ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Методика исследования маркетинговой стратегией организации
Крупица Н. О. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Методы управления маркетинговой стратегией организации представляют собой способы по достижению поставленных целей на каждом этапе управления. Однако общий процесс управления маркетинговой стратегией можно представить следующей логической цепочкой: разработка маркетинговой стратегии, ее реализация и оценка эффективности.

Ключевые слова: маркетинговая стратегия организации


 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Н. О. Крупица, студентка 2 курса.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.

Научный руководитель: О. В. Пичковская- Шевченко,

старший преподаватель, ГрГУ им. Я. Купалы.

 

Одним из важнейших элементов организации маркетинговой деятельности предприятия является построение и внедрение её стратегии. Причём это актуально для предприятий любой отрасли экономики. Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Управление маркетингом — включает в себя анализ, планирование, проведение мероприятий и контроль за проведением мероприятий, направленных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями, с целью достижения необходимых уровней сбыта, прибыли и доли рынка.

Процесс управления маркетингом включает:

Анализ рыночных возможностей

Отбор целевых рынков

  • Определение объемов спроса
  • Сегментирование рынка
  • Позиционирование товара на рынке

Разработка комплекса маркетинга

  • Разработка товара
  • Определение цены на товар
  • Методы распространения товаров
  • Продвижение товаров

Осуществление маркетинговых мероприятий

  • Планирование и контроль маркетинговых мероприятий

Изучение опыта крупных зарубежных компаний свидетельствует о том, что их первым шагом при формировании стратегии неизбежно является разработка программы маркетинговой деятельности в конкурентной среде.

Процесс формирования маркетинговой стратегии может быть представлен следующим образом:

  1. Предварительное формулирование целей.
  2. Анализ потенциала предприятия.
  3. Поиск и оценка рыночных возможностей.
  4. Прогноз ( исследование тенденций).
  5. Детальная разработка стратегий.
  6. Внедрение.

Стратегии разрабатываются всегда исходя из реально существующей ситуации, но призваны направлять действия предприятия в долгосрочном плане, когда исходные положения, принятые при разработке, могут уже не соответствовать реалиям рынка. При серьезном расхождении стратегических установок с современными рыночными требованиями стратегии необходимо пересматривать, а это означает, что часть ресурсов была потрачена нерационально [1, c.82].

При формировании маркетинговой стратегии фирмы прежде всего учитывают следующие четыре группы основных факторов:

  1. Тенденции развития спроса и внешней маркетинговой среды (рыночный спрос, запросы потребителей, система товародвижения, правовое регулирование, тенденции в деловых кругах, условия территориального размещения)
  2. Состояние и особенности конкурентной борьбы на рынке, основные фирмы-конкуренты и стратегические направления их деятельности.
  3. Управленческие ресурсы и возможности самой фирмы (товарные, финансовые, торговые, кадровые, научно-технические, информационные), определение своих сильных сторон в конкурентной борьбе.
  4. Основная концепция развития фирмы, ее глобальные цели и задачи предпринимательской деятельности в основных стратегических зонах [2, c. 57].

Методика разработки маркетинговой стратегии предприятия предполагает необходимость проведения анализа ситуации, определения цели, регламентации долгосрочных задач, разработку тактики, планирование бюджета и осуществление контрольных действий.

Анализ ситуации является исходным пунктом в разработке маркетинговой стратегии, в рамках которого осуществляется исследование внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность компании. В рамках данного этапа разработки маркетинговой стратегии осуществляются аналитические действия с помощью таких методик как SWOT-анализ, PEST-анализ, модель Портера и других.

Целеполагание предполагает использование выявленных возможностей для компании таким способом, чтобы они принесли наибольшую выгоду в порядке, соответствующим результатам ранжирования, осуществленного по итогам анализа ситуации. В соответствии с этим определяются наиболее перспективные возможности, которые будут использованы в первую очередь.

Регламентация долгосрочных задач составляет, по сути, основу маркетинговой стратегии предприятия, в соответствии с которой предприятие определяет свой курс развития. Разработка тактики должна соответствовать стратегическим задачам и включать в себя использование маркетинговых мероприятий согласно концепции маркетинга.

Планирование бюджета на маркетинг включает в себя определение затрат на маркетинговые мероприятия, запланированные в рамках разрабатываемой стратегии. Осуществление контроля предполагает периодический пересмотр стратегии в случае необходимости изменения контрольных показателей для оценки степени достижения целей маркетинговой стратегии. Например, если контрольные показатели меньше запланированных, то необходимо включить дополнительные меры, чтобы исправить положение. Напротив, если запланированные показатели достигнуты раньше, то следует начать реализацию разработку новой стратегии маркетинга, чтобы соответствовать условиям, в которых развивается предприятия [3, c.161].

Методы разработки маркетинговой стратегии бывают: формальные (чаще всего матричные, основанные на математическом анализе); неформальные (основанные на творческом, интуитивном подходе). В основном используются формальные методы: построение различного рода матриц (таблиц), которые отражают позицию предприятия на рынке под воздействием различных факторов (как внутренних, так и внешних), а также их совокупности.

Маркетинговая  стратегия  в  предприятии  основана  на  выполнении  основополагающих  составляющих  процесса  маркетингового  управления,  таких  как  сегментирование  рынка  и  выбор  нужного  сегмента,  разработка  и позиционирование,  а  также  ввод  на  рынок  продукции,  определение  и  осуществление  ценовой политики  предприятия,  выбор  эффективных  путей  сбыта  товаров.  Выбор  стратегического  поведения  особенно  важен,  так  как  он  помогает  в  фирме  выживать  в  конкурентной  борьбе.  В  условиях  жесткой  конкуренции,  компании  должны  не  только  уделять  внимание  внутреннему  состоянию  дел  организации,  но  также  должны  разрабатывать  стратегию  для  долгосрочного  выживания  на  рынке,  которая  позволит  компании  быстро  приспосабливаться  к  изменениям,  происходящих  в  окружающей  среде.

Зачастую  в  процессе  реализации  маркетинговых  стратегий  существует  большое   количество  проблем,  возникшие  вследствие  не  до конца  продуманной  стратегии,  связанные  с  недостаточным  анализом  и  контролем  использования  стратегии,  не  правильной  оценкой  рынка.  Данные  обстоятельства  можно  предотвратить,  если  на  каждом  этапе  будет  проводиться  анализ и  оценка  эффективности  деятельности  маркетинговой  стратегии.  Ведь  от  своевременной  оценки  деятельности  организации  зависит  ее  будущее  развитие  и  положение  на  рынке.

Оценка  маркетинговой  стратегии  происходит  на  основе  результатов, которые  достигает  предприятие  в  процессе  ее  использования.  Определение  эффективности  маркетинговой  стратегии  необходимо  для  того,  чтобы выявить  факторы,  которые  влияют  на  показатель  качества  маркетинговой  стратегии,  их  взаимосвязь,  характер  влияния,  а  также  резервы,  способствующие  повышению  эффективности. Успешное  составление стратегического  плана  помогает  достичь  хороших  результатов  в  долгосрочной  перспективе,  а  также  позволяет  организации  занимать  лидирующие позиции  на  рынке.  В  условиях  постоянно  меняющейся  внешней  среды  организации  необходимо  постоянно  корректировать  маркетинговую  стратегию,  а  также  следить  за  изменением  потребностей  потребителя.

Существует  несколько  методов  оценки  маркетинговой  стратегии,  которыми  может воспользоваться  предприятие,  например,  качественный  метод,  количественный  метод,  социологический  и  балльный  методы.

Качественный  метод  представляет  собой  всесторонний  анализ  следующих факторов  внешняя  среда,  угрозы  и  перспективы  для  организации.  Количественный  метод  заключается  в  составлении  отчетов  конечных  финансовых  результатов  деятельности  организации:  оценка  объема  продаж, сравнение  затрат  на  маркетинг  и  рекламу,  остальных  расходов  и  получение  прибыли.  Социологический  метод  оценивает  эффективность  рекламы и  ее  влияние  на  потребителей  продукции,  личные  продажи,  прямой  маркетинг  и  эффективность  стимулирования  сбыта.  Балльный  метод  представляет  собой  оценку  эффективности  при  помощи  выставления  баллов  по  каждому  критерию.

Методы управления маркетинговой стратегией организации представляют собой способы по достижению поставленных целей на каждом этапе управления. Однако общий процесс управления маркетинговой стратегией можно представить следующей логической цепочкой: разработка маркетинговой стратегии, ее реализация и оценка эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. / О.Д. Андреева  - М.: Инфра-М, 2010. - 156 с.
  2. Губанов, С.В. Система организации маркетинговой стратегии (опыт зарубежных стран) / С.В. Губанов // Экономист. - 2010. - №2. - С. 57
  3. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. / В.П. Грузинов - М.: СОФИТ, 2008. - 481 с.

 

 

 


Библиографическая ссылка

Крупица Н. О. Методика исследования маркетинговой стратегией организации // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-258 (дата обращения: 29.03.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1124 | За неделю: 1124 | Всего: 1124


Комментарии (0)