ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Проблемные аспекты правового регулирования деятельности пенсионного фонда Российской Федерации
Подкопаева М.С. 1

1. Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Резюме:

Проанализировав законодательную базу в сфере функционирования государственных внебюджетных фондов, автор приходит к следующему заключению: проблемы в деятельности Пенсионного фонда РФ обусловлены наличием правовых пробелов и коллизий. Из этого следует необходимость дальнейшего совершенствования законодательства с учетом вышеизложенных позиций.

Ключевые слова: пенсионный фонд РФ, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды


 

 

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

Подкопаева М.С., студентка 3 курса.

Финансовый университет при Правительстве РФ

Научный руководитель: О.Н. Петюкова

д.ю.н., к.и.н., профессор, Финансовый университет

при Правительстве РФ

 

В статье 2 Конституции Российской Федерации сформулирована одна из фундаментальных основ конституционного строя: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства''[1]. В данной связи одной из важнейших задач государства является реализация функций по обеспечению прав, касающихся жизнеобеспечения человека, и сопутствующему развитию институтов социальной сферы – как гарантов содействия государства осуществлению этих прав.

В рамках развития рыночной системы и усложнения социальных отношений, возникла необходимость создания обособленных институтов для помощи гражданам, обеспечиваемых аккумулированными ресурсами государства. В данной ситуации сложилась объективная взаимосвязь между созданием фонда финансовых ресурсов, имеющих адресную направленность и получением социальных выплат из соответствующего фонда.

Создание государственных внебюджетных фондов явилось путем разрешения сложившейся ситуации.

Правовой статус государственных внебюджетных фондов, в частности Пенсионного фонда России, определяется специализированными нормативными актами в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 6).

Стоит отметить, что в финансовом аспекте для обеспечения функционирования данных фондов необходим приток средств из широкого круга источников. Помимо непосредственно бюджетных средств, специальных целевых сборов, установленных для соответствующего фонда, прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом и рядов иных каналов поступления, материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Однако при достаточно обширной на первый взгляд правовой регламентации, на сегодняшний день в законодательстве РФ нет единого соответствующего современным реалиям нормативного акта, регулирующего деятельность Пенсионного фонда. Предшествующий документ – Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, принятый в 1991 году, на данный момент не охватывает в полной мере его функции и задачи, подвергшиеся за долгие годы значительным изменениям: появлялись новые функции, при этом отдельные из них утратили свое предназначение.

К основным направлениям деятельности Пенсионного фонда РФ относят:

– целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

– организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

– организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

– организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

Помимо этого, Пенсионный фонд РФ осуществляет управление средствами пенсионных накоплений, согласно требованиям Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации". Так, в компетенцию Пенсионного фонда входит заключение договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений со специальными управляющими компаниями.

Возникновение новых функций Пенсионного фонда Российской Федерации на современном этапе можно объяснить объективной необходимостью, вызванной двумя главенствующими причинами, первая из которых связана с наличием территориальных органов.

Как справедливо отметил Председатель Правления Пенсионного фонда РФ Г.Н. Батанов: “Пенсионный фонд РФ – одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Его органы доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России и доставать до самых отдаленных ее уголков”[2]. Вторая причина, обусловлена позитивным фактором, а именно имеющимися в распоряжении Пенсионного фонда РФ техническими возможностями, включающими в себя в частности информационную базу данных по персонифицированному учету. Здесь примером выступают страховые номера индивидуального лицевого счета застрахованных лиц (СНИЛС), введение которых имеет значение не только для назначения и последующего исчисления пенсий, но для получения ряда иных социальных услуг, таких как получение медицинских услуг, использование родовых сертификатов и т.п. В данной связи нельзя не отметить, что наделение новыми функциями значительным образом отразилось на результативности системы обязательного пенсионного страхования, что не могло не повлиять в определенной степени на правовой статус непосредственно Пенсионного фонда РФ. Исходя из данного, можно утверждать, что назрела необходимость законодательного закрепления статуса Пенсионного фонда РФ путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

Таким образом, является необходимой комплексная разработка с последующим принятием Федерального закона “О Пенсионном фонде Российской Федерации”, который содержал бы определение вышеуказанного фонда, основной понятийный аппарат, необходимый для детального понимания направлений его деятельности, а также ключевые цели, задачи и принципы, на которых базируется его функционирование.

Говоря об ответственности должностных лиц Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов в связи с нарушением прав и законных интересов граждан и юридических лиц в процессе исполнения возложенных на них должностных функций, законодатель предусматривает ответственность в сферах административного, бюджетного, трудового, гражданского и уголовного права. Однако в течение последних лет, в практике нередким явлением выступают случаи нарушения страхователями норм пенсионного законодательства. Из ряда выявленных Пенсионным фондом РФ в ходе контрольных мероприятий нарушений, в качестве наиболее распространенного выступает невыполнение обязанности по представлению сведений, необходимых для внесения в систему индивидуального (персонифицированного) учета или же искажение таких сведений. Мерой государственного принуждения по отношению к недобросовестным плательщикам страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в на данном этапе является исключительно административная ответственность. Действующее административное законодательство определило круг деяний, за которые предусмотрена ответственность, в частности ими являются:

  • непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • неуплата или неполная уплата взносов;
  • отказ от представления документов при проведении контроля;
  • отказ от представления расчета по начисленным и уплаченным взносам[3].

Научный юридический подход к проблеме исполнения обязанности по уплате страховых взносов выражается в затруднении по части “дифференциации правонарушений, возникающих в связи с ненадлежащим исполнением вышеописанной обязанности страхователями, принимая во внимание их общественную значимость и пользу”[4].

       Таким образом, на мой взгляд, целесообразным является расширение сферы действия норм уголовного права, в случаях, когда размер правонарушений можно определить, как крупный и особо крупный. В частности, предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации статью 199.3 “Неуплата организациями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”.

Проанализировав законодательную базу в сфере функционирования государственных внебюджетных фондов, можно заключить следующее: проблемы в деятельности Пенсионного фонда РФ обусловлены наличием правовых пробелов и коллизий. Из этого следует необходимость дальнейшего совершенствования законодательства с учетом вышеизложенных позиций. 

 

Литература

  1. Конституция РФ. – М.: Юристъ, 2002. – 215 с.
  2. Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон от 15.12.2001 г. №167 – ФЗ (ред. от 02.02.2006 г.) // Парламентская газета. – 2004. – №118.
  3. О трудовых пенсия в РФ: Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173 – ФЗ (ред. от 14.02.2005 г., с изм. от 27.06.2005 г.) // Парламентская газета. – 2003. – №238.
  4. Батанов Г.Н. 15 лет работы, 15 лет свершений // Пенсия. 2005. № 12. С. 32.
  5. Бончик В.М. Прогнозирование пенсионных выплат // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2005. – №6. – С. 45–49.
  6. Терехова В.А. Об усилении контроля за формированием и использованием внебюджетных фондов // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2010. № 1. С. 34.
  7. Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. № 4. С.33.


[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

[2] Батанов Г.Н. 15 лет работы, 15 лет свершений // Пенсия. 2005. № 12. С. 32.

[3] Терехова В.А. Об усилении контроля за формированием и использованием внебюджетных фондов // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2010. № 1. С. 34.

[4] Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. № 4. С.33.

 

 


Библиографическая ссылка

Подкопаева М.С. Проблемные аспекты правового регулирования деятельности пенсионного фонда Российской Федерации // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-266 (дата обращения: 29.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 293 | За неделю: 293 | Всего: 293


Комментарии (0)