ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Этапы развития института омбудсмена
Рейбо Д. Ю. 1

1. ЧУО «БИП – Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

Cуществует ряд проявившихся в последние десятилетия общих тенденций развития института омбудсмена. В первую очередь, к ним следует отнести: возросшее влияние международного сообщества на национальные институты, а также интернационализацию самого института, функциональную специализацию института.

Ключевые слова: институт омбудсмена


 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА

 

Д. Ю. Рейбо, студент 4 курса.

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель: Д.Н. Скютте,

старший преподаватель, Гродненский филиал БИП

 

Институт омбудсмена, в современном виде впервые возникший в Швеции в 1809 г., долгое время оставался чисто шведским правовым феноменом. Более чем через столетие после его возникновения подобный институт был учреждён в Финляндии в 1919 г. Однако вплоть до середины 50-х годов XX в. идея омбудсмена не была известна за пределами Скандинавии. История стремительного распространения этого конституционно-правового института берёт начало с учреждения института омбудсмена в Дании в 1955 г. [1, с. 135].

Создание института омбудсмена в Швеции и Финляндии явилось отражением внутренних обстоятельств, и не было связано с причинами, обусловившими дальнейшее распространение этого института за пределами этих стран. Его учреждение объясняется не целью защиты прав человека, а стремлением парламентариев обеспечить законность деятельности органов и должностных лиц публичной администрации. Институт омбудсмена в значительной степени вводился в качестве дополнительного элемента системы конституционных сдержек и противовесов.

Если не принимать во внимание возникновение института в Швеции и его распространение среди североевропейских стран, в истории его развития можно выделить две основных волны. Первая волна началась в 60-е годы прошлого века с учреждения первого института омбудсмена за пределами Скандинавии, в Новой Зеландии в 1962 г. Следом за ней этот институт постепенно реципировали страны британского Содружества и ряд других стран. К середине 1980-х гг. в мире насчитывалось чуть более 20 стран, в которых институт омбудсмена был учреждён на национальном уровне [1, с. 136].

Предпосылки возникновения интереса к скандинавскому институту омбудсмена и последующего его широкого распространения во многом схожи. XX в. ознаменовался переходом демократических государств к политике государства всеобщего благоденствия, который ещё более усилил исполнительную ветвь власти. Механизмы контроля за деятельностью публичной администрации, выработанные в процессе развития демократического государства до XX в., оказались явно недостаточными, как с точки зрения адекватности их использования в целях разрешения нового вида конфликтов между государством а гражданином, так и с позиции сохранения баланса властей [2, с. 141].

Обращение к этому институту было вызвано тем, что его учреждение позволяло, с одной стороны, смягчить последствия усиления исполнительной власти для граждан, выступить дополнительным средством защиты их прав, лишённым недостатков судебных средств защиты, и, с другой стороны, усилить контроль парламента над административной системой в целом. Идея омбудсмена дискутировалась в Великобритании в течение двух десятилетий, прежде чем институт получил законодательное закрепление. Сегодня британский Парламентский уполномоченный перестал быть экспериментом в управлении, превратившись в экспериментальный прецедент.

Побудительным стимулом к созданию омбудсмена в Канаде явилось то обстоятельство, что канадский парламент не имел традиций разрешения гражданских жалоб, поскольку этому препятствовали масштабы страны.

В США кризис системы управления, оказавшейся не в состоянии обеспечить право граждан на должное управление, стимулировал дискуссии, посвященные омбудсмену. Активное участие в законопроектной работе на штатном и федеральном уровнях принимали частные исследовательские институты, губернаторы и парламентарии.

Служба омбудсмена штата Нью-Йорк создавалась для того, чтобы помогать гражданам в их жалобах и расследованиях, управлять бюрократией, направлять граждан в соответствующие инстанции и выступать в качестве общего источника информации. Омбудсмены штата США Гавайи уполномочены улучшить ответственное управление путём обеспечения бесплатной альтернативы традиционным методам разрешения индивидуальных жалоб на административные решения.

Омбудсмены, учреждённые в указанный период, обладают рядом общих черт. Они отличаются от скандинавской или классической модели редуцированной компетенцией, из предметов их ведения исключаются судебные органы, омбудсмен утрачивает права по преследованию чиновников в судебном или дисциплинарном порядке. Таким образом, в этот период концепция омбудсмена универсализуется, освобождаясь от признаков, существование которых обусловлено исключительно историей возникновения и становления института в Швеции и Финляндии. В то же время институт приобретает дополнительные национальные черты, связанные с необходимостью его органичного встраивания в конкретную правовую систему с характерными для неё правовой культурой, структурой взаимодействий между институтами и спецификой юридической профессии.

С конца 80-х года XX в. начинается вторая волна развития института, связанная с переходом к демократии, наблюдающегося в последние три десятилетия в Латинской Америке, в ряде регионов Африки, Азии и Океании, а также в Центральной и Восточной Европе. Сегодня аналогичный институт имеют в своей конституционно-правовой системе более 120 государств мира.

На омбудсменов возлагаются дополнительные по сравнению с институтами первой волны функции и полномочия. Большинство их отличаются компетенцией, ориентированной на защиту прав человека. Защита личных и политических прав, которые в странах со стабильным демократическим режимом редко, если вообще становятся предметом расследований омбудсменов, в странах новой демократии часто является приоритетом деятельности этих институтов не только в силу закона, но и ввиду слабости судебных и парламентских форм контроля [2, с. 143].

В Испании и Португалии институт омбудсмена был создан в ходе демократической реформы, и законодатель сделал акцент на деятельности омбудсменов по обеспечению прав и свобод граждан. Служба омбудсмена, прочно утвердившаяся в Западной Европе, получает признание в странах Восточной Европы.Многолетние дискуссии по поводу введения поста омбудсмена в Польше стали сами по себе фактором формирования новой политико-правовой культуры.

Омбудсмены Восточной Европы получили импульс от западного института, однако их создание – внутренняя потребность посткоммунистического общества. Их деятельность осложняется нестабильностью политико-правовой системы и несформированностью института государственной службы.

Наибольшую активность в сфере правозащиты проявляет польский омбудсмен, воплощающий в себе основные черты скандинавской модели омбудсмена. Словения, Литва и Венгрия учредили пост в 1993 г. Подготовка к созданию института ведётся в Болгарии, Румынии и Чешской Республике.

Конституция Румынии 1991 г. в числе новых государственно-правовых институтов называет «народного адвоката». Конституция Республики Грузия 1995 г. предусмотрела образование Народного Защитника Республики Грузия. Правовые положения об омбудсмене содержатся в Конституциях Украины, Бурятии, Республики Татарстан, Республики Башкортостан. В Российской Федерации после двух лет парламентского обсуждения принят Закон «Об уполномоченном по правам человека Российской Федерации» [3, с. 17-18].

Помимо указанных этапов эволюции института омбудсмена существует ряд проявившихся в последние десятилетия общих тенденций его развития. В первую очередь, к ним следует отнести: возросшее влияние международного сообщества на национальные институты, а также интернационализацию самого института, функциональную специализацию института.

Литература

 

  1. Хаманёва, Н.Ю. Охрана прав граждан в зарубежных странах: институт омбудсмена / Н.Ю.Хаманева. – М.: Юристъ, 2001. – 217 с.
  2. Цыганкова, Л.И. Институт омбудсмена, как один из индикаторов демократизации общества / Л.И. Цыганкова // Вестник ГрГУ имени Янки Купалы. Серия 3. Право. – 2014. – № 1. – С.141-149.
  3. Матвеева, О.М. Эволюция института политической ответственности правительства и новые формы парламентского контроля в зарубежных странах / О.М. Матвеева // Российский юридический журнал. – 2009. – №  2. – С. 16-20.

 


Библиографическая ссылка

Рейбо Д. Ю. Этапы развития института омбудсмена // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-267 (дата обращения: 28.03.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 315 | За неделю: 315 | Всего: 315


Комментарии (0)