ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Значение института экстрадиции в борьбе с преступностью
Тарасевич О.О. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Противостояние преступной деятельности не представляется возможным без взаимодействия государств и заключения как двусторонних, так и многосторонних соглашений, регламентирующих разрешение вопросов, касающихся оказания международной правовой помощи. Лишь согласованные действия государств на правовой основе могут служить эффективным инструментом в борьбе с международной преступностью и стать препятствием для попыток избежать наказания.

Ключевые слова: экстрадиция, борьба с международной преступностью


 

ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСТРАДИЦИИ

 В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

О.О. Тарасевич, студентка 4 курса

ГрГУ им. Я. Купалы

Научный руководитель: Н.С. Габец,

старший преподаватель кафедры международного права,

магистр юридических наук

 

В условиях современного экономического кризиса организованная преступность становится все более дерзкой. Реалии внутренней жизни и внешней политики ставят во главу угла императив международного сотрудничества в борьбе с криминалитетом, особенно такими его проявлениями, как терроризм, незаконная миграция, наркотрафик, торговля оружием, людьми и др.

Чтобы противостоять национальной и транснациональной преступности, нужно лишить преступников возможности совершать преступления в одних странах, а затем перемещаться в другие, на которые юрис­дикция государств, где были совершены преступления, не распространяется. Эта необходимость обусловлена все возрастающей свободой перемещения из страны в страну и мобильностью международной преступности в географическом пространстве.

Контролировать, локализовать преступность в пределах одного государства уже не представляется возможным. В связи с этим на первый план выдвигается международно-правовой институт экстрадиции, т.е. выдачи преступников [3, c. 68].

Под экстрадицией в литературе принято понимать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания. Экстрадиция также рассматривается как отдельный институт выдачи подозреваемых в совершении преступлений и осужденных преступников.

Цели экстрадиции состоят не только в выдаче тех, кто должен быть выдан, но и в обеспечении невыдачи тех, кто выдаче не подлежит: чья выдача нарушала бы права, свободы и интересы государства. Цели экстрадиции направлены в первую очередь на создание и укрепление единого юридического механизма, в котором задействованы разные государства, обеспечивающие юридические гарантии соблюдения международно-признанных прав и свобод граждан и лиц без гражданства в сфере межгосударственного сотрудничества и правовой помощи по уголовным и гражданским делам [1, c. 494].

В настоящее время в международном правовом сотрудничестве государств значительную роль играют заключенные между различными странами международные договоры. Наиболее важным в данном аспекте документом является Европейская конвенция о выдаче 1957 года, подписанная в рамках Совета Европы. Большинство стран Европы ратифицировали ее.

Данная Конвенция провозглашает взаимную выдачу обвиняемых (преступников) в качестве юридической обязанности сто­рон (ст. 1). Выдача производится на основании запроса от компетентных органов другого государства-участника (ст. 12) [3, c. 71].

Положения о выдаче преступников, а также о перевозке выдаваемых лиц по территории третьих государств могут содержаться и в договорах о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Следует признать недостаточным количество подобных двухсторонних договоров, действующих в отношении Беларуси (они заключены с Вьетнамом, Латвией, Литвой, Польшей, в порядке правопреемства действуют договоры СССР с Венгрией, Кубой, Чехией). Республика Беларусь также участвует в одной региональной конвенции – Конвенции СНГ 2002 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Нормы о выдаче включаются в конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений (например, ст. 16 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности).

          Такое положение дел дает повод иным странам из-за отсутствия правовых оснований иногда отказывать правоохранительным органам Республики Беларусь в помощи. Так, право стран англо-американской системы права, как правило, признает возможность выдачи преступников только при наличии договорных отношений между странами.

Национальные законы об экстрадиции действуют в Австрии, Бельгии, Германии, Великобритании, Канаде, во Франции, в Израиле, Индии, Испании, Швеции, Исландии, Коста-Рике, Португалии и других странах. Среди государств, ранее входивших в бывший Союз ССР, впервые закон об экстрадиции был принят в 2001 г. Азербайджанской Республикой.

Как показывает сравнительный анализ, национальные законы базируются в основном на одних и тех же исходных, базисных правовых принципах с учетом некоторых особенностей, вытекающих из собственных правовых традиций, специфических черт правовой системы государств и т.д [2, c. 121].

Ратификация ряда международных до­кументов накладывает конкретные обязан­ности, в частности соблюдение прав человека, а также сотрудничество со странами международного сообщества в области уголовного права.

Вместе с тем в сфере практической реа­лизации экстрадиции как формы правовой взаимопомощи имеется множество нерешенных проблем. Так, осуществлению принципа обязательной экстрадиции, зафиксированного в Европейской конвенции о выдаче 1957 года, препятствуют много­численные ограничения, исключения и оговорки. Они весьма серьезно осложня­ют, а подчас делают невозможным эффективное использование данного института. К наиболее распространенным из них относят: а) отказ в выдаче собственных граждан (ст. 6), б) право не выдавать лицо, которое, по мнению запрашиваемого государства, хотят привлечь к ответственности за “политические преступления” (ст. 3); этот запрет установлен в конституциях государств, в) принцип так называемой двойной ответ­ственности (ответственность предусмотрена и в запрашивающем, и в запрашиваемом государствах) [3, c. 70].

Отрицательно сказываются на ведении переговоров об экстрадиции длительность процедуры рассмотрения ходатайств о выдаче, затягивание ее судебными органами запрашиваемого государства и последую­щий за ними отказ в выдаче.

Следует отметить успешную реализацию механизма выдачи в странах ОДКБ, о чем свидетельствуют цифры — более сотни экстрадиций за последние годы.

Следствием поисков оптимального решения проблемы выдачи преступников в ЕС стало введение в 2002 году такого понятия, как «ев­ропейский ордер на арест». В рамочном решении о европейском ордере на арест в первую очередь учитывается не национальное, а над­национальное (союзное) гражданство и место жительства союзного гражданина. Исключение, которое делается для национальных граждан (т.е. отказ в их выдаче), более не может иметь места (пояснительный меморандум Еврокомиссии). Выдача европейского ордера на арест начала практиковаться с 2004 года.

Среди преступных деяний, являющихся безусловным основанием для выдачи европейского ордера на арест, можно назвать терроризм, наркотрафик, торговлю людьми, незаконную торговлю оружием и дру­гие преступления повышенной опасности, за которые законодательством стран — участниц ЕС предусмотрено лишение сво­боды. Если преступление выходит за рамки сферы применения европейского ордера на арест, то вопрос об исполнении наказания или других санкциях может решаться на основании принципа взаимного признания судебных решений по уголовным делам [3, c. 71].

На сегодняшний день, государства признают необходимость существования института экстрадиции в борьбе с национальной преступностью, свидетельством этому служат заключенные нормативные правовые акты на международном и региональном уровне.

Однако, количество существующих соглашений не является достаточным, так как проблемы оказания международной помощи достаточно многогранны и национальные законодательства стран часто имеют противоречия, разрешение которых требует согласованных правовых действий государств.

 Таким образом, противостояние преступной деятельности не представляется возможным без взаимодействия государств и заключения как двусторонних, так и многосторонних соглашений, регламентирующих разрешение вопросов, касающихся оказания международной правовой помощи. Лишь согласованные действия государств на правовой основе могут служить эффективным инструментом в борьбе с международной преступностью и стать препятствием для попыток избежать наказания.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильева, О.А. Международное публичное право: учеб. пособие / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 576 с.
  2. Сафаров, Н.А. Институт экстрадиции (выдачи): опыт национально- правовой регламентации / Н.А. Сафаров // Московский журнал международного права. – 2005. – №2 – С. 119- 147.
  3. Соколов А. Роль и значение института экстрадиции в борьбе с преступностью / А. Соколов, Я. Иеветис // Законность и правопорядок. – 2009. –  №3 – С. 68- 72.

 

 

 


Библиографическая ссылка

Тарасевич О.О. Значение института экстрадиции в борьбе с преступностью // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-253 (дата обращения: 03.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 308 | За неделю: 308 | Всего: 308


Комментарии (0)