ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Судебные системы мусульманских стран
Карецкая Ю. Н. 1

1. ЧУО «БИП – Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

Общий анализ организации и деятельности мусульманских судов позволяет сделать вывод о том, что в большинстве арабских стран они продолжают играть важную роль в механизме правового регулирования.

Ключевые слова: мусульманские суды


 

СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

 

Ю. Н. Карецкая, студентка 4 курса.

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель: Д.Н. Скютте,

старший преподаватель, Гродненский филиал БИП

 

В соответствии с общепринятым выводом авторов классических и современных исследований по теории и истории фикха, мусульманское правосудие возникло в процессе становления мусульманского государства. Начальный этап его развития был тесно связан с деятельностью пророка Myхаммеда, который, согласно положениям ислама, первоначально лично рассматривал практически все споры, возникавшие как среди членов мусульманской общины, так и между ними и не мусульманами. Изучение преданий об отправлении Мухаммедом правосудия позволило мусульманским правоведам в дальнейшем формулировать многие принципы и нормы судоустройства и процессуального права [1, с. 145] .

Для современных судебных систем мусульманских стран характерен сложившийся еще в раннее средневековье дуализм мусульманских и светских судов.

Судебные системы арабских стран, где сохраняются мусульманские суды, можно разделить на две основные группы. Первая сложилась в тех из них, которые достигли сравнительно высокого уровня общественного развития и где государства по своей природе является буржуазным или выражает интересы буржуазно-феодального блока социально-классовых сил (Ливан, Судан, Иордания, Марокко). К этой группе примыкают также судебные системы Ирака, Ливии и Сирии. Организация мусульманских судов каждой из этих стран имеет свои особенности. Нередко она сводится к формированию лишь судов низшей инстанции (например, в Марокко). Однако в отдельных случаях функционирует многоступенчатая система мусульманских судов. Так, в Судане она включает районные мусульманские суды трех ступеней и несколько апелляционных судов.

Своеобразной особенностью судебных систем стран, население которых придерживается различных направлений и толков мусульманского права, является создание нескольких параллельных систем мусульманских судов, например, суннитских и джафаритских судов в Ираке и Ливане. Нередко в этой группе стран образуются и верховные мусульманские суды, выполняющие функции апелляционной инстанции. Так, в Ливане верховные суннитский и джафаритский суды включают трех судей и специального прокурора, а в Иордании апелляционный мусульманский суд назначается королем в составе председателя и двух членов [2, с. 586].

Кроме отправления правосудия мусульманские суды в этих странах регистрируют браки и разводы или назначают специальных чиновников для выполнения таких нотариальных действий.

Особую группу образуют судебные системы монархических государств Аравийского полуострова и Персидского залива, развитие которых испытывает глубокое влияние феодальных пережитков. Во многих из них ныне действующие мусульманские суды были образованы сравнительно недавно. Еще недавно в ряде стран монарх, как того требует мусульманская традиция, сам решал основную часть судебных дел, следуя процессуальным принципам шариата. В настоящее время лишь султан Омана эпизодически лично разбирает судебные споры. В других странах, хотя монарх и сохраняет за собой прерогативы верховного судьи, фактически правосудие осуществляется от его имени назначаемыми им судами, главным образом мусульманскими, которые занимают господствующее положение в судебной системе. В Омане же и наименее развитых эмиратах Персидского залива они являются единственными, судебными органами, решения которых считаются окончательными и могут быть отменены или пересмотрены только главой государства, выполняющим здесь апелляционные функции [3, с. 483] .

В каждой из указанных стран, как правило, действует многоуровневая система мусульманских судов, юрисдикция которых не ограничивается отношениями личного статуса, но нередко включает рассмотрение гражданских споров и даже уголовных преступлений. Причем они полномочны решать дела граждан любого вероисповедания (за исключением брачно-семейных вопросов). Вплоть до недавнего времени организация и порядок работы этих судов не были законодательно урегулированы и строились в соответствии с традиционными нормами мусульманского права в том виде, в котором они применялись еще в раннем средневековье.

Однако в последнее десятилетие положение изменилось. Так, в Кувейте структура и полномочия мусульманских судов ныне определяются Законом «О судоустройстве» 1959 г. с изменениями от 1965 г., в соответствии с которым в стране созданы суды первой инстанции (разрешают незначительные гражданские и торговые споры), так называемые суммарные (их юрисдикция охватывает дела личного статуса, а также споры, связанные с вакуфным имуществом и дарениями) и Верховный апелляционный суд.

Система мусульманских судов в Бахрейне отличается известным дуализмом, который объясняется тем, что наряду с суннитами, составляющими большинство населения, здесь проживает значительное число последователей джафаритского полка мусульманского права. Закон 1971 г. «О судоустройстве Бахрейна» предусматривает создание суннитских и джафаритских судов первой инстанции для рассмотрения дел о дарении и всех вопросов личного статуса мусульман за исключением споров о наследстве, решаемых гражданскими судами. Кроме того, мусульманские суды в этой стране выполняют и нотариальные функции. Их решения обжалуются в Верховном апелляционном суде, имеющем в своем составе суннитскую и джафаритскую палаты.

В настоящее время в Саудовской Аравии действует несколько иная судебная система, введенная Регламентом от 1975 г. «О судах». Она включает суды первой инстанции, рассматривающие брачно-семейные дела и незначительные гражданско-правовые споры; так называемые общие суды, рассматривающие уголовные дела; апелляционный суд, имеющий палаты по уголовным, брачно-семейным и иным вопросам, а также Высший судебный совет, осуществляющий контроль над всеми мусульманскими судами и выполняющий функции высшей апелляционной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам [3, с. 486].

Общий анализ организации и деятельности мусульманских судов позволяет сделать вывод о том, что в большинстве арабских стран они продолжают играть важную роль в механизме правового регулирования.

 

Литература

  1. Сухарёва, А.Я. Правовые системы стран мира / А.Я. Сухарева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. – 192 с.
  2. Крашенникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 1 / Н. А. Крашенникова. – М.: Норма, 2009. – 719 с.
  3. Крашенникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 1 / Н.А. Крашенникова. – М.: Норма, 2009. – 719 с.

 


Библиографическая ссылка

Карецкая Ю. Н. Судебные системы мусульманских стран // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-262 (дата обращения: 19.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 300 | За неделю: 300 | Всего: 300


Комментарии (0)