ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Некоторые аспекты управления корпоративным инновационным потенциалом
Потапова Е.Н. 1

1. Институт законоведения и управления ВПА, г. Тула

Резюме:

Развитие инновационного потенциала корпоративных образований является необходимой частью стратегии повышения их инновационной активности. Инвестиции всех типов в инновационный потенциал корпорации представляют собой поток материальных, организационных или интеллектуальных ресурсов, интеграция которых обеспечивает рост инновационного потенциала. Это позволяет компании быстрее и эффективнее реагировать на смену запросов внешней среды.

Ключевые слова: инновационный потенциал, корпоративные образования, инновационная активность, инвестиции


 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

 

Е.Н. Потапова, студентка 3 курса

ЧУ ВО ИЗУ ВПА

Научный руководитель: Ю.В. Киселевич,

к.э.н., доцент, ЧУ ВО ИЗУ ВПА

 

 

Инновационный потенциал корпорации является ключевым фактором ее успеха. Непрерывное развитие идей создает основу для оптимальной стратегии компании, формирования ее портфеля товаров и услуг, структуры активов, методов и технологий производства. Корпорации, которые стремятся формировать и развивать свой инновационный потенциал, создают конкурентное преимущество, так как складывается система опережающих возможностей выживания и развития, усиливаются адаптивность и гибкость при принятии управленческих решений, возрастает вариативность используемых методов и технологий.

Корпорация, являясь наиболее сложной разновидностью юридического лица, предполагает наличие нескольких органов управления и внешнего контроля с диспозитивным распределением компетенций согласно законодательству и уставным документам, а также наличие особого порядка принятия стратегических решений, к которым относятся вопросы инновационного развития.

В российском законодательстве термин «корпорация» отсутствует, но в ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ [1] имеется дефиниция «открытое акционерное общество (ОАО)» и определены его принципы: юридическое лицо; бессрочное существование; наличие уставного капитала, разделенного на акции; свободная передача (отчуждение) акций; ограниченная ответственность; отделение собственности от управления; управление через систему специально создаваемых органов. Данный набор принципов является полностью тождественным набору принципов, присущих классической открытой корпорации в американской модели корпоративного управления, что позволяет нам считать открытое акционерное общество полным аналогом корпорации.

Однако в Российской Федерации и в других странах распространены и организационно-правовые формы, которым присущ усеченный набор принципов корпорации - ЗАО, ООО, Ltd, GmbH, inc и т.д. Поэтому компании этих организационно-правовых форм принято относить к корпоративным образованиям. Корпоративными образованиями считают юридически обособленные и зарегистрированные в надлежащем порядке хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность, основанную на принципах корпоративного управления, объединения финансовых активов участников, фокусирования исполнительной власти у профессиональных управляющих, а также предполагающие дробную структуру уставного капитала.

Особенности управления инновационным потенциалом определяются спецификой корпоративной формы ведения бизнеса, особой (эндемичной) системой управления и широким кругом стейкхолдеров. Основа данной формы ведения бизнеса - объединение капиталов, а не активов любых других форм, деловые цели, сложная структура, что в значительной мере отличает корпоративную форму от других организационно-правовых форм, в частности от некоммерческих компаний, частных компаний, товариществ, партнерств, кооперативов. Характерными чертами управления инновационным потенциалом в корпоративных образованиях, в первую очередь, являются:

  • финансирование инновационных разработок в виде привлеченных средств;
  • гораздо больший объем возможностей финансирования капиталоемких инновационных проектов, что можно объяснить тем, что рынок оценивает потенциал инновации, а не количество залогов с учетом дисконтирования;
  • оппортунизм менеджмента, основанный на асимметрии информации и конвергентной структуре целей и интересов основных групп стейкхолдеров;
  • профессионализм менеджмента, обратно коррелирующий с его ограниченной рациональностью в условиях роста турбулентности внешней среды;
  • диверсификация бизнеса, так как корпорации представляют собой средний и крупный бизнес;
  • структурирование бизнес-проектов с учетом асинхронности жизненных циклов продукта, стратегии развития, бизнес-моделей;
  • мультиплицирующий эффект при принятии ключевых решений в области инновационно-технологического развития на всю корпоративную цепочку создания ценности;
  • увеличение доли нематериальных активов в структуре инновационного потенциала корпоративного образования;
  • значение бренда и торговой марки для усиления инновационного восприятия компании и, следовательно, для роста ее инновационного потенциала.

Исходя из вышеотмеченных особенностей корпоративных образований, определим понятие «инновационный потенциал» применительно к рассматриваемым хозяйствующим субъектам как готовность к трансформации всей совокупности доступных ресурсов в инновации с учетом организационно-экономических и социокультурных возможностей корпоративных образований и институциональных факторов внешней среды.

Формирование современных трендов развития в сфере воспроизводства инновационного потенциала корпорации предопределяет становление инновационной системы управления в целом. Фундаментальным управленческим субъектно-объектным блоком является экономическое пространство производства новых знаний и технологий, а прикладным – экономическое рыночное пространство.

Выделим следующие закономерности становления инновационной системы управления в корпоративных образованиях:

  1. Управление инновационным потенциалом корпоративных образований как обособленная, бурно развивающаяся часть стратегии компании, связанная с выделением нематериальных активов.
  2. Появление и развитие нестандартных способов управления инновационным потенциалом, что предполагает создание неформальных связей и общение сотрудников организации, наличие образовательного капитала, развитие лояльности стейкхолдеров компании всех типов, развитие творческих индивидуальных способностей лидеров и персонала компании и их реализацию в рамках стратегических задач компании.
  3. Кардинальное изменение структуры корпоративного контроля в современных образованиях корпоративного типа.
  4. Адаптивная и юридически технологичная смена руководства корпоративного образования в зависимости от стадии жизненного цикла и стратегии инновационной активности.
  5. Создание условий, способствующих сокращению трансакционных издержек внутрикорпоративного взаимодействия и развитию корпоративного пространства, ведущего к росту нематериальных активов корпорации.
  6. Расширение возможностей для финансирования инновационных разработок за счет дополнительной эмиссии акций под конкретные проекты.
  7. Развитие инновационного потенциала за счет повышения качества взаимодействия с потребителями и акционерами. Использование технологий коллективной генерации нового знания - мозговые штурмы, коворкинг, краудсорсинг.
  8. Быстрое наращивание инновационного потенциала за счет внешних приобретений инновационных компаний, владеющих необходимыми патентами, ноу-хау и подобным за счет обмена ценными бумагами.
  9. Увеличение процессуального разнообразия за счет диффузии различных организационных культур внутри сложной интегрированной корпоративной структуры.
  10. Большие возможности для альянсов и совместных инновационных исследований и разработок.
  11. Доступность государственного финансирования в области фундаментальных отраслевых исследований и разработок через специальные фонды и государственные программы.

Инновационный потенциал корпоративного образования является основой для инновационной деятельности и производным от большого количества факторов и закономерностей. Выделим объективные и субъективные формы инновационного потенциала: к объективным относем как набор существующих материальных и нематериальных ресурсов, задействованных в инновационном развитии, так и связи, возникающие при их функционировании; к субъективным - скрытый нереализованный набор ресурсов, который присущ, в первую очередь, персоналу корпорации, возможностям новых инновационных решений во всех областях и уровнях управления. Также можно выделить два типа инновационного потенциала - внутренний и внешний - в зависимости от расположения элементов потенциала. Внутренняя форма предполагает институционализацию системы внутренних микросоциальных взаимодействий всех участников инновационного процесса между собой и с ресурсным обеспечением. Внешняя форма нацелена на формирование институтов системы внешних социальных и мегасоциальных трансакций с учетом размера корпоративного образования, степени агрегированности со стейкхолдерами в инновационную деятельность, с учетом зависимости от институциональной среды в области поддержки инноваторства.

Под эффективностью инновационного потенциала подразумевается отношение затрат на осуществление всех форм и видов внутренних и внешних инновационных процессов к получаемому результату в виде эндогенной способности к трансформации и производству новшества.

Выделим следующие критерии эффективности системы управления в части развития инновационного потенциала корпораций:

  • критерии эффективности работы с информацией (барьеры, шумы, минимизация затрат на поиск, актуализацию, распространение, хранение информации);
  • критерии эффективности организационной культуры и корпоративных традиций (власть авторитета лидера, толерантность, эмпатия, инновационный дух);
  • критерии стратегичности высшего руководства (его нацеленность на инновационное развитие, способность к привлечению сотрудников всех уровней к созданию инноваций);
  • критерий качества работы инфраструктуры и обслуживания подразделений (информационные технологии, юристы, менеджмент в области внедрения инноваций);
  • понятная система мотивации инновационной активности (наказание не за отрицательный результат работы, а за отсутствие попытки внедрения новшества);
  • критерии качества организационной структуры (скорость реакции на изменения внешней среды и запросов потребителей; способность к интеграции разных организационных структур - бюрократической, адаптивной, матричной);
  • критерии позиционирования компании во внешней среде и поддержки бренда (высший уровень транспарентности, восприятие потребителями бренда как создающего инновационную потребительскую ценность);
  • критерии качества организации работы в командах для решения конкретных инновационных задач (общие разделяемые цели, распыленное лидерство, командное вознаграждение);
  • критерии организации работы проектным методом (выделение обособленных инновационных проектов, сочетание интеграции и дифференциации при управлении, матричная структура).

В основе инновационной деятельности лежит инновационный потенциал, следовательно, развивать инновационную деятельность необходимо, прежде всего, с исследования и оценки инновационного потенциала.

Развитие инновационного потенциала корпоративных образований является необходимой частью стратегии повышения их инновационной активности. Инвестиции всех типов в инновационный потенциал корпорации представляют собой поток материальных, организационных или интеллектуальных ресурсов, интеграция которых обеспечивает рост инновационного потенциала. Это позволяет компании быстрее и эффективнее реагировать на смену запросов внешней среды.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015г.)//[Электронный ресурс] Консультант плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743 (дата обращения 06.04.2015г)

Библиографическая ссылка

Потапова Е.Н. Некоторые аспекты управления корпоративным инновационным потенциалом // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-250 (дата обращения: 25.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 313 | За неделю: 313 | Всего: 313


Комментарии (0)