ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Роль стратегического менеджмента в финансово-хозяйственной деятельности современной организации
Кохановская А. А. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

В условиях сложного экономического положения, высокого уровня конкуренции успешно развиваются только те компании, для которых стратегическое управление стало реальным инструментом управления компанией. Применение стратегического подхода к оценке эффективности менеджмента позволит компаниям выйти на более качественный уровень развития и содействует стабильности функционирования организации.

Ключевые слова: стратегический менеджмент


 

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

А. А. Кохановская, студентка 2 курса.         

Гродненский университет имени Янки Купалы

Научный руководитель: О.В. Пичковская-Шевченко,

старший преподаватель, Гродненский университет имени Янки Купалы

В настоящее время стратегический менеджмент приобретает все большее значение в управлении предприятием. Актуальность темы исследования определяется необходимостью  непрерывного совершенствования эффективности управленческой деятельности на современных промышленных предприятиях. Отечественное производство сегодня характеризуется далеко не полным использованием факторов управления, которые обеспечивают повышение его эффективности, совершенствования структуры, внедрения новейшей технологии и современных методов управления предприятием. В данной связи необходим поиск новых подходов для обеспечения финансового оздоровления предприятий, развития новых видов промышленного производства с учётом требований, определяемых нестабильностью и неопределённостью условий производственно-хозяйственной деятельности, что обуславливает повышение роли стратегического управления развитием  предпринимательской деятельности. [1]

Стратегическое управление является неотъемлемой и важнейшей частью бизнеса, поскольку именно оно является наиболее эффективным инструментом системы управления организацией, обеспечивающим ее конкурентоспособность и развитие. Сегодня возрастающими темпами изменяются технологии и изделия, социально-экономическое поведение потребителей, конкурентов и партнеров. В таких условиях неизбежно возрастает зависимость процветания и жизнеспособности организации от использования современных подходов к стратегическому управлению и правильно выбранной стратегии в динамичной внешней среде. [3, с. 4]

Стратегический менеджмент – это управленческая деятельность, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. [2, с. 4]

Он предполагает не только определение перспективных направлений деятельности (поведения) предприятия и организацию бизнес-процессов  на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Сегодня область применения стратегического менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности у персонала организаций и их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.

Эффективность стратегического управления в значительной степени зависит от правильного выбора и эффективности разработки реализации стратегий деятельности организации. Оценку эффективности стратегического управления организации целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

  •  внутренняя эффективность стратегического управления;
  •  внешняя эффективность стратегического управления.

Внешняя эффективность стратегического управления – результативность менеджмента, характеризующаяся степенью достижения организацией её стратегической цели. Отражает уровень соответствия организационной системы требованиям и ограничениям внешней среды, а также эффективность в части использования внешних возможностей.

Внутренняя эффективность стратегического управления – это экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом распределять и использовать имеющиеся ресурсы для достижения организационной системой целей, исходящих из общественных потребностей. Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение указанных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп её участников, отражая при этом эффективность в части использования  системой организации бизнес-процессов предприятия всех компонентов внутренней среды, в том числе производственных, финансовых, инвестиционных, кадровых возможностей и прочее. Этот показатель также характеризует эффективность стиля руководства, типа управления,  делового этикета и этики, организационной и корпоративной культуры, творческого потенциала сотрудников. [4, с. 170]

Эффективность стратегического менеджмента (ЭСМ) может быть выражена следующим образом:

ЭСМ = ЭОУ × ЭСУ,  где ЭОУ – эффективность управляемой системы (объекта управления), а ЭСУ – эффективности управляющей системы (субъекта управления).

Для характеристики эффективности управляемой системы (ЭОУ) на макроуровне  среди других используется обобщающий показатель – ВВП  или национальный доход (вновь созданная стоимость за конкретный период времени), на уровне отрасли – показатель производительности труда, на уровне хозяйствующего субъекта – прибыль. Частных показателей экономической эффективности управляемой системы более 60. К ним относится фондорентабельность, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений, фондоотдача, производительность труда и др. [4, с. 179]

Для характеристики эффективности управляющей системы (ЭСУ) используется обобщающий показатель:

ЭСУ = П : ЗУ   или  ЭСУ = Д : ЗУ, где П – прибыль организации, Д – доход организации, ЗУ – затраты на управление.

Эффективность стратегического менеджмента можно рассмотреть на примере ПАО «КамАЗ». Группа компаний «КамАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ПАО «КамАЗ» входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.

В 2015 году продажи ПАО «КамАЗ» значительно снизились, однако на нынешний год прогнозируется увеличение объёма выпуска продукции на 10%. Помимо развития экспорта и выпуска газомоторной техники компания рассчитывает на рост продаж автомобилей с кабинами Daimler. На сегодняшний день ПАО «КамАЗ» выпускает их по лицензии, а в перспективе планирует получать каркасы кабин с нового завода, который строится в Татарстане. Доля ПАО «КамАЗ» в России, в сегменте магистральных тягачей, в 2014 году составляла 4%, а в 2015 году - 16%, что говорит об увеличении данного показателя на 12%. [5] Компания рассчитывает усилить позиции и в сегментах строительной, карьерной, сельскохозяйственной автомобильной техники.

ПАО «КамАЗ» реализует программу сокращения затрат, сформированную после проведения оценки рынка, в начале 2015 года. Компания в течение 2015 года сэкономила около 17 млрд руб., но запланировано было 18 млрд руб. ПАО «КамАЗ» экономил на закупках и энергоресурсах. Ежедневно проходят заседания комитета по повышению эффективности. Программа снижения затрат утверждается ежегодно. В настоящее время компания внедряет инновационный проект, связанный с технологическим прогрессом в производстве.

Увеличению продаж ПАО «КамАЗ» сильно способствовало то, что иномарки из-за девальвации рубля значительно подорожали. В 2014 г. в общем количестве регистраций тяжелых грузовиков в России доля ПАО «КамАЗ» составляла 41%, по результатам 2015 г. – 51%. В то время как продажи иномарок снизились с 43% до 32%. Это связано также с тем, что ПАО «КамАЗ» вывел на рынок новый модельный ряд. Сейчас клиента интересует вопрос цены. Исходя из этого, компания обсудила с Daimler вопрос увеличения в 2016 году закупок их компонентов: планировалось приобрести их для производства 2400 машин, теперь – 3200. [5]

В целях удовлетворения повышенного спроса потребителей, ведётся активная работа по расширению модельного ряда газобаллонной автотехники. Ещё одним перспективным направлением для ПАО «КамАЗ» в 2015 году стало создание электробусов, которые прошли все необходимые испытания и готовы к тестовой эксплуатации.

Основные направления развития ПАО «КамАЗ» представлены в «Программе стратегического развития ПАО «КамАЗ» на период до 2020 года. [6]

Главной проблемой дальнейшего роста «КамАЗа», как и других компаний, является сложное экономическое положение страны. Вместе с тем, компания захватывает всё большую долю рынка страны за счёт политики государства и улучшения качества продукции. «КамАЗ» продолжает удерживать абсолютное лидерство в классе тяжёлых грузовиков на рынках Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других стран. Эти обстоятельства, безусловно, являются положительной стороной нынешнего состояния компании, но, в любом случае, сокращение производства неизбежно. Для улучшения эффективного производства на исследуемом предприятии необходимо дальнейшее сотрудничество с зарубежными партнерами.

Таким образом, как видно из примера, что в условиях сложного экономического положения, высокого уровня конкуренции успешно развиваются только те компании, для которых стратегическое управление стало реальным инструментом управления компанией. Применение стратегического подхода к оценке эффективности менеджмента позволит компаниям выйти на более качественный уровень развития и содействует стабильности функционирования организации.

Литература

  1. Бирюкова, О.В. Оценка эффективности стратегического управления [Электронный ресурс] / О.В. Бирюкова, Ю. М. Логвина. – Донецк: ДонНУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2010.
  2. MBA Start - Введение в стратегический менеджмент (MBS): конспект [Электронный ресурс].
  3. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление: Учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – Минск: Омега-Л, 2004. –472 с.
  4. Позубенкова, Э.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Э.И. Позубенкова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – 196 с.
  5. Данные аналитической отчётности  ПАО «КАМАЗ» - http://www.kamaz/ru.
  6. Программа стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2020 года.

 

 

 

 


Библиографическая ссылка

Кохановская А. А. Роль стратегического менеджмента в финансово-хозяйственной деятельности современной организации // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-264 (дата обращения: 25.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 408 | За неделю: 408 | Всего: 408


Комментарии (0)