ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Истоки полицейской функции на русских землях
Войтеховский Е. Г. 1

1. ЧУО «БИП – Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

Деятельность государственных чиновников в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII вв.) и в период феодализма не являлась их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности. Поэтому термин «полиция» можно употреблять лишь условно – даже применительно к Российской Империи. Правильнее будет говорить об органах, которые решали вопросы, составившие впоследствии особую полицейскую функцию, вычленившуюся из общей охранительной функции государства.

Ключевые слова: история государства и права России, полиция, функции государства


 

ИСТОКИ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ФУНКЦИИ НА РУССКИХ ЗЕМЛЯХ

 

Е. Г. Войтеховский, студент 4 курса.

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель: Д.Н. Скютте,

старший преподаватель, Гродненский филиал БИП

 

Ученые сходятся во мнении, что полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII вв.), а позднее – в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д.

Однако за точку отсчета начала организации и деятельности специальных служб у восточных славян, по-видимому, следует принять 1565 г., когда царем Иваном IV был создан прообраз будущей политической полиции. Для борьбы с «изменой» внутри государства Иван IV создал опричное войско, в основном состоящее из дворян. При «вступлении в службу» человек давал клятву отречения «от всея и всех» – отца, матери, семьи. С этого момента он клялся служить только государю и беспрекословно выполнять только его приказания. Ему включалось в обязанность выискивать, а затем изгонять или истреблять государевых противников, доносить обо всем, что видит, и с людьми не из опричнины не иметь [1, c. 37].

Исследователи истории политического сыска в царской России отмечают, что круг полицейских обязанностей не был четко определен законодательством и наказами. Основные полицейские функции сводились к охране общественного порядка. Полицейские обязанности выполнялись большинством органов государства, как в центре, так и на местах. Поэтому термин «полиция» можно употреблять лишь условно. Более правильно будет говорить об органах, которые решали вопросы, составившие впоследствии особую полицейскую функцию, вычленившихся из общей охранительной функции государства.

Во второй половине XVII – первой четверти XIX вв. в России утверждается абсолютная монархия. Именно в это время впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата.

Первая специальная полицейская должность в России появилась в 1718 г: в Петербурге был учрежден генерал-полицмейстер. К 1722 г. полицмейстеры появились во многих крупных городах. При них создавались канцелярии полицейских дел. К числу функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых, продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства. Регламент Главного магистрата 1721 г. учредил регулярную полицию. Петр I в нем достаточно широко очертил задачи полицейских органов: полиция способствует осуществлению прав правосудия; рождает добрые порядки; обеспечивает всем безопасность от разбойников, воров и прочее, «непорядочное и непотребное житье отгоняет», принуждает каждого к труду и честному промыслу; надзирает за домостроительством и содержанием в частоте улиц и дорог; обеспечивает санитарную безопасность; запрещает излишества в расходах; занимается призрением нищих, больных, увечных; защищает «вдов, силых и чужестранных», воспитывает юношей «в целомудренной чистоте честных науках». В регламенте отмечается, что «… полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальных подпор человеческой безопасности и удобности» [2, c. 184].

После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и воеводам, взявшим на себя отправление основных полицейских функций.

Как указывает В.Г. Тихиня, крупной вехой в перестройке местной полиции стало издание «Устава благочиния». В его основу были положены материалы Уложенной комиссии 1771 г., «Уложения о губерниях» и иностранные полицейские нормы. 8 апреля 1882 года Устав был опубликован, он включал 14 глав, 274 статьи и определял устройство полицейского аппарата в городах. Согласно Уставу, в городах создавались новые полицейские органы – управы благочиния. В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в уездах – городничими. Управа благочиния обеспечивала охрану порядка, принуждала жителей исполнять законы и постановления власти, приводила в исполнение распоряжения губернской администрации и решения суда, ведала городским благоустройством и торговлей. Управа проводила предварительное следствие по уголовным делам, а по мелким преступлениям – отправляла правосудие [3, c. 204].

В 1802 году было создано Министерство внутренних дел, основной задачей которого стала забота «о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи». В 1810 г. из него выделилось Министерство полиции для управления административно-полицейскими учреждениями. Оно состояло из 2-х канцелярии: общей и особенной и 3-х департаментов. Административно-полицейским аппаратом, тюрьмами ведал департамент полиции исполнительной, продовольственными делами – департамент полиции хозяйственной, а снабжением медицинских учреждений лекарствами – департамент полиции медицинской. В 1819 г. Министерств полиции было упразднено, а его аппарат передан в состав МВД.

В 1837 году была реорганизована система полицейских органов в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные деления – станы. В связи с этим появилась должность станового пристава. Становый пристав в своей деятельности опирался на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков. Свод законов Российской Империи 1832 г. не устанавливал точно границы полицейской и судебной власти помещиков: им предоставлялось право применять «домашние» средства наказания. В условиях роста преступности царизм провел в 60-70-х годах ряд мероприятий по укреплению полицейского аппарата. В декабре 1862 г. произошло объединение уездной и городской полиции. Было создано единое уездное полицейское управление во главе с исправником и помощником [4, c. 308].

В 60-70 гг. правительство приняло ряд мер по увеличению численности служащих общей полиции и повышению качества подбора и подготовки кадров. Полицейским было увеличено жалование, повышен размер пенсий, введены медали за выслугу лет. С 1873 г. введен принцип вольного найма. К концу 70-х гг. существовавшие органы и законодательство были уже не достаточно эффективны в борьбе с революционным движением. 21 марта 1879 г. был образован институт полицейских урядников. Полицейские урядники предназначались в помощь становым приставам «для исполнения полицейских обязанностей, а также для надзора за сотскими и десятскими».

В 80-90-х претерпела изменения структура департамента полиции, который был разделен на 2 крупных отдела: административно-полицейский, включавший в себя первое (распорядительное) и второе (законодательное) делопроизводство, и государственной полиции, в который вошли третье (секретное), четвертое (судебное) и пятое (исполнительное) делопроизводство [5, c. 214]; произошло объединение как общей, так и политической полиции, углубление специализации ведомств, освобождение от хозяйственной и судебно-следственной деятельности и сосредоточения сил на реализации полицейских функций.

В начале XX в. правительством были предприняты дополнительные меры по усилению аппарата общей полиции. В 1899 г. Министерству внутренних дел предоставлялось право создавать «в пределах тех же фабричных и горнопромышленных районов» полицейские силы. В число обязанностей сотрудников фабрично-заводской полиции входило изучение состава рабочих, размер среднего заработка по профессиям и т.д. В 1903 г. для «охранения благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции», была создана полицейская стража, представлявшая собой вооруженную опору действиям становых приставов вместо выборной сельской полиции. В состав уездной полицейской стражи входили урядники и стражники, включая конные команды. С конца XIX в. при канцеляриях полицмейстеров стали формироваться сыскные отделения. В 1908 г. «для производства розыска по делам обще уголовного характера» сыскные отделения четырех разрядов стали создаваться в составе полицейских управлений во всех губерниях и других значительных городах. Закон 1908 г. и инструкция МВД от 9 августа 1910 г. как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию оперативности. Реформа уголовного розыска, осуществленные в России в годы Первой мировой войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции. 30 октября 1916 г. царь Николай II утвердил Положение об усилении полиции в 50 губерниях империи и Положение об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов. Правительство приняло меры и по качественному улучшению вооружения полиции. До последних дней существования царизм укреплял полицейский аппарат, видя в полиции главную опору [3, c. 168].

Таким образом, деятельность государственных чиновников в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII вв.) и в период феодализма не являлась их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности. Поэтому термин «полиция» можно употреблять лишь условно – даже применительно к Российской Империи. Правильнее будет говорить об органах, которые решали вопросы, составившие впоследствии особую полицейскую функцию, вычленившуюся из общей охранительной функции государства.

 

Литература

  1. Гуценко,  К.Ф.  Правоохранительные органы: учеб. для вузов / под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: БЕК, 1995. – 320 с.
  2. Дмитрук, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / В.Н. Дмитрук. – Минск: Знание, 1999.  – 265 с.
  3. Тихиня,  В.Г. Тернистый путь к правовому государству / В.Г. Тихиня. – Минск: Пропилеи, 1995. – 304 с.
  4. Крамник, А.Н. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2004. – 420 с.
  5. Пашков,  Г.П.  Республика Беларусь: энциклопедия: в 6 т. Т. 1 / редкол.:  Г.П. Пашков [и др.]. – Минск: БелЭм,2005. – 1040 с. : ил.

 


Библиографическая ссылка

Войтеховский Е. Г. Истоки полицейской функции на русских землях // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-272 (дата обращения: 29.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 258 | За неделю: 258 | Всего: 258


Комментарии (0)