ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Актуальные вопросы идентификации интернет-пользователей и защиты персональных данных в Республике Беларусь
Осипова М. И. 1

1. Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

Резюме:

Для лучшего обеспечения работы интернет-провайдеров и поставщиков интернет-услуг, а также обеспечения информационной безопасности предлагаем внести изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055, в которых необходимо перечислить исчерпывающий перечень документов для идентификации интернет-пользователей в пунктах коллективного пользования. Предлагаем, к таким документам отнести паспорт гражданина Республики Беларусь, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца. В случае отсутствия данных документов идентификацию пользователя интернет-услуг представляется возможным произвести посредством запроса SMS-сообщения. Кроме того, необходимо установить в законодательстве единые сроки хранения оператором информации об оказанных абонентам услугах электросвязи. Для этого необходимо внести изменения в п.6 Указа Президента Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. № 60, увеличив срок хранения с одного года до пяти лет.

Ключевые слова: интернет-провайдеры, поставщики интернет-услуг, информационная безопасность, идентификация, интернет-пользователи


 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

М.И.Осипова, студентка 4 курса

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

Научный руководитель: Л.Е. Можаева

ст. преподаватель, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

 

В настоящее время перед многими странами встаёт острый вопрос о том, каким же образом защитить самого себя от киберпреступности, а также собственных граждан,  которые почти всё своё время проводят в Глобальной сети Интернет. Практически все люди присутствуют в интернете, зарегистрировавшись не под своим собственным именем, фамилией, а вымышленными. Это и заставляет задуматься о том, что какой-нибудь человек может распространять, через те же самые «социальные сети» экстремистскую или нацистскую символику, призывать к смене власти в стране или побуждать к активным действиям в терроризме. В такой ситуации перед страной встают задачи по выявлению этого человека, несмотря на то, что он дал ложные о себе данные, а также по предупреждению подобных преступлений. В решении данных задач помогает такой способ собирания персональных данных о личности, как идентификация.

Согласно п. 149  постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055 под идентификацией понимается  осуществление учета персональных данных интернет-пользователя  путём сбора о нём такой информации, обеспечивающей сопоставление сетевых реквизитов пользователя с его персональными данными, такими как имя, отчество, фамилия, вид и номер документа, которые  позволяют идентифицировать личность его владельца, наименование органа, его выдавшего либо использование   технических средств, а именно фото-, видеофиксация или иной программно-технический способом (в том числе SMS-сообщения), при потреблении услуг передачи данных и телематических услуг в пунктах коллективного пользования. Конкретный способ идентификации определяется руководителем пункта коллективного пользования или уполномоченным им лицом [1].

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. № 60 под пунктами коллективного пользования интернет-услугами понимаются компьютерные клубы, интернет-кафе, домашние сети, иные места, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет. Под пользователем интернет-услуг понимается физическое или юридическое лицо, использующее информационные сети, системы и ресурсы сети Интернет [2].

Трудностей не возникнет, если руководитель пункта коллективного пользования определит, что для доступа в Интернет, для идентификации предполагаемого интернет-пользователя понадобится паспорт либо запросят SMS- сообщение. Однако отсутствие в законодательстве уточнения относительно наименования, вида и типа документа, который подтверждает личность лица (к примеру, паспорт), позволяет предположить, что пользователем может быть предоставлен и профсоюзный билет, и удостоверение о членстве в БРСМ, и членский билет ОСВОД, и удостоверение пострадавшего от катастрофы АЭС и других радиационных аварий, то есть абсолютно любой документ, в котором указаны фамилия, имя, отчество, вид и номер документа, а также кем выдан документ. Вместе с тем, перечисленные выше документы имеют недостаточную степень защиты от подделки, что препятствует объективности идентификации пользователя.

Следует отметить, что законодательное закрепление обязательности предъявления пользователем интернет-услуг исключительно документа, удостоверяющего личность, то есть паспорта гражданина Республики Беларусь, паспорта иностранного гражданина, вида на жительство, также является нежелательным, поскольку в подавляющем большинстве  лицо не всегда имеет при себе такой документ. Поэтому, в случае отсутствия данного документа идентификацию пользователя интернет-услуг представляется возможным произвести посредством запроса SMS-сообщения у лица, которое изъявило желание воспользоваться интернет-услугами в пункте коллективного пользования.

Далее порядок взаимодействия операторов электросвязи (за исключением оказывающих услуги по распространению программ телевизионного вещания и радиовещания) (далее - операторы) с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченные органы) регламентируется Указом Президента  Республики Беларусь от 3 марта 2010 г. № 129, которым утверждено соответствующее положение. В нём определено, что операторы оказывают содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и создают условия для их проведения на сетях электросвязи, обеспечивают доступ к базам данных, автоматизированным системам операторов, предоставляют информацию о пользователях услуг электросвязи (далее - абонентах) и об оказанных им услугах электросвязи, а также иную информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на уполномоченные органы.

СОРМ — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи. Они используются органами государственной безопасности и Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (далее - Оперативно-аналитический центр). При построении сети электросвязи оператор обязан использовать средства электросвязи, позволяющие обеспечить внедрение и эксплуатацию СОРМ, предусматривающих независимое подключение удаленных пунктов управления СОРМ органов государственной безопасности и Оперативно-аналитического центра. К тому же, оператор должен сам, за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством,  приобрести, установить, технически обслуживать и ремонтировать  СОРМ, за исключением удаленных пунктов управления СОРМ.

На оператора  также возлагается обязанность предоставлять по требованию:

1) уполномоченных органов - безвозмездный круглосуточный удаленный доступ к базам данных об абонентах с использованием технических средств этих органов;

2) уполномоченных подразделений - безвозмездный круглосуточный удаленный доступ к базам данных об абонентах с использованием технических средств уполномоченных органов, к базам данных об оказанных абонентам услугах электросвязи, автоматизированным системам операторов, а также передавать уполномоченным подразделениям в режиме реального времени информацию, в том числе техническую, обо всех оказанных абонентам услугах электросвязи.

Информация об оказанных абонентам услугах электросвязи хранится оператором в соответствующих базах данных не менее пяти лет [3]. В то время, как в Указе Президента Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. № 60 в п.6 указано, что хранение сведений, о порядке идентификации абонентских устройств и пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учета и хранения сведений, осуществляется в течение одного года со дня оказания интернет-услуг [2].

При отсутствии технической возможности организации круглосуточного удаленного доступа к базам данных об абонентах по письменному обращению Председателя Комитета государственной безопасности, Министра внутренних дел или начальника Оперативно-аналитического центра оператор обязан безвозмездно передать достоверную и полную версию указанных баз данных в Комитет государственной безопасности, Министерство внутренних дел или Оперативно-аналитический центр на материальных носителях информации в электронном виде.

Базы данных об абонентах должны содержать следующую информацию:

1) о физических лицах - абонентский номер, фамилия, имя, отчество, адрес абонента или адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное устройство (терминал), а для абонентов сети сотовой подвижной электросвязи - также реквизиты документа, удостоверяющего личность (его название, серия, номер, дата выдачи и наименование государственного органа, выдавшего документ);

2) о юридических лицах - наименование (фирменное наименование) юридического лица, его юридический адрес, адрес установки оконечного абонентского устройства (терминала), абонентские номера, данные, позволяющие определить (идентифицировать) абонента или его оконечное устройство (терминал);

3) общие сведения об услугах электросвязи, активированных абонентом.

Как видим, уполномоченные государством органы могут удалённо и безвозмездно получить информацию с любого сервера поставщика интернет-услуг, предварительно приобретя СОРМ и обслуживая его за свой счёт.

Таким образом, для лучшего обеспечения работы интернет-провайдеров и поставщиков интернет-услуг, а также обеспечения информационной безопасности предлагаем внести изменения и дополнения  в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055, в которых необходимо перечислить  исчерпывающий перечень документов для идентификации интернет-пользователей в пунктах коллективного пользования. Предлагаем, к таким документам отнести паспорт гражданина Республики Беларусь, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца. В случае отсутствия данных документов идентификацию пользователя интернет-услуг представляется возможным произвести посредством запроса SMS-сообщения. Кроме того, необходимо установить в законодательстве единые сроки хранения оператором информации об оказанных абонентам услугах электросвязи. Для этого необходимо внести изменения в п.6 Указа Президента Республики Беларусь 1 февраля 2010 г. № 60, увеличив срок хранения с одного года до пяти лет.

Литература:

  1. Правила оказания услуг электросвязи: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055: в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2015 г. № 589 // Республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью "БелГИЭ" [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.belgie.by/ru/npa/3. – Дата доступа: 15.03.2016.
  2. О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет: Указ Президента Республики Беларусь от 01 февр. 2010 г. № 60: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31000060. – Дата доступа: 14.03.2016.
  3. Положение о порядке взаимодействия операторов электросвязи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 2010 г. № 129: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 284 // Оперативно-Аналитический Центр при Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://oac.gov.by/files/files/pravo/ukazi/Ukaz_129.htm. – Дата доступа: 15.03.2016.

 


Библиографическая ссылка

Осипова М. И. Актуальные вопросы идентификации интернет-пользователей и защиты персональных данных в Республике Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-259 (дата обращения: 04.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 245 | За неделю: 245 | Всего: 245


Комментарии (0)