ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах и на приграничных территориях
Аминова А. А. 1

1. Оренбургский Государственный Университет

Резюме:

Автор делает вывод, что в последнее время законодательная база, регулирующая особенности организации местного самоуправления в ЗАТО, наукоградах и на приграничных территориях достаточно обширна. Однако существует ряд проблем по организации местного самоуправления в данных муниципальных образований, которые требуют и законодательного решения.

Ключевые слова: Местное самоуправление, закрытые административно-территориальные образования, наукограды, приграничные территории


 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, НАУКОГРАДАХ И НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

 

А. А. Аминова, студентка 1 курса.

Оренбургский государственный университет

Научный руководитель: М.А. Иванова,

к.ю.н., доцент, ОГУ

 

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1].

Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей для совместного решения вопросов, носящих местный характер, местное значение. Другими словами, местное самоуправление – это часть социального и государственного управления в целом[2].

Федеральное законодательство не раскрывает понятие муниципального образования, однако данное понятие было дано в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 1995 г. В законе 2003 г. дан только перечень муниципальных образований. Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. В Законе установлены особенности для некоторых муниципальных образований. Такие особенности, в том числе установлены для ЗАТО, наукоградов, приграничных территорий.

Так, согласно ст. 1 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» ЗАТО признается муниципальное образование, на территории которого имеется объект военного и (или) ядерного назначения. Очевидно, что для данных объектов нужен особый режим безопасности и, в некотором роде, секретности [3].

Особенности организации местного самоуправления в, ЗАТО выражены необходимостью определения баланса между обеспечением особого режима безопасного функционирования и охраны государственной тайны, что представляет собой некоторую централизацию, и местным самоуправлением, что предполагает децентрализацию. ЗАТО – это самостоятельный вид муниципального образования, который создается только в виде городского округа, городские округа не входят в состав муниципальных районов, на территории которых они расположены. То что, ЗАТО создается только в виде городского округа, обусловливает соответствующий перечень вопросов местного значения, имущества, входящего в состав муниципальной собственности, особенности формирования системы органов местного самоуправления. Также необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает особый порядок присвоения территории статуса ЗАТО: необходимо решение Президента РФ по предоставлению Правительства РФ при согласовании с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории. А решение о преобразовании или об упразднении, ЗАТО также принимается Президентом РФ.

Если говорить о территории и границах ЗАТО, то они определяются исходя из особого режима безопасного функционировании организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Также при установлении и (или) изменении границ, ЗАТО и при его преобразовании требования законодательства РФ об его учете мнения населения не применяются. Необходимо упомянуть и о том, что границы, ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по отдельным вопросам (например, по вопросам установления административной подчиненности). Существуют особенности, которые непосредственно связаны с ведением хозяйственной и любой другой экономической деятельности на территории ЗАТО. Глава администрации назначается по результатам конкурса по контракту, при формировании комиссии 1/3 ее состава назначается федеральными органами исполнительной власти, введении которых находятся объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО. Нельзя не выделить то, что оно получает дополнительное финансирование из федерального бюджета.

Одним из особых видов муниципальных образований являются наукограды. На данный момент особенности организации местного самоуправления в наукоградах установлены ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»[4].

Наукоград – это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим-производственным комплексом, другими словами, с совокупностью организаций, осуществляющих научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

   Действующее законодательство также предусматривает специальный порядок присвоения территории статуса наукограда: нужно соответствующее решение Правительства РФ, вдобавок статус присваивается на определенный срок и Правительство РФ утверждает приоритетные направления развития научной деятельности в соответствии с государственными приоритетами. Нельзя не сказать о том, что медицинская помощь населению наукограда оказывается в медицинских учреждениях Федерального медико-биологического агентства, а не в муниципальных учреждениях здравоохранения. Что касается финансирования, наукоград получает дополнительные межбюджетные трансферты из федерального бюджета через бюджет субъекта РФ.

   Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях обусловлены необходимостью обеспечения охраны и защиты Государственной границы РФ. Законом РФ «О Государственной границе РФ» предусмотрен особый порядок въезда и выезда, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, временного пребывания, ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне[5]. Также уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть представлены должностными лицами органов местного самоуправления по пограничным вопросам.

   Органы местного самоуправления предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы РФ, выполняют дополнительные функции, которые связаны с содействием пограничным органом в защите Государственной границы.

   Подводя итог, мы пришли к выводу, что в последнее время законодательная база, регулирующая особенности организации местного самоуправления в ЗАТО, наукоградах и на приграничных территориях достаточно обширна. Однако  существует ряд проблем по организации местного самоуправления в данных муниципальных образований, которые требуют и законодательного решения.

 

Литература

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2016)
  2. Иванова М.А. Муниципальное право// Оренбург, 2015
  3. Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 13.07.2015) "О закрытом административно-территориальном образовании"
  4. Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 20.04.2015) "О статусе наукограда Российской Федерации"
  5. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 30.12.2015) "О Государственной границе Российской Федерации"

 

 

 

 


Библиографическая ссылка

Аминова А. А. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах и на приграничных территориях // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-25 (дата обращения: 28.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 381 | За неделю: 381 | Всего: 381


Комментарии (0)