ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Актуальные вопросы правового регулирования миграционных процессов
Полякова Ю. В. 1

1. Белорусский государственный экономический университет, г. Минск

Резюме:

В Республике Беларусь, в рамках готовности оказаться в сфере воздействия на территорию нашего государства миграционных потоков, планируется на законодательном уровне определить порядок работы с беженцами, одновременно массово прибывшими в страну. Нововведение может коснуться полномочий госорганов по учету переселенцев, обязательной дактилоскопии и медицинского освидетельствования, идентификации личности. Это предусматривается в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции», который в июне 2015 года поступил в Палату представителей Национального собрания.

Ключевые слова: правовое регулирование миграции, противодействие незаконной миграции


 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Ю. В. Полякова, студентка 2 курса.

БГЭУ

Научный руководитель: А.В. Шерстобитов,

к.ю.н., доцент, БГЭУ

 

В настоящее время проблема миграционных процессов, ставшая практически проблемой миграционного кризиса, является одной из наиболее актуальных тем для обсуждения среди стран Евросоюза. Данный миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времён Второй мировой войны. В 2015 году, согласно данным Евростата, в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года [1]. И это только данные официальной статистики — то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев. Общее же число беженцев, прибывших в Европы гораздо больше, так как значительное их число пересекают границы нелегально. Таким образом, для государств, принимающих большое количество мигрантов, сейчас стала крайне актуальной тема борьбы с незаконной миграцией, незаконной занятостью и нарушением национального законодательства, со стороны лиц, как ищущих убежище, так и прибывших на территорию Европы в поисках более комфортной, социально обеспеченной жизни. Для эффективного урегулирования этих явлений разрабатываются и применяются разнообразные меры, направленные как на ужесточение миграционного режима в стране назначения и совершенствование средств пограничного контроля, так и на усиление информационной работы с мигрантами, которые уже находятся на территории принимающего государства, потенциальными мигрантами. Принимаются также меры, направленные на развитие интеграционных программ, которые охватывают такие проблемы как трудоустройство, предоставление жилья, изучение государственного языка принимающего государства.

Основными причинами миграционного движения являются политическая, национальная, экономическая нестабильность. Совокупность такого рода факторов привела к таким значимым событиям как: гражданские войны в Ираке и Сирии, вооружённому конфликту на востоке Украины, религиозным столкновениям в Нигерии и другим дестабилизирующим ситуациям в различных точках земного шара. Дополнительно отметим ряд конкретных события, послужившие увеличению количества беженцев в странах Европы: ухудшение условий в лагерях для беженцев в Турции, решение правительства Македонии о выдаче беженцам трёхдневных виз, что позволило мигрантам свободно пересекать страну в направлении Европы и явилось мощным толчком в стимулировании миграционного потока. Существенным фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу в странах принимающих беженцев.

Основной состав беженцев — это сирийцы (49%), половина из них попросила впервые убежище в Германии, 21% всех беженцев в Европе — это жители Афганистана, 8% — иракцы. Из них 58% это мужчины, 17% - женщины, 25% - дети [2]. Многие страны Европы, несмотря на рост напряженности внутри Союза, продолжают «мягкую» политику в отношении беженцев, что негативно сказывается на рейтинге политических лидеров — они теряют доверие местного населения на фоне массовых беспорядков и увеличения экономической нагрузки на собственно граждан этих государствВ европейских странах проблема беженцев ведет к возникновению серьезных экономических, политических и общественных сложностей, многие государства оказываются не в состоянии управлять непрекращающимся потоком беженцев.  Миграционный кризис привел к ряду негативных последствий, например, к росту террористической угрозы. Безусловно не все мигранты имеют отношения к террористическим группировкам, но сложность состоит в том, что спецслужбы не могут произвести проверку каждого беженца и выяснить, причастен ли он к запрещенным группировкам, поскольку поток людей слишком большой и для проведения детальной проверки не хватает ни времени, ни ресурсов.

В то же время в 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 лиц, подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году там же идентифицировали 30 человек, подозреваемых в аналогичных противоправных деяниях, признаваемых международными. Достаточно часто лица, претендующие на статус беженцев, оказываются виновными в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений, убийствах. Однако, в случае возникновения подобных инцидентов, правоохранительные органы многих стран не применяют никаких санкций против беженцев. Что в свою очередь ведёт к неодобрительному отношению коренного населения к беженцам и социальной напряжённости в целом. Есть опасения утраты христианских ценностей, о чем заявляю ряд европейских политиков. И как результат – происходит усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы тех европейцев, которые ущемляются миграционной политикой. В Эстонии, Норвегии, Финляндии и других европейских странах появляются некоммерческие организации, сферой деятельности которых является защита и сохранность прав граждан и определенных групп населения. Движения патрулируют населенные пункты для противодействия преступлениям со стороны мигрантов. Существует большая вероятность того, что националисты придут к власти. Так, например, в Дании и Финляндии партии с резкой антимигрантской риторикой по результатам последних выборов уже стали частью правящей коалиции.

В силу устранения и последующего недопущения подобных негативных последствий, многие страны ЕС ограничивают поток беженцев, ужесточают пропускной режим на границах, возводят ограждения. Так, например, европейский эксклав Сеута уже отделен от Марокко ограждением из колючей проволоки длиной в 8 км. Турция отделена от Греции системой пограничных укреплений протяженностью в 12,5 км, а от Болгарии ее отделяет «антимиграционный вал» длиной в 30 км. Парламент Венгрии одобрил законопроект, обеспечивающий правовую базу для возведения забора на сербской границе в рамках ужесточения миграционной политики, общая протяженность которой составляет 175 км [3]. Действия такого рода ставят под угрозу дальнейшее существование Шенгенской зоны, что в свою очередь будет иметь ряд серьёзных экономических и социальных последствия для государств-членов Евросоюза. Эти события могут привести в упадок внутренний рынок государств, так как многие государства отправляют на экспорт 60-70 % продукции производимой в стране. Что приведёт к застою продукции на складах, временной приостановке производств или полному их закрытию. Только простои на границах, по предварительной оценке, Еврокомиссии, могут стоить около 3 миллиардов евро убытка в год. А для Германии, например, это цифра может достигать 10 миллиардов евро в год. Также закрытие Шенгенской зоны может привести к росту безработицы и поставит под удар единую валюту стран Евросоюза – евро. Кроме того, произойдут серьёзные изменения на рынке туристических услуг и в логистической отрасли. Все эти события могут привести к социальной, политической и экономической напряжённости внутри государств, что может послужить поводом для забастовок, митингов, свержения действующей власти, а также возникновению новых гражданских и межгосударственных войн.

Государствам-участникам Шенгенского соглашения необходимо выработать единую политику как по устранению миграционного кризиса, так и по недопущению закрытия Шенгенской зоны. Наличие Шенгенского зоны выгодно всем государствам-участникам, поэтому крайне важно найти единое решение проблемы. Также необходимо пересмотреть Шенгенское законодательство ЕС и подробно регламентировать вопросы, связанные с распределением и принятием беженцев. Кроме того, урегулировать вопрос о возможном закрытии границ отдельными государствами. Особое внимание также стоит уделить политике предотвращении экономического кризиса в странах, принявших большое количество беженцев.

На наш взгляд в целях недопущения падения экономики государств-участников Шенгенского соглашения и обеспечения внутренней безопасности этих государств, могло бы быть целесообразным проведение Саммита ОБСЕ, на котором следовало бы рассмотреть проект протокола дополняющий Шенгенское законодательство ЕС. Предметом этого протокола стали бы актуальные вопросы о перемещении лиц, ищущих убежища в границах Шенгенской зоны в случае дестабилизации национальной безопасности или существенного падения экономики государства, принимающего беженцев.  В проект протокола было бы целесообразно включить норму, которая бы регулировала случаи возникновения угрозы национальной безопасности государствам-участникам Шенгенского соглашения в следствии неконтролируемого потока беженцев. В результате чего была бы предоставлена возможность ограничить свободное пересечение границы лицами, желающими приобрести статус беженца в этих государствах сроком до 6 месяцев. И абсолютно очевидно, что целью данного протокола предлагаем является стабилизация национальной безопасности и экономики государств.

Полагаем, что как никогда актуальны слова Президента Республики Беларусь А.Г.  Лукашенко, прозвучавшие в приветствии участникам Международной конференции «Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств», состоявшейся в Минске 27—28 ноября 2003 г.: «Нелегальная миграция представляет угрозу не только сама по себе. Она тесно связана с такими преступными проявлениями, как распространение наркотиков, контрабанда оружия, боеприпасов, терроризм, торговля людьми. Снизить негативные последствия нелегальной миграции можно только при условии тесного взаимодействия с сопредельными странами и мировым сообществом в целом, а также принятия всеми государствами скоординированных мер в самых различных сферах — политической, социально-экономической, законодательной» [4].

Вопросы участия всех государств в разрешении проблем миграционного кризиса являются как никогда актуальными и каждый член ООН, признавая безусловное выполнение основных принципов международного права, обязан принимать посильное участие в данной сфере общественных отношений.

В Республике Беларусь, в рамках готовности оказаться в сфере воздействия на территорию нашего государства миграционных потоков, планируется на законодательном уровне определить порядок работы с беженцами, одновременно массово прибывшими в страну. Нововведение может коснуться полномочий госорганов по учету переселенцев, обязательной дактилоскопии и медицинского освидетельствования, идентификации личности. Это предусматривается в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции», который в июне 2015 года поступил в Палату представителей Национального собрания. Ключевые разработчики проекта являются Министерство внутренних дел республики Беларусь и Национальный центр законодательства и правовых исследований. В рамках законопроекта некоторые положения закона возможно будут приведены в соответствие с Конвенцией 1951 года о статусе беженцев. А именно положения, определяющие категории лиц, на которые не распространяется международная защита и гарантии невысылки, основания для отказа от предоставления статуса беженца.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. "Record number of over 1.2 million first time asylum seekers registered in 2015"  Eurostat.  44/2016. [Electronic resource]. – 2016. – Mode of access: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/7203832/3-04032016-AP-EN.pdf/790eba01-381c-4163-bcd2-a54959b99ed6. Date of access: 04.04.2016. 

2. "More than 1 million asylum seekers reached Europe by sea this year: UNHCR". Australian Broadcasting Corporation. [Electronic resource]. – 2015. – Mode of access: http://www.abc.net.au/news/2015-12-30/more-than-1-million-asylum-seekers-reached-europe-by-sea-in-2015/7060012. Date of access: 04.04.2016. 

3. "Hungary to fence off border with Serbia to stop migrants". Reutes.  [Electronic resource]. – 2015. – Mode of access: http://www.reuters.com/article/us-hungary-immigration-idUSKBN0OX17I20150617. Date of access: 04.04.2016. 

                      4. Моргун, Ю. Нелегальная миграция / Ю.Моргун // Белорусский журнал                  международного права и международных отношений. - 2004 - № 1. - С. 61-74.


Библиографическая ссылка

Полякова Ю. В. Актуальные вопросы правового регулирования миграционных процессов // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-275 (дата обращения: 28.03.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 326 | За неделю: 326 | Всего: 326


Комментарии (0)