ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Борьба с коррупцией, как основа нормального функционирования и дальнейшего совершенствования государственного аппарата
Масюк Ю. А. 1

1. ЧУО «БИП-Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

На основании проведенного исследования автор делает вывод, что коррупция как таковая существовала и существует во всех странах. Она не является уделом только Беларуси. Разрешение этой проблемы возможно только на основе комплексного подхода, с учетом результатов научных исследований, изучения положительного опыта других стран. Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в том случае, если решением проблемы займется все общество, а не только «компетентные государственные органы». Ответственность за будущее лежит, прежде всего, на самих гражданах республики, инициативных и ответственных представителях гражданского общества.

Ключевые слова: коррупция


 

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ, КАКОСНОВА НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

 

Ю. А. Масюк, студентка 4 курса.

Гродненский филиал БИП 

Научный руководитель: С. И. Журомский,

к.ю.н., профессор, Гродненский филиал БИП

 

Коррупция - серьезная социальная проблема, которая негативно влияет на экономическое развитие, причиняет вред авторитету государственной власти и подрывает доверие к ней. Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира.

Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам.

Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.

Следует отметить, что Республика Беларусь последовательно проводит антикоррупционную политику. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 575, определила ее в качестве приоритетной задачи общества и государства.

Наша страна одной из первых на постсоветском пространстве ратифицировала в 2004 году Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003) (далее - Конвенция ООН против коррупции), а 15.07. 2015 был принят новый Закон Республики Беларусь № 305-З «О борьбе с коррупцией». [1]

Коррупция – универсальная проблема. Она была опасна для государств, которых уже нет,  и опасна для современных государств. Поэтому точнее будет сказать, что это – универсальное свойство любого государства, свойство которое потенциально, в определенных условиях социального бытия может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование государства. [2, с. 110]

В преамбуле к Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией, в частности, отмечается, что в современных условиях развития нашего государства коррупция во всех ее проявлениях представляет угрозу национальной безопасности, оказывает дестабилизирующее влияние на все сферы деятельности общества и личности, существенно тормозит социально-экономическое преобразование.

Коррупция, как общественное опасное явление, подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность институтов,  порождает недоверие населения к власти.

Как отмечено в названной выше программе, в Республике Беларусь наблюдается тенденция к увеличению коррупционных правонарушений. 

Интенсивная работа над проблемами коррупции в последнее время привела большинство исследователей к схожему мнению о том, что одни только «карательные операции», опирающиеся на суровые санкции уголовного закона, приводят лишь к обострению этого явления.

Однако как показывает опыт борьбы с коррупцией в различных государствах, даже четко разработанной системы превентивных мер подчас бывает недостаточно. Реформирование сферы услуг, снижение силы мотивов для чиновников для вступления в коррупционные отношения, расширение прозрачности государственной деятельности следует признать наиболее очевидными целями борьбы с коррупцией.

Опасность коррупции состоит также и в том, что она выступает катализатором организованной преступности. Злоупотребляя своими должностными полномочиями, работник органов власти или управления начинает состоять как бы на двух службах: официальной и в преступной организации.

Одной из составляющих эффективного противодействия коррупции является наличие соответствующей законодательной базы, адекватной степени   опасности коррупции и способной реагировать на все виды коррупционных правонарушений, а также закрепляющую действенную систему предупредительных мер, направленных на противодействие коррупции.[2, с. 25]

Борьба с коррупцией должна носить системный, комплексный характер, охватывая все сегменты общественной жизни, в первую очередь -- систему государственного управления и экономику. Она не может быть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, поскольку проявление коррупции характеризуется не только преступными деяниями.

Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем.

В результате реализации в последние годы системы мер по противодействию коррупции не только снизилось число коррупционных проявлений, но и улучшился международный имидж Республики Беларусь. Сегодня отечественное законодательство в целом соответствует базовым международным требованиям в сфере борьбы с коррупцией, в нем нашли отражение и ряд рекомендаций экспертов Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО).

Вместе с тем в связи с изменением общественных и экономических отношений появляются и новые коррупционные риски.

Это вызывает необходимость постоянного совершенствования антикоррупционного законодательства.

В Беларуси в последнее время активно имплементируют в законодательство международные правовые инструменты в области борьбы с коррупцией, ориентированные, прежде всего, на предупреждение преступлений.

К превентивным мерам, которые переносят борьбу с коррупцией на более раннюю стадию, относятся нормы, регулирующие конфликт интересов на госслужбе,т.е. когда личные интересы государственного должностного лица становятся выше государственных. [3, с. 38]

На основании вышеизложенного, можно сказать, что издревле коррупция как таковая существовала и существует во всех странах. Она не является уделом только Беларуси.

Разрешение этой проблемы возможно только на основе комплексного подхода, с учетом результатов научных исследований, изучения положительного опыта других стран. Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в том случае, если решением проблемы займется все общество, а не только «компетентные государственные органы».

Ответственность за будущее лежит, прежде всего, на самих гражданах республики, инициативных и ответственных представителях гражданского общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015г.// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2015.  № 305 -З

2.Бачило, И. Л. Информационная база противодействия человека и общества коррупции// Государство и право. — 2009. — № 9. — С. 65-72.

3. Богуш Г. И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве / Г.И. Богуш// Вестн. Моск. Ун-та. Серия «Право». – 2004. — № 2.


Библиографическая ссылка

Масюк Ю. А. Борьба с коррупцией, как основа нормального функционирования и дальнейшего совершенствования государственного аппарата // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-26 (дата обращения: 29.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 320 | За неделю: 320 | Всего: 320


Комментарии (0)