что нормативно-правовые акты на уровне субъектов существовали и ранее, впервые механизм ГЧП в России был опробирован в Санкт – Петербурге, после чего специальные акты принимались в различных субъектах РФ, однако единства в правовом регулировании данной сферы не наблюдалось. [2] С принятием указанного закона, стало возможным закрепление ключевых положений, в том числе легального определения государственного и муниципально – частного партнерства.

Структура ГЧП  предполагает наличие публичного партнера (как правило, органа государственной власти) и частного партнера (субъекта, специализирующегося на том или ином виде предпринимательской деятельности). Взаимодействие осуществляется за счет использования публичных финансов, предоставляемых в форме субсидий в порядке, установленном бюджетным законодательством (иногда публичной собственности), так и частных инвестиций в рамках гражданско-правового договора. Как правило, характер данного соглашения зависит от объекта ГЧП, а также от конкретных задач, которые ставят перед собой партнеры.

Стоит отметить, что 2016 году были приняты национальные законодательные акты  в Российской Федерации (далее – РФ), в Республике Казахстан (далее – РК) и Республике Беларусь (далее – РБ).[3],[4]  Уже сейчас находятся в стадии реализации следующие проекты ГЧП:

Законодатели указанных государств выработали общий подход к ГЧП –  на данный момент сформулированы принципы, обозначены цели и средства такого взаимодействия, однако следует учитывать специфику каждого отдельно взятого государства.

 Во – первых, способ территориальной организации РФ предполагает наличие двухуровневой системы государственных органов, что нехарактерно для РБ и РК, так как они являются унитарными государствами. Следовательно, это предопределяет особенности государственного партнера как стороны соглашения. Если в РФ публичным партнером выступает РФ в лице Правительства (иного уполномоченного федерального органа исполнительной власти), субъект РФ (от имени которого выступает высший исполнительный орган субъекта РФ), либо муниципальное образование в лице своих органов, то в РБ И РК государственным партнером являются само государство либо административно-территориальная единица, права которой реализует местный исполнительный и распорядительный орган.

Во – вторых, если частный партнер в РФ – исключительно юридическое лицо, то для РБ и РК он может быть и индивидуальным предпринимателем. Предполагается возможным расширение субъектного состава в РФ, так как законодательно закрепленные требования (к частному партнеру)  не устанавливают препятствий для этого. Например, это возможно в рамках муниципально-частного партнерства, так как превалирующее число участников экономических отношений в муниципальных образованиях являются индивидуальные предприниматели.

Также наблюдается отличие в сферах реализации ГЧП. Так, в РФ существует исчерпывающий перечень объектов соглашения о ГЧП. В большинстве своем они относятся к дорожному хозяйству, здравоохранению, образованию, культуре и т.д. Однако необоснованным является невключение в данный состав объектов науки и научно-технической деятельности. В законе РБ обозначены лишь сферы осуществления ГЧП, что предполагает более широкий поход к данному вопросу. При этом, в  РК отсутствуют законодательные ограничения для сфер применения ГЧП, между тем существуют дискреционные полномочия президента, позволяющие исключать те или иные объекты из правового регулирования указанного закона.

Необходимо отметить, что в основе ГЧП лежит гражданско-правовой договор, предполагающий проектирование, строительство, создание, реконструкцию, модернизацию и эксплуатацию объекта ГЧП, который находится в публичной собственности, либо впоследствии перейдет в нее. Это характерно для законодательных актов всех рассматриваемых стран. В принципе, таким договором может быть лизинг, концессионное соглашение,  «контракт жизненного цикла» , имущественный найм и доверительное управление государственным имуществом.

Несмотря на некоторые признаки гражданско-правовых отношений, особая роль в реализации ГЧП принадлежит органам государственной власти. Так к полномочиям органов общей компетенции относится обеспечение проведения единой государственной политики, разработка основных направлений ГЧП и иное нормативное регулирование в рассматриваемой области. В свою очередь, органы специальной компетенции осуществляют мониторинг реализации соглашений, ведение реестра заключенных соглашений, содействие защите прав и законных интересов публичных партнеров, частных партнеров в процессе реализации соглашения, а также методическое сопровождение их деятельности.

Таким образом, ГЧП – это комплексный институт, правовое регулирование которого осуществляется как публичными (например финансовым, административным),  так и частными( гражданским) отраслями права.

Интерес представляет то, что на территории Европейского Экономического Союза (далее – ЕЭС) также существует такая форма сотрудничества, именуемая Public Private Partnership (PPP). В Европейском экономическом союзе существуют специализированные органы - Комиссии ЕЭС в лице генеральных дирекций, которые составляют институциональную основу партнерства. Процедуры заключения публичных договоров на поставку товаров, работ, услуг, в том числе соглашений о ГЧП, урегулированы директивой Европейского парламента и Советом ЕС (Директива 2004/18/ЕС). Отдельная директива касается вопросов заключения публичных договоров в сфере водо-энергоснабжения, а также транспорта и почтовых услуг (Директива 2004/17/ЕС). Также, в ЕС  сформирована единая методологическая база в сфере РРР.               

Кроме того, финансирование проектов зачастую осуществляется за счет ряда крупных европейских финансовых институтов – к примеру, Европейский инвестиционный банк оказывает помощь малому и среднему бизнесу путем ссуд, выдаваемых через уполномоченные банки на цели регионального и инфраструктурного развития, которые предназначаются для поддержки конкретных проектов. Кроме того, финансированием проектов ГЧП занимаются подразделения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и европейская группа Всемирного банка. [8]

Основная масса проектов, реализуемая посредством РРР, имеет стратегическое значение для европейской промышленности. На данный момент, для ЕЭС наиболее перспективной является сфера инноваций. В 2013 году было заключено 8 проектов, таких как разработка и внедрение сетей 5G или 5G Public Private Partnership (5G PPP), развитие робототехники в рамках The European Robotics Public Private Partnership (PPP) и других. [9], [10] В настоящее время создана программа по научным исследованиям и инновациям 2014-2020 годов Horizon 2020, которая непосредственно отвечает за отбор и заключение выгодных проектов в данной области.[11] Таким образом, это качественно новый уровень взаимодействия государственного и частного партнера, поскольку совместное финансирование позволяет развить более перспективные отрасли со скоростью высшей, чем если бы привлекалось только государственное финансирование стран ЕЭС.

Таким образом, согласованная политика и единообразные регулирования сферы ГЧП позволяют создать условия для углубленного сотрудничества между государствами, обеспечить устойчивый рост деловой активности и повысить уровень жизни населения. Думается, что разработанность нормативных источников и создание специальных институтов в рамках ЕЭС позволяет говорить о существовании партнерства на наднациональном уровне.

            Данная практика может быть применена также и в рамках Таможенного союза, поскольку первый шаг для этого уже сделан – существует тесная экономическая связь между РФ, РБ и РК. В дальнейшем, следует сформировать нормативно-правовую и методологическую базу наднационального уровня в сфере государственно-частного партнёрства, которая может быть достигнута путем унификации существующего законодательства и создания наднациональных институтов развития занимающихся поддержкой и сопровождением проектов ГЧП в Таможенный союз.

            Кроме того, следует определить и закрепить за международными финансовыми институтами функции по поддержке проектов ГЧП (в частности за Международным Инвестиционным Банком и Евразийским Банком Развития)

Таким образом, дальнейшая разработка нормативной базы Российской Федерации и стремление к созданию наднационального института ГЧП в рамках Таможенного союза позволят обеспечить стабильное развитие экономики государств - членов союза, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Также, будет иметь место всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, что безусловно является благоприятной тенденцией.

 

Литература

 

 

  1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г.  № 224-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015г.) // СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350; 2016. № 1 (часть I). Ст. 11
  2. Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» [Электронный ресурс.] URL: http://gov.spb.ru/law?d&nd=8442332 (дата обращения: 04.04.2016)
  3. Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» от 31 октября 2015 г.№ 379-[Электронный ресурс.] URL: http://pppbelarus.by/projects/ongoing/ppp-projects/ges.html (дата обращения: 04.04.2016)
  4. Закон Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» от 30 декабря 2015 г. № 345-З  [Электронный ресурс.] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=81788  (дата обращения: 04.04.2016)
  5. База проектов единой информационной системы государственно-частного партнерства в РФ [Электронный ресурс.] URL: http://pppi.ru/projects (дата обращения: 04.04.2016)
  6. Реализуемые проекты [Электронный ресурс.] URL: http://pppbelarus.by/projects/ongoing/ppp-projects/ges.html (дата обращения: 04.04.2016)
  7. ГЧП проекты в Казахстане [Электронный ресурс.] URL: http://kzppp.kz/%D0%B3%D1%87%D0%BF-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5  (дата обращения: 04.04.2016)
  8. Степанов В.Е., Майборода В.П. Теоретические аспекты партнерских отношений в экономике переходного периода. М: Моск. гос. ун-т путей сообщения (МИИТ), 2007. 319 с 
  9. The 5G Infrastructure Public Private Partnership [Электронный ресурс.] URL: https://5g-ppp.eu/  (дата обращения: 04.04.2016) 
  10. About SPARC, the Robotics PPP [Электронный ресурс.] URL: https://eu-robotics.net/ppp/robotics-ppp  (дата обращения: 04.04.2016)  
  11. HORIZON 2020 The EU Framework Programme for Research and Innovation [Электронный ресурс.] URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en (дата обращения: 04.04.2016)  

 

 

 


Библиографическая ссылка

Седых И.В., Шкуро В.И. Сравнительно-правовой аспект государственно-частного партнерства на территории Таможенного Союза // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-277 (дата обращения: 28.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 288 | За неделю: 288 | Всего: 288


Комментарии (0)